Среда, 24.07.2019, 00:03
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Ургал 1

Воспоминания старожилов


Поселок Ургал 1 возник в 1939 году как конечная станция довоенной БАМовской ветки Известковая-Ургал. Первый поезд прибыл на станцию в 1941 г. но во время войны, когда рельсы БАМа были сняты, поезда не ходили. Движение восстановилось в 1951 году. Когда началось восстановление железной дороги, жизнь в поселке оживилась, сюда стали переселяться люди из других населенных пунктов района, многие приезжали издалека и оставались жить и работать в поселке. Еще до войны, во время строительства БАМа, в районе появились колонны (так назывались лагеря) ГУЛАГа. Было их немало и в районе Ургала 1. Заключенные  работали на строительстве железной дороги, шоссейных дорог, Дуссе-Алиньского тоннеля, на лесозаготовках. На территории лагерей были свои небольшие предприятия: хлебопекарни, швейные мастерские, в Ургале 1 был даже свой лесопильный завод. Несмотря на близость лагерей, жизнь была спокойной, старожилы не помнят случаев грабежей, убийств, насилия со стороны заключенных. Уходя из дома, жители порой не вешали замков на двери и даже пользовались услугами бытовых предприятий, находившихся в лагерях: ходили в баню, заказывали одежду в швейных мастерских, умельцы из заключенных чинили обувь и разные бытовые вещи. Даже ходили смотреть выступления лагерных артистов.
  В 50-е годы Ургал 1 стал большим, красивым, ухоженным поселком. Население работало на железной дороге и предприятиях  геологоразведки, в леспромхозе, на предприятиях связи. Торговлю осуществляли магазины райпотребсоюза и ОРСа. В Ургале 1 была база  райпотребсоюза, снабжавшая товарами магазины района. Дети учились в большой школе-десятилетке. Медицинское обслуживание осуществляла амбулатория, где работали не только фельдшеры, но и врачи. В Ургале1 было большое почтовое отделение, которое размещалось в двухэтажном здании вместе с отделением Сбербанка. В поселке был, конечно, свой клуб.  Долгое время его директором был Еремин. Работало киноустановка, библиотека, по выходным дням – танцплощадка. Летом танцы были на открытом воздухе. Никогда не пустовала спортплощадка, где дети и взрослые играли в волейбол, футбол, городки. Одно время в поселке даже был ресторан. Красивым было здание железнодорожной станции, где размещались и вокзал и железнодорожные службы. Позднее, уже в 70-е гг., в это здание перевели клуб и библиотеку. Платформа перед станцией всегда была чистой, с цветниками, деревьями, скамейками. Население поселка проживало в двухквартирных коттеджах, деревянных двухэтажных домах, которых было 15. Эти дома строили заключенные и военнопленные. Был и частный сектор.
Отопление в поселке было печное, топили дровами. В поселке поддерживалась чистота, порядок – каждый умело содержал свой двор и прилегающую к дому часть улицы. За грязь, мусор штрафовали, поэтому никаких свалок, мусора в поселке не было. 50-е – начало 60-х гг. – время бурного развития поселка. Было много молодежи, а значит, и население росло. В молодых  семьях было по 3-4 детей.
С начала строительства БАМа в 70-е годы поселок вновь пережил время бурного подъема. В Ургале 1 появилось много воинских частей, которые создавали свою инфраструктуру. Быстро росла железная дорога – появилось много рабочих мест. Население Ургала 1 пополнилось военными, их семьями, людьми, ехавшими строить и работать на БАМе.
Многие воинские части размещались на месте бывших ГУЛАГовских колонн. В эти годы были переполнены школа, детский сад. Во много раз прибавилось работы у почтовиков, связистов, торговли. В Ургале1 появилось несколько магазинов Военторга. Но уже в конце 80-х годов поселок постепенно приходил в упадок. Администрация поселка была перенесена в Новый Ургал в 1983 году. Многие жители Ургала 1 получили квартиры в Новом Ургале. Сокращалось число магазинов, закрыли почту, отделение Сбербанка, детский сад, а с 2004 г. перестала работать школа. Сейчас Ургал 1 – дачный поселок, а из действующих предприятий осталась лишь железная дорога. На эту небольшую станцию приезжают на работу железнодорожники из Нового Ургала, Чегдомына. Жителей осталось совсем немного – чуть более 100 человек (по данным 2007 год), в основном пенсионеры.