Среда, 18.09.2019, 09:18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 115
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

«Возвращение» в Умальту


Прочитав в газете статью «Поделись своими воспоминаниями» от 6 ноября, я невольно окунулась в школьные годы – самое весёлое и беззаботное время юности. По просьбе работников архивного отдела и просто по желанию души своей, я с удовольствием расскажу о далёких 40-50-х годах уже прошлого столетия.
1947 год, август. Конечная станция поезда из Хабаровска – Ургал (тогда он был единственный). Ехали мы с папой четыре дня. Это из Хабаровска – то! В вагонах верхние полки смыкались, образуя широкие нары. Между купе, наверху, были перегородки высотой не более 50 см. Нары просматривались на протяжении всего вагона. Высадились мы, и папа пошёл искать умальтинские машины. Они приходили к поезду за грузом и за людьми. Погрузились все умальтинцы в кузова трёх машин и поехали…
  На пути была грозная река Бурея. Она встретила нас страшным, огромным, мутным потоком. Паром стоял на приколе. Паромщик отказался переправлять не только машины, но и людей. Однако храбрые, подвыпившие мужчины заставили его переправить людей. На середине этого грохочущего потока «нос» парома стал погружаться в воду. Все перебрались на корму. Трос не выдержал и лопнул. Паром понесло вниз по течению. Паромщик дал команду женщинам и детям перебраться в лодки, что мы и сделали, а мужчины «поехали» дальше до первого залома, у которого и застрял паром. Перебравшись через залом на берег, они дошли до с. Шахтинское. Там была угольная шахта, которая снабжала Умальту углём. Его вывозили машинами, на них мы все и добрались до Умальты.
По дороге было ещё одно приключение. Вылезая из лодки на берег, край которого обвалился, я вместе с ним «нырнула» в воду. Меня вытащила за воротник пальто Антонина Николаевна Барковская. Она вела литературу и русский язык в Умальтинской средней школе. Я этого ещё не знала, когда она меня тащила из воды. Таким мне запомнился путь в Умальту.
1 сентября 1947 года я села за парту в 8-й класс Умальтинской средней школы. Директором школы была Рыхлик Маара Васильевна, завуч – Штефан Рудольф Францевич. Классным руководителем – Губанова Евгения Кирилловна (в 10 кл.). Химию и биологию (Дарвинизм) вела Чайковская, военное дело и физкультуру – Полунин Николай Иванович, физику в 9 кл. –Цай Георгий Иванович, математику – Пяк Любовь Сергеевна (его жена), немецкий язык преподавала Штефан Екатерина Яковлевна.
В 1950 году я закончила Умальтинскую среднюю школу. Нас было пять выпускников: ТуамоловаТэрта (с ней я переписываюсь до сих пор), Кох Валентин, Матушкин Володя, Фризен Андрей, Грибель Шура. А в 9-м классе с нами учились Братчиков Иван, Николайчук Женя и Даша, Каутц Нина. Школа – одноэтажное здание в виде буквы «п». В одном крыле жили директор школы, завуч с семьёй и Цай Г.И. с семьёй. С ним у меня произошла встреча в поезде в 1948 году. Георгий Иванович ехал по направлению работать в Умальтинскую среднюю школу, а я, после каникул, в 9-й класс. Он и его жена всю дорогу меня расспрашивали про рудник и школу. Как могла и что знала – я отвечала на их вопросы. Мы познакомились и сдружились на многие годы. Он – учитель мой, директор, наставник, воспитатель. Он сделал из меня, и не только из меня, педагога, и я ему очень благодарна за это, и всегда помню его.
В школе проводилась большая общественная работа. Ещё в 8-м классе меня избрали комсоргом, а несколько позже я стала работать на полставки пионервожатой. Руководил работой и во всём помогал мне наш завуч Рудольф Францевич – мы называли его «Ленин». Он очень был похож на Владимира Ильича. С любовью и желанием мы участвовали в художественной самодеятельности: пели, танцевали, «строили пирамиды», играли на различных музыкальных инструментах, ставили сценки из литературных произведений. Например: из «Бахчисарайского фонтана» (А.С.Пушкин) - Туамола Тэртаи Борис Воронин сыграли сценку  «Встреча у фонтана». Струнным оркестром у нас руководил пожилой музыкант Бунчиков, а потом молодой Бошман Давыд Давыдович. Хорошо играл на баяне и пел Медведев Иван. Постоянными участниками художественной самодеятельности были (кроме названных) Тарасов Михаил, Шаповалов Володя, Бархатова Ира. Хором руководила Губанова Евгения Кирилловна – наш математик и классный руководитель. Мы выступали в клубе на вечерах и праздниках. Жители Умальты очень тепло нас встречали и любили наших «артистов».
Директором клуба был настоящий профессионал Краузе Рудольф Фёдорович. Когда-то он был директорам Хабаровского цирка, а в 40-х г. мой папа Грибель Рудольф Густавович директором театра Музыкальной комедии. Они неплохо сотрудничали. Рудольф Фёдорович был очень требовательным и строгим. Нас, учащихся старших классов, на вечерние сеансы в кино пускали только по записке с фамилиями, заверенной подписью и печатью от завуча или директора школы. При подходе к клубу наши мальчики заранее снимали шапки. Школьный двор мы содержали в чистоте и порядке, высаживали холодостойкие цветы (ноготки, касмею), а часть двора обсадили черёмухой. Заросли её до сих пор говорят о нашей работе. Черёмуху не вырубили!..
Хочу ещё сказать о красивейшей дороге, идущей от с. Шахтинское до Умальты. Слева – невысокие горы, поросшие лесом. Местами в них устроены ниши для разъезда встречных машин. Справа – пропасти, смотреть страшно. Страшно, но красиво! Кроны деревьев смыкаются своими верхушками, образуют зелёный коридор летом и снежный – зимой. Умальтинские дорожники в то время за этой дорогой хорошо следили. А вот с Чегдомына до левого берега Буреи было очень трудно добраться: ключи и речушки, хилые мосточки, болота с лижнёвкой – настилом брёвен и досок по колее.
Весной 1950 г. Мы сдавали выпускные экзамены. Требования были высокие: если первый экзамен (сочинение) сдан на «2», к остальным не допускались и вместо свидетельства (аттестата зрелости) выдавалась справка. Справка не давала права поступления в институт, а только подтверждала, что человек прослушал курс наук за среднюю школу. К общему нашему сожалению, у нас был один такой случай в 1949 г. Я с этой девочкой в 60-х годах не раз встречалась в Чегдомыне и рада тому, что справка Умальтинской средней школы не помешала ей хорошо устроиться в жизни, работать и быть довольной. У меня о школе, где проучилась три года, самые тёплые воспоминания. Я благодарна всем учителям, учившим меня, давшим путёвку в жизнь.
Учителю
«Ты дерзай, твори и думай,
Ведь тебя главнее в школе нет,
Ты на этой бригантине шумной
Капитан, и штурман, и поэт».

А.Фризен, бывшая ученица Умальтинской средней школы 1947-50г.г.


Источник:
Фризен,А. «Возвращение» в Умальту. /А.Фризен // Рабочее слово. – 2004. - 4 декабря. - С.3.