Среда, 18.09.2019, 08:40
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 115
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дореволюционные маёвки в Софийске

…Шел 1916 год. Ровно в 5 часов утра на Софийских приисках загудел гудок, возвестивший начало рабочего дня. Сотни изнеможенных старателей: русских, китайцев вышли на добычную работу. Пятнадцать часов в сутки должны они были трудиться в поте лица своего, чтобы заработать скудные гроши.
Купец-промышленник, урядник и жандарм вершили судьбы трудового люда на Софийских приисках. А у этой всемогущей троицы был один закон – наживаться не работая. Их верной опорой был поп, отравлявший религиозным ядом умы людей, проповедуя: «Терпение, чадо мое, и послушание, господь бог на том свете порадует вас». Ясно, что после такой проповеди и пятнадцатичасового изнурительного труда у трудящихся ничего другого не оставалось, как беспробудное пьянство, игра в карты. В местечке под названием «Веселая горка» существовали для этой цели кабаки, игорный дом и прочие «богоугодные» заведения.
Но даже сюда, далеко от городов, доходили революционные идеи, пробуждавшие народ. Среди рабочих были люди, которые вели революционную пропаганду. На отдельных участках все чаще слышались голоса с требованием улучшения положения старателей. Кое-где доходило и до физического столкновения с хозяевами.
Революционные настроения рабочих особенно заметно проявлялись в первомайские праздники. Рабочие хорошо знали свой праздник, радовались этому дню, ждали его. В 1916 году подготовка к 1 Мая в Софийске началась за несколько дней. Старатель Василий Моисеенко оповестил наиболее сознательных рабочих о месте и времени сбора.
Чувствуя приближение праздника, зашевелились и казаки. Урядник распорядился: «Сходок не допускать!» Однако происки царских псов оказались тщетными. Утром в лес на сходку по одному собрались человек пятнадцать. Александр Арбузов, незадолго перед этим прибывший в Софийск, рассказал рабочим о значении праздника солидарности трудящихся, о надвигающейся революции, призвал к борьбе с произволом местных властей, против самодержавия, ведущего несправедливую кровопролитную войну.
Так, вдалеке от больших городов, в глухом таежном районе росли и мужали революционные силы.
1917 год. Свет великого Октября озарил землю русскую, его благодатные лучи дошли и до глухой тайги. Но не сдавались еще темные силы реакции. Началась гражданская война.
Старожилы района помнят, как неиствовали здесь белогвардейцы и оккупанты. Поднимаясь по Бурее, они расстреливали ни в чем невинных зимовщиков, охотников, глумились над коренными жителями района – якутами, эвенками. Так они сожгли деревню Трехречье, за помощь партизанам спалили дом и постройки Антипа Синюшкина в деревне Киселево, расстреляли председателя Бахаревского сельсовета товарища Медведева.
Но ничто не сломило волю пробудившегося народа. С каждым днем росла сила сопротивления. Партизанские отряды с каждым днем наносили все ощутительные удары врагу.
И правда восторжествовала. Алое знамя, сплачивавшее участников первомайских маёвок – ивановских ткачей, тульских оружейников, киевских металлистов и всех трудящихся, гордо взвилось и над таежным районом.
Сегодня, после пройденных героических лет побед по пути к коммунизму, это алое знамя реет над новостройками и шахтами Ургала, над приисками Софийска, над всей нашей советской страной. Оно завет на новые подвиги во имя великих идей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.
А. Осипов
Председатель Чекундинского
сельского совета

 

Источник:
Осипов, А. Дореволюционные маевки в Софийске. /А. Осипов.// Рабочее слово.– 1950. – 1 мая.