Пятница, 29.03.2024, 00:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

1975 ГОД

СОЛДАТСКИЕ ВЕРСТЫ

Строительство Ургала посланцы Украины начали почти одновременно с укладкой первого звена воинами-железнодорожниками.
«В конце сентября 1974 года в хмурых сумерках замельтешил над сонным Ургалом, закружился новый снег… Палатки ставили особые: сруб из листвянок, сверху брезент, посередине – печка.
Когда кто-то поднял выпавший из ковша ком земли – тяжелый, с искристыми прожилками то ли инея, то ли льда, на вечную мерзлоту сбежались посмотреть все. Виктор Каждан сбил фуражку на затылок, смахнул рукой пот, процитировал: «В том или ином проявлении вечная мерзлота простирается вдоль всей трассы будущей магистрали». Потом скомандовал: «По местам!»
Когда их «батя» - Константин Дмитриевич Курочкин – одним из первых прибыл в Ургал (хозяйство Курочкина было еще в пути), изыскатели забеспокоились: «Какие там десанты воинов-железнодорожников? Документы еще на утверждении. Подождите». Курочкин ответил: «Ждать некогда».
Строили кухню, столовую, овощехранилище, казармы – солдатский городок. Вечерами смотрели кино. Однажды потом крутили «Таежный десант», - там еще на станции первый костыль забивают.
– А что, парни, не пора ли нам полировать «серебряный»?
Всю осень 74-го устраивались. К началу февраля появилась «земля» - отсыпка по старому полотну. Можно было выходить на примыкание – ветку, по которой пройдут грузы для тылов, которая обеспечит зашивку рельсо-шпальных решеток.
 В это время уже яростно соревновались за право забить первый костыль на восточном плече БАМа. Такая честь выпала Леше Смирнову – путейцу-профессионалу со станции Дивья Пермской области.
День был будничный – группа солдат в бушлатах у насыпи, морозные дымки столбами уходят в небо над крышами по-прежнему тихого Ургала. Но вот среди белых снегов и черных бушлатов взметнулось алое. Смирно! Равнение – на знамя!. Комсорг прапорщик Александр Кузьменко, ростом невысокий, но собранный, ладный, чеканил строевым. Тяжелый бархат с золотыми кистями плыл вдоль замерзшего строя.
Первое звено решили уложить за Героя Советского Союза сержанта железнодорожных войск Виктора Мирошниченко.
Приехал Курочкин. Шел медленно вдоль строя. Парни не понимали – чего это он, день ведь обычный. Может, один Курочкин осознавал тогда значимость этих минут.
- Для вас – это первая стройка в жизни, - сказал он. -  Для вас она – начало. Большое начало!
Леша Смирнов принял от Каждана блестящий отполированный костыль. И, заволновавшись, не заметил, как пальцы сразу прихватило холодным металлом. Мороз был под сорок, даже от электровакуумного молотка пришлось отказаться. Офицеры взяли под козырек.
Смирнов шагнул к насыпи. Здесь все уже было готово к укладке: лапы, молотки, шаблоны, разложены шпалы, наживлены подкладки, поставлены рельсы.
- …БАМ! – тяжело ухнула кувалда.
- …БАМ! – звонко отозвались рельсы.
- …БАМ! – гулкое эхо  разорвало сонную тишину.
Константин Дмитриевич Курочкин взглянул на часы. Ровно девять утра, 5 февраля 1975 года.
Так начинались солдатские версты БАМа. Первая страница в славной книге, которую написали своими делами «железные солдаты» на восточном участке магистрали.


(Демин А, Листая старую тетрадь - читать далее)

Почти пять лет вели укладку главного пути воины-железнодорожники – 500 с лишним километров. Почти на каждом из них – горные ручьи и речки, скальные прижимы, зыбкая болотистая марь. А двухкилометровый Дуссе-Алиньский тоннель, намертво замурованный льдом?

(Дуссе-Алиньский тоннель (Страницы истории) - читать далее).

Несмотря на пятидесятиградусные морозы, когда закручивалась краска на вагонах и гвозди разрывались от холода, не было времени на акклиматизацию, и плохо работала техника при низких температурах, в рекордно короткий срок за 5 месяцев отряд строителей построил первые четыре общежития, столовую и котельную с инженерными сетями.
Еще 14 января первые 60 строителей стали новоселами двухэтажного общежития. В начале февраля зима пошла на убыль. И первый рабочий праздник пришел в Ургал: сдали котельную, столовую «Дончанка». Вода и тепло были поданы еще в два общежития, и поезд совсем опустел. Ушел он с третьего разъезда, исчезала улица Донецкая, тянувшаяся вдоль вагонов. Только строительные материалы еще остались вдоль тупика, но вскоре и они были перевезены на стройплощадку. Теперь уже следа нет на том месте, где три месяца стоял поезд, с которого начался поселок на БАМе.
Радовались как дети. В комнатах горячие радиаторы, горячая и холодная вода, электроплиты. После вагонов комнаты казались очень просторными и светлым.  Володя Сечкин, бульдозерист-экскаваторщик, за которым закрепилась репутация специалиста экстра-класса (он вел планировку строительных площадок так, что без нивелира можно было обойтись), пошутил:
- Привык в вагоне к жесткой постели, так и тянет матрац на полу расстелить.
В феврале строители заселили четыре общежития по 60 мест каждое, оборудовали вагончики под жилье для семейных.
В первоначальном проекте это были обыкновенные бараки, с которых начинаются многие стройки.
 - А что, если сделать по-другому? – предложил еще в поезде недавний выпускник Московского Архитектурного института Александр Лысогор (он попросился в отряд «Донбасс» мастером-строителем). – Сразу предусмотреть максимум удобств, придать зданиям красивый вид…
Лукьяненко поставил ему три условия: новые конструкции не должны быть сложнее прежних, строительный материал – дерево, и все в пределах первоначальной сметы.
Молодой архитектор справился с поставленными задачами. Так в суровый северный пейзаж вписался украинский мотив.
Укрстрой принес на строительство БАМа свой особый стиль, свой подход к решению многих вопросов.  Временный поселок – это не унылые бараки, а двухэтажные дома оригинальной конструкции с удобной планировкой, отоплением, ваннами, туалетами, горячей и холодной водой. В общежитии – комнаты на два-три человека, просторный холл, который может стать и танцевальным залом, и местом проведения диспута.
Первостроители гордятся временным поселком, где все сделано добротно, основательно. Двенадцать общежитий, столовая, магазин, больница, учебно-консультационный пункт Хабаровского политехнического института. Чтобы открыть его, руководство Укрстроя, депутаты поселкового Совета обратились в краевые партийные и советские органы. Бамовцам пошли навстречу. Теперь без отрыва от производства молодые рабочие могут получить специальность инженера по ремонту и эксплуатации дорожно-строительных машин, по возведению мостов и тоннелей. Консультируют ведущие преподаватели вуза, а с помощью видеомагнитофона всегда можно прослушать лекции по основным дисциплинам.
Иван Симон заполнил еще одну страницу дневника:
«В выходной день без конца ходим по комнатам в гости друг к другу, перезнакомились, подружились. Ехал я на БАМ – было у меня в поезде всего двое знакомых – из дому, из Макеевки. Никогда прежде не знал я этого прекрасного чувства -  чувства огромной семьи. Людская спаянность, товарищество, душевная близость с особой силой проявляются, пожалуй, только в такой «коммуне», когда и труд, и бой – все пополам, все общее. Как с этим хорошо работается, как хорошо живется! Душа словно очищается от всего мелкого, наносного, и жить и мыслить хочется как-то шире, значительнее, что ли…»
Из Ургала в Киев, в ЦК Компартии Украины, отправили телеграмму: «Все готово для приема новых отрядов. Ждем пополнения. Лукьяненко».
Теперь надо было строить жилье для новых отрядов.
1 марта встречали строителей из Киева. Через две недели прибыл отряд львовских добровольцев «Карпаты», 14 апреля – отряд «Харьков». Харьковчанам повезло. С поезда – и в баню. За день до их приезда был введен в строй банно-прачечный комбинат. Так что «крестили» новичков веничком и жарким паром.
- Когда вы все успели понастроить? – удивлялись новобранцы, знакомясь с поселком. – И здания у вас как в Карпатах – с мансардами.
 - Это общежития, –  пояснил Валерий Чижов. – Детище Александра Лысогора. А мансарды – это клуб, библиотека, телевизор…
22 августа прибыл четвертый отряд «Днепр» из Днепропетровска. Всем им необходимо было жилье. То есть, вырос целый городок строителей.
Часть отряда «Киев» прибыла в начале марта. Для киевлян было подготовлено общежитие – пятое в поселке. Его построила за месяц бригада А. Тура. Бригада была командирована из Донбасса на помощь отряду строить столовую, котельную, мастерскую.
Если прежние бригады, приезжавшие на Ургал, были из монтажников, то теперь это плотники и столяры высокой квалификации. К их приезду была отсыпана площадка под общежитие, и сразу приступили к делу. Пятое общежитие было гораздо сложнее прежних: кроме мансарды, на втором этаже десять комнат. Комнаты небольшие, уютные. Уехали хлопцы, а в это общежитие часто заглядывают постоянные рабочие отряды – есть чему поучиться.
В феврале была построена контора Укрстроя. Отапливалась она электричеством. Первые несколько дней было настолько холодно, что работали в конторе в полушубках. В марте потеплело на улице, потеплело в конторе.
В то же время построили больницу на 25 мест. Но больницу нельзя было открывать, пока к ней не подведена теплотрасса. Это два с половиной километра труб. Сантехники эту трассу назвали «Малый БАМ». Очень трудно строить здесь теплотрассы. Для труб необходимо мастерить короба, утеплять минватой, опилками. Сверху укладываются деревянные щиты или доски. Это и трасса и тротуар.
Пока сантехники прокладывали «Малый БАМ», бригады В.Барышева,  А. Зосимова, С. Полищука начали строить новые общежития. 4 апреля завершено строительство еще двух общежитий. Их возвели с хорошей оценкой бригады Укстроя Анатолия Анатольевича Зосимова и Владимира Николаевича Барышева. В этих общежитиях поселятся 150 человек из строительного отряда «Харьков», который прибывает на БАМ через неделю.
Тогда же заложили почту, библиотеку, два магазина, банно-прачечный комбинат. Когда так широко развернулось строительство, оказалось, что не хватает материалов. Не было их и у генподрядчиков. Строители нашли выход: была срочно запущена пилорама. Работала круглосуточно. Первые доски пошли на короба для теплотрассы, первые опилки на их утепление.
12 апреля. Буровиками обнаружена целая подземная река; ее достаточно чтобы обеспечить город с населением в 10 тыс. человек. Кварталы города Ургала еще на кальке, а специалисты уже заканчивают монтаж артезианских колодцев.
Быстро рос на таежной земле рабочий поселок. Одновременно сооружалось несколько объектов: общежития, детский сад, школа. Создавалась промышленная база. Комсомольско-молодежная бригада Владимира Барышева досрочно подготовила к сдаче магазин промышленных товаров. «Молния» поздравила бригаду с трудовой победой.
- Володя Молодцов, - рассказывает Барышев, - до войны строил одну из донбасских шахт, работал на откатке вагонеток и каждый день ставил личный рекорд. А в сорок четвертом героя-подпольщика казнили фашисты в оккупированной Одессе.
- А его зарплату будем переводить в Фонд мира, - сказала Антонина Викулова.
Комсомольско-молодежная создавалась в год 30-летия Великой Победы. Коммунист Владимир Барышев предложил парням и девчатам включить в состав бригады Героя Советского Союза Владимира Молодцова. Все 18 членов бригады были «за».
Народ в бригаде хороший. Средний возраст 24 года. Каждый – специалист не ниже четвертого разряда. Шестеро коммунистов, двенадцать комсомольцев. Барышев старше других. Ему 32 года. «Плотник – золотые руки», - говорят о нем. Умелый, хозяйственный командир, организатор. «Полторы нормы в день!» стало девизом комсомольско-молодежного коллектива.  Назвать лучшего в бригаде В. Барышев затруднялся: «Как назовешь лучших, если нет худших? Все работают как полагается. Стараются все. Возьмем Сашу Яковлева. Он у нас самый молодой – всего 20 лет. Но уже больше года как член партии. Монтажник высшей квалификации. Звеньевой. А у других еще стаж за плечами».
Но когда в Укрстрое подводили итоги патриотического соревнования в честь 30-летия Победы, лучшей назвали Антонину Викулову. Активная общественница, депутат поселкового Совета, она удостоена чести сфотографироваться у знамени Победы.
Полторы нормы ежедневно давала бригада отделочников Владимира Кривоблоцкого на сооружении школы. Но когда пришлось поднять выработку, чтобы сдать школу раньше, бригада пошла на выполнение двух норм в день.
Самое большое и красивое здание в молодом поселке – школа. С просторными классами, уютными интерьерами, большим спортивным залом. Она рассчитана 192 учащихся. А по вечерам за парты будут садиться молодые строители – для них открыта школа рабочей молодежи.
Всего 2 месяца потребовалось отряду «Харьков», чтобы возвести это здание. Бригады Николая Ткача и Геннадия Дубины, встав на трудовую вахту в честь XXV съезда КПСС, каждый день выполняли норму на 150-180%. А получалось, что финиш у бригады Кривоблоцкого должен быть еще выше – две нормы!. Вот такие темпы на БАМе.
Бригадир Николай Ткач:
«8 июля мы начали работать на школе. До первого звонка немного. А школа большая, десятилетка. Опоздать понятно нельзя. И мы сдали школу к 23 августа – к годовщине освобождения Харькова от фашистов. Бригада Геннадия Дубины вызвала нас на соревнование. Они победил. Но мы тоже работали хорошо»
Николай Иванович Лукьяненко, начальник Укрстроя, говорит о роли социалистического соревнования:
«Когда идет соревнование, рабочие сами решают многие вопросы. Иначе нельзя – соперники могут обогнать. Возьмем школу. Как-то ночью надо было привезти с пилорамы доски. Поехали за ними Павел Калашник, Анатолий Уризченко и Григорий Родин, которые, замечу, свою смену отработали. Готовые доски погрузили. Их оказалось мало: рамщик заболел. Тогда, чтобы бригада не потеряла рабочего времени, на пилораме остался Анатолий Уризченко, и перебоев с досками больше не было. В другой раз две смены подряд  работали Григорий Родин с Юрием Остранчуком из бригады Геннадия Дубины. Стройке требовалась специальная доска – вагонная. Вдвоем они обеспечили обе бригады. Взаимовыручка и поддержка – вот что такое соревнование…»
Школа по проекту выглядела как два длинных щитовых барака, поставленных под углом друг к другу. В Ургале от такого проекта отказались. Увидели рисунок школы для районов Севера в журнале «Архитектура СССР». Прикинули, подумали – сделали свои чертежи. Построили. Красиво, удобно, современно.
Веселый звонок позвал 1 сентября юных бамовцев в школу. Таежные цветы ребята вручали не только учителям: огромные букеты преподнесли строителям бригад Н. Ткача, Г. Дубины, В. Кривоблоцкого, руководителям Укрстроя.
Государственная комиссия приняла школу на неделю раньше срока с оценкой «отлично».  Отделочникам В. Кривоблоцкого после окончания смены приходили помогать комсомольско-молодежные коллективы В. Можайского и О. Антонюк, а потом подключились и другие бригады.


(Мавлютина Т. 20 лет – это самый расцвет - читать далее)


Началась в Ургале подготовка к строительству капитальных домов. Готовились к историческому моменту – закладке фундамента четырехэтажного дома, первенца будущего города железнодорожников. Возводить город на вечной мерзлоте непросто. Вместо привычного фундамента – 12-метровые сваи. Только для одного дома их надо больше двухсот. Пробовали забивать – крошатся, как парафиновые свечи. Один выход: бурить скважины. Получили это дело бригадам Владимира Мамаева и Виктора Наумца – самым опытным бурильщикам. Но дело опять не пошло. Веками промерзшая земля намертво схватывала бур.
Пришлось Лукьяненко и Жолобнюку собирать «научный консилиум» - инженеров, проектировщиков, буровиков. Вариантов было много, потом сошлись на одном. Стали использовать пар. Бурят 100-миллиметровую скважину, в нее опускают металлическую иглу и пропускают пар. Скважина размягчается, образуется хорошее основание, на которое и ставят сваи. Экономисты подсчитали: стоимость фундамента уменьшается втрое.
В начале мая были пробурены первые скважины для свай 48-квартирного дома. Полугодовой юбилей своего пребывания на БАМе строители отметили установкой первой сваи.


1975 год. Другие события.


25 апреля 1975 г. по новому мосту через Бурею пошли машины с грузами для строителей магистрали. Мост длиной свыше 600 метров строился немногим больше ста дней.
11 июня. Комсомольско-молодежный экипаж бурового станка Владимира Лосева пробил первую скважину под фундамент больницы. Строительство ее будет вести отряд «Киев». В комплекс больницы входит стационар на 150 коек, поликлиника, хозяйственный корпус, котельная, главный и хозяйственный корпуса будут соединены надземным переходом.
18 июля началось строительство промышленной базы в Ургале. Уже в нынешнем году сооружены бетонно-растворный узел, котельная, механическая мастерская, контора, склады. Для этого надо отсыпать более полмиллиона кубических метров грунта. Всего предстоит освоить 5,5 миллиона рублей капиталовложений. Строить промбазу поручено отряду «Донбасс». Бригада А. Зосимова приступила к сооружению железнодорожных тупиков.
Ноябрь – минул год с того дня, когда на таежном берегу реки Ургал высадился первый отряд украинских строителей. 300 посланцев Донбасса возвели светлые благоустроенные дома для своих последователей – отрядов «Киев», «Харьков», «Карпаты», «Днепр». Теперь армия украинских строителей насчитывает в своих рядах выше тысячи человек. Выросли улицы Донецкая, Киевская, Бамовская, Строительная. Есть в юном городе своя школа, детский комбинат «Гуцулочка», столовая, больница, магазины. Завершается строительство многоквартирного жилого дома, закладывается еще одно пятиэтажное здание. Вводится клуб – со спортивным залом, библиотекой, комнатами для кружков. В клубе разместится и музей боевой славы. Укрстрой почти на 3 месяца раньше срока выполнил план.
7 ноября в Ургале засветились голубые экраны – строители магистрали впервые увидели на экранах телевизоров передачи из Москвы и Хабаровска. В канун праздника государственная комиссия с высокой оценкой приняла телевизионную станцию «Орбита» и ретранслятор. В зоне вечной мерзлоты, на скалистом грунте строители возвели их на два месяца раньше срока.
В 1975 г. в строящемся поселке живет уже 900 человек.
Растет поселок украинских строителей. А рядом строится сама магистраль.

(Прохоров, Б. В хозяйстве Курочкина - читать далее) 

(Воспоминания о К. Д. Курочкине - читать далее)


О подвиге воинов-железнодорожников говорят мемориальные камни в Новом Ургале и п. Чегдомын.

(«Памятный знак в честь воинов-железнодорожников в Новом Ургале» - читать далее)

(«Памятный знак в честь воинов-железнодорожников в п. Чегдомын» - читать далее)


Аллея железнодорожников проложена в Новом Ургале в 2016 г. в память о тех, кто клал первые километры БАМа, в память о Курочкине Константине Дмитриевиче, их первом командире.
Воины-железнодорожники 22 апреля сдали временный мост через Бурею. От Ургала на восток уже проложены первые километры будущей железной дороги.
А летом этого же года, когда Бурея показала свой нрав, воины вступили с ней в битву, защищая свой мост. По всей Бурее были снесены все мосты, кроме единственного временного железнодорожного моста БАМа.


(Пушкарь, А. Баллада о железных солдатах - читать далее)

Источники:
БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки. Выпуск второй  – Хабаровское кн. изд-во,  1976 – С. 301- 326
«БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки- 1980. Выпуск седьмой. – Хабаровское кн. изд-во: Амурское отделение Благовещенск. – 1980. – С. 207-208)
БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки- Специальный выпуск: посвящается открытию рабочего движения по всей магистрали.  – Хабаровское кн. изд-во: Амурское отделение Благовещенск. – 1984. – С. 391
Колбаска, М.  Десять лет подвига / М. Колбаско  // БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки. одиннадцатый – Хабаровское кн. изд-во: Амурское отделение Благовещенск. – 1985– С. 162 - 176
Павлив, И. Здесь будет город: записки строителя  /И. Павлив // БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки. Выпуск второй  – Хабаровское кн. изд-во,  1976 – С. 321- 326
Пушкарь, А. Баллада о железных солдатах /А, Пушкарь // Павлив, И. Здесь будет город: записки строителя  /И. Павлив // БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки. Выпуск второй  – Хабаровское кн. изд-во,  1976 – С. 385- 387