Понедельник, 29.04.2024, 09:47
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Пушкарь Арнольд

Баллада о железных солдатах

Ургал. 20 июня. Штормовое предупреждение.. В Верхнебуреинском районе прошли ливневые дожди, в результате чего сформировался высокий паводок, какой бывает раз в пятьдесят лет. Подъем воды над обычным уровнем составил пять-девять метров, интенсивность подъема достигает полметра в час, наивысшие многолетние уровни паводка превышены на 1,5 – 2 метра. Под угрозой затопления сельхозугодья, населенные пункты, линии связи и электропередач, объекты строительства БАМа, техника. Мост через реку Бурея.
Бурея… С отрогов крутого хребта, где на двухтысячеметровых вершинах лежат льды и снега, берут начало левый и правый притоки, прыгая с уступа на уступ, пересекая луга и пихтовые леса, соединяются в самую Бурею и гудящей стрелой мчатся дальше вниз… Необычно жаркое лето растопило снежники и льды, а тут хлынули ливни, и питающаяся льдинами и дождями, еще мало изученная гидрологами Бурея, нарушив все приличия, хлынула бурным валом, все сметая на своем пути.
Сообщения одно тревожнее другого. В три ночи стало затапливать поселки Усть-Ниман и Чекунда. В 8 утра заливает Усть-Ургал, люди – на крышах и деревьях. В полдень: разрушены все водомерные посты, под водой 19 экскаваторы. На базе ГСМ вода поднимает цистерны и бочки, и солдаты техбата по грудь в воде ставят заградительные решетки. Затем: смывает мосты на малых речках, заливает лагеря изыскателей. Вода подбирается к военно-спортивному лагерю: 80 детей  - на пятачке.
В воздухе 6 вертолетов. Ю. Филимонов, В. Фомин, В. Иванников, И. Томяк и другие военные летчики и борттехники с огромным мастерством и мужеством, зависая над крышами домов, кронами деревьев, кабинами залитых машин, спасают пострадавших: на их счету 1200 спасенных.
Снимок: мостовой батальон, построенный по тревоге. Командир ставит задачу по спасению моста.
- Пловцы-разрядники, шаг вперед!
- Кто чувствует себя сильным, шаг вперед!

А дежурная рота Борисова уже рубит шесты, снаряжается спасательными жилетами, баграм, веревками, топорами, железными «кошками». И военврач Супрун бежит с ящиком «скорой помощи».
Связь с мостом уже прервана. И когда спасательная команда во главе с комбинатом подъезжает, путь преграждает вода, хлещущая через дорогу. А навстречу бежит весь мокрый перепуганный солдат.
 - Там люди! – машет он рукой в сторону карьера и моста.
Одна машина пытается с ходу пролететь через поток, но застревает, и только шофер успевает выскочить на крышу кабины, как ее опрокидывает. Хорошо, что рядом было дерево и смельчаку удалось ухватиться за ветки. Лодку разбивает о рельсы. Подпилили и повалили дерево, чтобы перейти по нему,  бешеный поток шутя унес его.
Тогда запросили вертолеты, приземлились на клочке сухой земли у моста.
На Бурею было страшно смотреть. Река клубилась, кипела, пенилась. Ревущий поток нес лодки, бочки, бревна, коряги, огромные вековые деревья метровой толщины, елые острова леса, громоздил у опор заторы. Мост вибрировал, вздрагивал от ударов. Оставалось полтора метра до низа пролетных строений.
Было воскресенье, четыре часа дня. Комбат расставил людей по опорам. На каждой – трое солдат и офицер. Привязавшись веревками, они спустились в люки под мост и лицом к лицу с бушующим потоком стали спускать летящие на огромной скорости бревна и лесины. С другой стороны моста еще по три человека со спасательными кругами в руках страховали их, на случай, если кого-нибудь снесет.
Майор Светлов:
- Приехал я на мост, и сердце забилось. Вода поднялась выше проектной отметки на три метра. Смотрю – «Жигули» плывет, смотрю – дом с крышей и трубой несет. Аж волосы дыбом встали. Ледорезы были уже под водой, и наш мост оказался беззащитным. Полтора миллиона рублей, столько трудов! Был большой риск защищать такую громадину. Задача стояла прямая: либо спасти мост, либо погибнуть вместе с ним! Компромисса не было, как на войне. Особенно опасно было у 12-й опоры. Солдат туда я старался не посылать: лучше самому рискнуть…
Огромный затор леса давил на эту опору, угрожающе рос, грудился лесной вал. Треск, шум, как на водопаде. Комбат, старший лейтенант Борисов и военврач Супрун сами спустились вниз и стали разбирать затор. Супрун взбегал на шевелящийся вал, набрасывал веревку на одно из бревен, а остальные тянули его и пропускали между опорами. И вдруг бревно, на котором стоял Супрун, сбалансировало, и весь затор с оглушительным треском двинулся под мост.
- Женя! – предостерегающе крикнул комбат.
Пролетев несколько метров на бревне, Супрун схватился за пролет и, подтянувшись, вскочил на мост.
Бывалый турист, обходивший полстраны, успел заснять и кадры борьбы со стихией. Вот команда в спасательных жилетах высаживается из вертолета. Вот по пояс голые солдаты растаскивают завал, переваливают через перила сучковатые лесины. Вот мост вечером: последние лучи солнца, черные стены леса, черные тучи.
Наступила ночь. Вода продолжала прибывать. Комбат с нарастающей тревогой в душе засекал уровень реки: 70 сантиметров до пролетов, 50, 40. Лесины лезут на мост. Дрожат опоры. (Лишь бы выдержал, не подвел бетон!)
Хлынул ливень, загрохотал гром, засверкали молнии.
Стало очень опасно на мосту. Его судьбой уже интересовалась Москва. На командире подразделения железнодорожных войск, которое строит магистраль, на вечернем разводе не было лица… 40 сантиметров до катастрофы! 89 человек на мосту. Дилемма: снимешь людей – не будет моста, не снимешь – погибнут… По радио на мост поступил приказ: убрать всех, кроме команды Светлова, ему – оставить на мосту минимум людей.
Три часа ночи. Вода прибывает. До пролетных строений  (до катастрофы) – 20 сантиметров. Мост – как туго натянутая струна. Светлов и 19 самых отчаянных солдат и офицеров с ним бросаются в самые опасные места и в свете прожекторов веревками ловят бревна и протаскивают под опоры.
Рядовой Александр Козлов:
 - Да я на всю жизнь это запомню! Жутко было. Под ногами бурлит, гудит все. Кричишь – не слышно. Я рядом с Шурыгиным Сергеем стоял и Морозом Василием, и комбат, по пояс мокрый, бревна таскал с нами, пока не наступил пик и вода не остановилась. Все видели такое в первый раз, как в песне про Ермака было…
Да, многие, наверное, почувствовали в ту ночь то былинное, что испытывали далекие предки, первыми прокладывающие пути на восток. Как… ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали, и беспрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. Все это было на диком бреге Буреи, где солдаты батальона Светлова сделали мост с таким запасом прочности, что выдержал натиск, не предусмотренный никакими проектами.
«За смелость и находчивость объявить благодарность», - гласил приказ по батальону, и дальше следовали 38 фамилий тех, кто был тогда на мосту.
Впереди у воинов-железнодорожников еще много схваток. Буреинский мост лишь эпизод. Не раз еще будет испытывать воинов –строителей природа – жечь лютым ходом и огнем, топить, бушевать, пока по стальным путям и грохочущим мостам побегут поезда к океану, и народ наш поклонится вчерашним мальчишкам – ныне «железным» солдатам за их терпение, мужество, труд.

Источник:
Пушкарь, А. Баллада о железных солдатах /А. Пушкарь // БАМ. Панорама всенародной стройки, 1975. Выпуск второй. – Хабаровское кн. из-во, 1976. – С. 385 - 388