Вторник, 19.03.2024, 14:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

СУЛУК

Александр Урванцев

Сулук
холодная река,
седых вершин,
С крутых отрогов
летишь и рушишь берега
и громыхаешь на порогах.
В тебе размашистая сила,
не усмирим характер твой,
как ты отчаянно косила
деревья полою водой.
Несла коряги и каменья,
не признавая тишины,
обескураженно таймени
шарахались из глубины.
Раздолье буйное, потеха…
Шиверы враз преодолев,
обрушивала долгим эхом
в распадке неуемный гнев.

 

Река Сулук

 

 

 

 

 

 

 

Станция Сулук находится на узловой ст. Ургал на расстоянии 100 км. Пос. Сулук расположен на реке Сулук. Местность горнолесистая, климат резко континентальный.
В августе 1977 года на станцию Сулук прибыл ССМП «ХабаровсктрансстройБАМ» в количестве 100 человек. За год выросли жилые дома, столовая, дом быта, почта, клуб.
(Источник: Верхнебуреинский район: 80лет. – Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. – 1997. –С. 7)
Численность постоянного населения, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 708 человек.
Предприятия: ОАО «РЖД»
Объекты социального назначения: средняя образовательная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека.
(Источник: С тобой район всем сердцем я: Верхнебуреинскому району – 85 лет. – Хабаровск: ООО «Дальневосточное издательство», 2012. – С28.)

ГОД 1977.


Хроника:
ИЮЛЬ 1977. Бюро краевого комитета ВЛКСМ решило сформировать краевой комсомольско-молодежный строительный отряд для сооружения станции Сулук Восточного участка БАМа.
АВГУСТ. Отряд «Хабаровский комсомолец» прибыл на место будущей станции.
СЕНТЯБРЬ. Первая улица в поселке Сулук есть! Правда, пока она палаточная. Готовятся к сдаче два общежития, закладывается фундамент под овощехранилище.
ОКТЯБРЬ. Рельсы БАМа пришли на Сулук. Бригада плотников Исы Даудова признана лучшей в соревновании к 60-летию Октября.
НОЯБРЬ. ССМП ХабаровсктрансстройБАМ досрочно справился с годовым заданием. Первая улица Сулука названа в честь 60-летия Октября.
(День за днем.Восточный участок  // Молодой дальневосточник. – 1978. – 15 февраля; От колышка в тайге: История  // Молодой дальневосточник. – 1980. – 7 марта. – С.1)

Летом 1974 года в долине реки Сулук появились первые изыскатели, воины-железнодорожники, прокладывающие трассу полотна. А чуть позже был выпущен приказ министра транспортного строительства СССР.
(о 1974-19755 гг. – времени строительства железнодорожной магистрали читайте СТАТЬЮ: Клипель, В. И. Встречи на трассе. /Есть восточное кольцо! Специальный выпуск ежегодника «БАМ – панорама всенародной стройки». – Хабаровск. Кн. изд., 1979. – С.144-148)
«Организовать строительно-монтажный поезд № 338…. Институту Дальгипротранс, осуществить проектировку жилого поселка и согласовать с трестом Дальтрансстрой».   (из приказа министра транспортного строительства СССР).
Формирование поезда началось 5 июля. Начальником был назначен главный механик треста Дальтрансстрой Сергей Иванович Ступин.  Как и при создании любой другой организации прежде всего стал вопрос о комплектовании СМП кадрами. БАМ – стройка молодых, поэтому в решении вопроса о комплектовании ставка делалась на молодежь.
Краевой комитет комсомола уже 12 июля постановлением бюро решил создать комсомольско-молодежный отряд численностью в 100 человек. А через несколько дней в райкомы, горкомы комсомола стали поступать заявления от добровольцев. Молодежь со всех концов края откликнулась на призыв комсомола «Даешь Сулук!». В крайкоме ВЛКСМ организована специальная мандатная комиссия, которая отбирала лучших из лучших. Первые строители и жители нового города  должны достойно представлять орденоносный край.
Принцип подбора людей определяла, конечно, и специфика работы – новая стройка. А это значит, что люди различных профессий будут требоваться в разное время. Сегодня, например, Сулук испытывает недостаток в каменщиках-монтажниках, потому что нужно строить жилые дома, общежитие и столовую на 75 мест, котельную, дизельную… Потом потребуются  машинисты электростанций, кочегары, потому что нужно как можно быстрее создать вое тепловое хозяйства. И нужны не просто плотники, каменщики, машинисты, а те, кто владеет этими профессиями в совершенстве. В тресте возлагают надежды на комсомольско-молодежный отряд, в который идут ребята, получившие надежную специальность в армии, закаленные в краевом отряде «Баневуровенц».
Проект поселка поручено разработать институту Дальгипротранс. Институт был обязан подготовить всю проектно-сметную документацию: генеральный план поселка, вертикальную планировку. «Сделать поселок образцовым по архитектурно-планировочным решениям…».
Документация должна быть готовой к 1 августа. Но не сделана. Из-за этого же задерживается выезд бойцов комсомольско-молодежного отряда.
(Небогатов, Н. Запишите меня на Сулук!  / Н. Небогатов // Молодой дальневосточник. – 1977. – 6 августа.- С. 1)

Первый отряд добровольцев выехал на место будущего поселка 25 июля. Среди первых, кто выехал на место будущего поселка – пятнадцать человек во главе с опытным  строителем Юрием Антоновичем Сохиным. Первый десант с первой нелегкой задачей: доставка инвентарных жилых домов, строительных материалов….
А 24 августа 1977 года в краевом центре состоялись торжественные проводы отряда «Хабаровский комсомолец». Именно ему суждено было стать первым подразделением созданного в то время строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» для сооружения станции Байкало-Амурской магистрали – Сулук. Под звуки оркестра бойцы нового ударного отряда БАМ прошли по улицам Хабаровска. Они возложили букеты живых цветов к памятнику Ленина.
Большой зал Дворца культуры профсоюзов празднично украшен транспарантами и плакатами – «Построить образцовую станцию Сулук – почетная задача отряда «Хабаровский комсомолец»!», «Сооружение БАМа – яркая страница в летописи героических свершений советского народа!», «Слава Ленинскому комсомолу – верному помощнику Коммунистической партии!».
- Сулук станет самым красивым на БАМе, - заявил тогда первый секретарь крайкома КПСС Алексей Клементьевич Черный.
Отряд «Хабаровский комсомолец» решил: построить на БАМе лучший поселок. В этом своем решении отряд не был единственным: и в МолдавстройБАМе, и в Укрстрое, и в других отрядах стремились к тому же. И разве это плохо. Если все станции и поселки БАМа на Восточным участке стали «лучшими».
Это было время комсомольской романтики. И не каждому их желающих удалось попасть в тот первый отряд добровольцев. Так что для сооружения будущей станции приехали самые лучшие, самые достойные представители комсомолии края. Сергей Манойленко, заводской парень, стал командиром отряда «Хабаровский комсомолец».

 

(Читайте СТАТЬИ: К вопросу о запросах, или о том, без чего не могут обойтись сегодня молодые строители БАМа  // Молодой дальневосточник. – 1978. – 11 октября. – С. 2
Прохоров,  Б.  Мы построим тебя, Сулук / Б. Прохоров  //Есть восточное кольцо! Специальный выпуск ежегодника «БАМ – панорама всенародной стройки». – Хабаровск. Кн. изд., 1979. – С.  95 -105).

25 августа посланцы Хабаровского края отправились на место своей постоянной дислокации, чтобы начать воплощать мечту в реальность. Добирались больше суток. Вначале поездом, а потом по извилистой и тряской дороге – на машине. Увидев палаточный городок, обрадовались: наконец-то приехали!
В глухом местечке, за перевалом, рядом с покосившейся, одинокой избой старого эвена должен вырасти  целый поселок на 700 человек с производственной базой и железнодорожными путями. У подножия Дуссе-Алиньского хребта был, как водится, установлен мемориальный булыжник с надписью «Здесь 25 августа 1877 года для строительства станции Сулук высадился отряд «Хабаровский комсомолец».
Весь  специализированный строительно-монтажный поезд ХабаровсктрансстройБАМ получил звание комсомольско-молодежного коллектива. Тем самым был официально признан особенный характер хабаровского поезда – он по составу молодежный на девяносто процентов, а по духу и энергии на все сто!
Шли дни, на глазах желтели листья, становилось холоднее по ночам. Девятнадцатого сентября пошел снег. Работали весь световой день. Торопились, строили общежитие, чтобы не проводить зиму в палатках.
Перед ноябрьскими праздниками появилась первая улица. На новеньких общежитиях прибивали таблички:  «Улица имени 60-летия Октября». А рядом стучали топоры, звенели пилы – шло строительство двухквартирных брусчатых домов. У бригады Исы Даурова учились, как надо работать без суеты и спешки. Новичкам помогали бывалые плотники и сам бригадир, чей опыт так пригодился на Сулуке. «Имени Хабаровского комсомола» - так называлась вторая улица Сулука.  
Вскоре открылась столовая, еще одно общежитие. Дала ток дизельная электростанция. Закладывался фундамент под овощехранилище. Были готовы котельная, баня.
План строительно-монтажный работ в течение первого года выполнен на 170 процентов. Четыре комсомольско-молодежные бригады, возглавляемые А. Сусловым, и. Даудовым, Б. Борисовым, В. Таракановым, в январе 1978 года работали уже в счет апреля. Ими построены овощехранилище, столовая, баня, прачечная, поликлиника, три четырехвартирных дома, общежитие.  
(Феоктистов, М. Апрельский счет /М. Феоктистов  // Молодой дальневосточник. – 1978. – 25 января.
Карпач, М. Сулук строят хабаровчане / М. Карпач. – БАМ: земля комсомольская. Выпуск седьмой. Панорама всенародной стройки. – Благовещенск: Хабаровское книжное издательство амурское отделение, 1980. – С.225 - 228)

Строительным победам способствовал и труд воинов-железнодорожников.
«Еще одну трудовую победу одержали мостостроители и воины-железнодорожники Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. На месяц раньше срока, как и предусматривалось обязательствами, завершено сооружение железнодорожного перехода через горную реку Аякит. В сложных геологических условиях коллектив мостоотряда № 51 уложил в скальный грунт 3400 кубометров сборного и монолитного бетона и железобетона, 250 кубометров облицовочных блоков, смонтировал 800 тонн металлоконструкций.
Воины железнодорожники, возглавляемые офицером В. Нестеренко, принятие новой Конституции ознаменовали завершением укладки последнего звена на будущей станции Сулук. Экипаж путеукладчика ефрейтора В. Калинова ежедневно удлинял стальные нити на 100 километров больше, чем предусматривалось по норме.
И вот рабочее движение поездов на участке Ургал-Сулук открыто. Особенно радуются этому событию рабочие строительно-монтажного поезда ХабаровсктрансстройБАМ, которые возводят станцию Сулук. Раньше им приходилось возить грузы за 30 километров по нелегкой притрассовой дороге через перевалы и сопки, а теперь они будут подаваться прямо на строительную площадку». (Путь на Сулук открыт // Молодой дальневосточник. – 1977. – 15 октября.)

 

ГОД 1978


Хроника событий:
ЯНВАРЬ. Утвержден генеральный план и проект детальной застройки станции и поселка Сулук.
ЯНВАРЬ. В гостях у строителей Сулука побывал летчик-космонавт В. Д. Зудов. Начались работы на строительстве постоянного посёлка.
ФЕВРАЛЬ.  ССМП ХабаровсктрансстройБАМ вручено переходящее Красное знамя краевого комитета КПСС, крайисполкома, крайсовпрофа и крайкома комсомола.
МАРТ. Первых посетителей приняла новая просторная столовая. Она построена комсомольско-молодежными бригадами Исы Даудова и Семена Семёновича Тютенко.
ИЮНЬ. В отряде прошло комсомольское собрание «Задачи комсомольской организации отряда, вытекающие из решений XVIII съезда ВЛКСМ».
ОКТЯБРЬ. ССМП ХабаровсктрансстройБАМ присвоено звание комсомольско-молодёжного поезда. В честь 60-й годовщины ВЛКСМ комсомольская организация награждена Почётной грамотой краевого комитета КПСС.
ОКТЯБРЬ. Открылся торговый центр с магазинами промышленных и продовольственных товаров.
(Магазины на БАМе  // Тихоокеанская звезда. – 1978. - 20 октября.
От колышка в тайге: История  // Молодой дальневосточник. – 1980. – 7 марта. – С.1)

В конце января 1978 года на заседании исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов утвердили генеральный план и проект детальной планировки станции и поселка Сулук. Мысль, появившаяся на свет от сосредоточенной работы творческой группы специалистов из «Дальгипротранса» и проектного института «Хабароскгражданпроект» в виде четких и строгих линий, стала красивым будущим Сулука.  На широких террасах по склону сопки панельные и кирпичные дома в два-четыре этажа, детские сады, школа, клуб, общественно-торговый центр, спортивный городок. Архитекторы старались, чтобы посёлок, когда он будет построен, получился неповторимым и своеобразным. Об этом их попросили бойцы отряда «Хабаровский комсомолец», беспокоясь о красоте и удобствах не для себя, для будущих жителей, которые будут здесь счастливо жить и работать»
(Шкель, Т. Ради вечности и постоянства  /Т. Шкель   // Молодой дальневосточник. – 1978. – 5 марта. – С. 2)
Через шесть месяцев в Сулуке уже появились две улицы с домами, три общежития, столовая, овощехранилище, котельная, баня…
В апреле 1978 г. ребята из строительной бригады Захарихина закончили строительство детского сада на 50 мест во временном поселке.
(Никифорова, Н. Сулук  /Н. Никифорова /// Молодой дальневосточник. – 1978. – 23 апреля.)
(Читайте также СТАТЬИ первостроителей:
Антонов, В. Вокзал надежды / В. Антонов // Молодой дальневосточник. – 1982. – 27 февраля.
Борисов, Б. Первые улицы Сулука /Б. Борисов  // Тихоокеанская звезда. – 1978. – 29 октября.
Борисов, О. Призванные на стройку века. / О. Борисов  // Тихоокеанская звезда. – 1979. – 27 января
Платошкина, Н. Была бы прочна палатка / Н. Платошкина  // Молодой дальневосточник. – 1981. – 14 января
Прохоров, Б.  Мы построим тебя, Сулук /Б. Прохоров //Есть восточное кольцо! Специальный выпуск ежегодника «БАМ – панорама всенародной стройки». – Хабаровск. Кн. изд., 1979. – С.  95 -105.
Ратников, Н. Здесь будут улицы  /Н. Ратников  // Тихоокеанская звезда. – 1978. – 10 августа.)

Одновременно  с работой во временном поселке началось возведение постоянного поселка. Комсомольско-молодежная бригада В. Петрова приступила к монтажу панелей первого многоквартирного дома. Готовы фундаменты еще двух жилых зданий, детского сада на 140 мест.
За десять месяцев, что находятся здесь строители, почти полностью построен временный поселок. Бойцы отряда почти полностью покинули вагончики и живут в благоустроенных общежитиях. В строю действующих – дизельная электростанция, баня, столовая, котельная, административное здание.
Вдовин, Ю. Растет посёлок  / Ю. Вдовин  // Молодой дальневосточник. – 1978. – 27 апреля.

С опережением графика сооружаются бетонно-растворный узел, котельная промбазы, пилорама, подъездные железнодорожные пути.  Во временном поселке введены три общежития, несколько четырехквартирных домов, поликлиника, баня, административное здание. Действуют котельная и дизельная. Заканчиваются работы на детском саде, магазине. А рядом поднимаются первые постройки постоянного поселка. Здесь в полтора раза перевыполняет нормы Ю.И. Кузанкова, монтирующая детский сад на 140 мест и фундаменты двух двенадцатиквартирных домов.
Отлично трудятся комсомольско-молодежные коллективы поезда. Так, бригада Б. Н. Борисова, признанная лучшей по итогам социалистического соревнования в первом квартале, обязалась выполнить план 12 месяцев к 25 августа – годовщине начала строительства. Бригадир избран делегатом на XI Международный фестиваль молодежи и студентов. Плотники хозрасчетной бригады А. В. Суслова на общем собрании решили  принять в свой состав Героя Советского Союза летчика эскадрильи «Хабаровский комсомолец» Л. Глушенко и регулярно выполнять его норму.
(Глазков, Ю. Растет Сулук /Ю. Глазков // Тихоокеанская звезда. – 1978. – 15 июля.)

В августе к комсомольцам на станцию Сулук прибыло пополнение. Посланцы Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Биробиджана, Хабаровска, несмотря на свою молодость уже опытные специалисты. Каждый имеет по нескольку строительных профессий.
-Помощь подоспела кстати, - говорит парторг строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» Юрий Мисько. – До морозов нужно завершить временный поселок – уже заканчиваются отделочные работы в школе, детском садике, магазине. Полным ходом идет строительство самой станции…
Ребят встретили тепло, по-братски. Ведь со многими из них первопроходцы еще недавно работали вместе в одном цехе, на одной стройплощадке. Всех расселили в благоустроенных общежитиях, определили в производственные бригады. Трудиться они будут на строительстве многоквартирных блочных домов, объектах промышленной базы, Дома культуры.
(Вдовин, Ю. Сулук принимает пополнение /Ю. Вдовин // Дальневосточная магистраль. – 1978. – 10 августа)

В октябре командир отряда Сергей Манойленко рассказывал:
«Открылась вечерняя школа в Сулуке. А в Ургале открылся УКП политехнического института…
Временный поселок уже готов. Несколько бригад приступили к строительству котельной и местных сооружений. Это – для постоянного поселка, первые его объекты, первые и самые важные. Работаем и на временном поселке. Строим общежитие и отдельные домики для семейных – люди к нам едут, стройка растет».
Клуб пока еще строится, поэтому фильмы показывают в столовой. Она вместительная - на 224 места. В ней мы и вечера проводим, и кино смотрим».
(К вопросу о запросах, или о том, без чего не могут обойтись сегодня молодые строители БАМа //Молодой дальневосточник. – 1978. 11 октября. – С. 2)

См продолжение часть 2

Продолжение часть 3