Вторник, 19.03.2024, 18:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 п. НОВЫЙ УРГАЛ

Пели песни гарные дивчины,
Поезд на Восток бежать устал.
Ехали посланцы Украины
Строить город на реке Ургал.
Ехали великою страною,
Что для нас милее матерей,
Ехали дорогу века строить
В край, воспетый в песнях глухарей.
Привыкайте, хлопцы, вы к морозам,
От которых лопается сталь.
Здесь растут такие же березы,
Только сопки закрывают даль.
Но зато здесь ближе горизонты,
Новый день по эстафете шлем
Мы с передовой большого фронта
БАМ все дальше сквозь тайгу ведем.

               В Ургальский  1975 г.

8 июля 1974 г.  - ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Имя новой грандиозной стройки – БАМ – стало известно всей стране.
Центральный Комитет Коммунистической Партии Украины и Совет Министров УССР решили взять шефство над строительством станции Ургал на Восточном участке БАМа. Был создан специализированный строительно-монтажный поезд «Укрстрой». Его начальником стал Николай Иванович Лукьяненко.  
 25 октября 1974 года передовой отряд выехал из Донецка. Желающих участвовать в новой стройке было много, но выбирали лучших. БАМ возводили комсомольцы, неслучайно в 1985 году ей присвоено имя Ленинского комсомола. Донбасс отправил на БАМ пять грузовых составов, чтобы по прибытии можно было сразу приступать к работе.
К отбору работников, направляемых на БАМ, на Украине отнеслись на редкость продуманно. Любопытные сведения получили после анкетного опроса, проведенного в Укрстрое, ученые Института экономических исследований ДВНЦ АН СССР: средний разряд – 4,1, у большей части работников трудовой стаж свыше 5 лет., больше половины имеют среднее и высшее образование, каждый третий – коммунист и комсомолец. При комплектовании отрядов сбалансировали возраст – треть работников в возрасте до 30 лет, треть – 30 – 40 лет, треть – старше 40.

ПЕРВЫЕ СТРОИТЕЛИ. 1974 год.


Мы были среди первых
В краях таежных этих,
Лишь только голос БАМа
Набатом прозвучал,
Из Киева ребята,
Из Харькова девчата,
Мы строи новый город
На станции Ургал.
(из «Песни об Ургале»)

Поздняя осень 74-го. Перрон Донецкого вокзала. Толпы людей. Гремит музыка. Из громкоговорителей звучат слова напутствия тем, кто отправляется по такому короткому адресу – БАМ. Украина провожает своих первых посланцев в далекий Дальневосточный край.
Добровольцы с шапками-ушанками в руках (про морозы наслышались!) мысленно уже, наверное, в неизведанных местах. Но старательно слушают все, что говорят земляки. И вот наконец – «По ва – го – нам!» - раздается команда. И вот поезд с зовущим на подвиг лозунгом «Даешь БАМ!» берет курс на восток. С каждым колесным перестуком все дальше остаются родные места.
 - Так вот он, где наш Ургал, - вглядываясь в карту, говорит Лукьяненко.
- Маковое зернышко, - вздыхает Лазарев.
 - А как еще обозначишь пустое место на карте, Андрей Яковлевич? – интересуется Саманков.
Они познакомились в ЦК Компартии Украины. Не без волнения ехал туда из Горловки Николай Лукьяненко. Дела в тресте Горловскжилстрой, который он возглавлял, шли неплохо. По какому же поводу вызвали? – терялся он в догадках.
Николай Иванович, взгляните-ка на карту, предложил Лукьяненко секретарь. – Вот этот разъезд именуется Ургал. Это в будущем крупный железнодорожный центр Байкало-Амурской магистрали. Его доверили построить Украине. Думаем вам поручить возглавить коллектив специализированного строительно-монтажного поезда. – Заметив на лице Лукьяненко растерянность, секретарь сказал мягко: - напрасно волнуетесь. Что молоды – не беда. Там как раз молодой задор и нужен. Вы грамотный инженер-строитель, опыт работы с людьми накопили. Да и морозы сибирские знаете.  А помогать будем.
Сибирские морозы Лукьяненко действительно знал: пять лет учился в Новосибирске в институте инженеров железнодорожного транспорта. Парторгом ЦК КПУ на стройке в Ургале назначили Анатолия Васильевича Саманкова, до того возглавлявшего партийную организацию треста Краматорскжилстрой. А профсоюзным лидером – Андрей Яковлевича Лазарева. Он был председателем объединенного постройкома треста Донецкжилстрой–1, начальником строительного управления этого же треста. Оба ровесники Лукьяненко, всем только минуло сорок.


(«Академия БАМа» - читать далее)


 - Специалисты подобрались хорошие, некоторые имеют по несколько профессий, - листая папки, радовался главный инженер поезда Жолобнюк. – И люди, похоже, что надо!
- Да, люди оставляют хорошее впечатление. Чувствуется,  не за рублем только едут, - соглашался Лукьяненко. – И все-таки… Выдержат ли? Ведь все надо будет начинать самим: и жилье строить, и быт обустраивать. И не на родной украинской земле, а на вечной мерзлоте.
 - По радио передавали – морозы там уже тридцать-тридцать пять градусов.
- Да, нашим это в новинку.
 - Ну что ж – и к этому надо быть готовыми. Давайте не будем терять времени – сформируем бригады прямо в поезде…

Первый отряд строителей назывался «ДОНБАСС».  В его составе было 320 человек. Ехали через весь Союз 89 суток. 3 ноября 1974 года в 9 час. 50 мин поезд прибыл на 3-й разъезд. Повалили из вагонов отлежавшие бока за дальнюю дорогу парни и девчата. Увиденное их явно обескуражило: вместо дремучей тайги – мари, редкие лиственницы, мелкий кустарник. Там стояло всего пять казарм, где жили путейцы, обслуживающие этот участок железной дороги. Старожилом был Андрей Филиппович Слободенюк, работавшим дежурным по разъезду.


( Акулов, Л. Так начиналась история - читать далее)

 

Фото: У этой лиственницы начинался Ургал-2

Здесь, в месте пересечение будущей трассы Байкало-Амурской магистрали с железнодорожной линией Известковая – Чегдомын, предстояло построить новую станцию Ургал. Прежде чем строить, нужно было отсыпать место будущей стройки гравием.
 - Хлопцы, - объяснял шофер Николай Черногор, - чтоб дома на этой земле стояли, надо под каждый насыпать гравийно-песчаную подушку в мой рост. Чуете?
Ребята переглянулись: Черногор был настоящий богатырь – рост под два метра, косая сажень в плечах, широкая грудь.
 - Да ладно, управимся и с моим ростом. А пока сделаем первый вклад. –  Николай вытащил из кармана небольшой сверток и поднял его над головой. – Здесь горсть украинской земли. Пусть она станет началом фундамента, на котором поднимется город! Черногор подошел к небольшому камню-валуну и бережно положил землю рядом.
 - Ура-а-а! – разнеслось в морозном воздухе.
По случаю прибытия первого отряда строителей состоялся торжественный митинг. Вышел экстренный выпуск газеты «Рабочее слово». Посланцев Украины встречали партийные и советские работники, общественность Верхнебуреинского района, воины-железнодорожники. Были хлеб-соль, теплые слова приветствия. Не было только музыки: в тот день в Ургале ртутный столбик термометра опустился до отметки минус сорок пять. После митинга всех участников посадили в автобусы и повезли в п. Чегдомын. Верхнебуреинцы встретили посланцев Украины очень тепло. После дальней дороги строителей отвезли в душ на шахту, а в спортзале был организован богатый обед. Здесь впервые многие украинцы попробовали то, что раньше и в глаза не видели: красную рыбу, икру, тихоокеанскую селедку, бруснику.  Вечером в районном Доме культуры посланцев Украины горячо приветствовала общественность районного центра. Состоялся праздничный концерт. Радушная встреча чегдомынцев практически отрезала для украинцев все пути к отступлению. Иосиф Павлив, геодезист Укрстроя, передавал такой услышанный в поселке Чегдомын разговор. Шахтер рассказывал своему товарищу: «Когда приехали украинцы, шофер наш возил их на обед, в Дом культуры… И он слышал, как один из них сказал: «Теперь, после такой встречи, бежать отсюда будет неудобно». Но это была шутка. Никто и не думал об отъезде. Хотя было трудно.
…Первые дни и первые ночи были самыми трудными. Вот что записал тогда в своем дневнике Иван Симон, бригадир отделочников Укрстроя:
«… Ургальская морозная ночь. О морозах нас предупреждали, мы готовились… Но кто имел понятие, что такое минус пятьдесят? В наших красивых лакированных вагонах нас пронизывал холод, мы забирались в спальные мешки одетыми, на столиках намертво замерзала вода. Не знаю, приходила ли кому-нибудь тогда нечаянная мысль: нет, не выдержать… Может, и приходила. Но вслух произнести такие слова – нет! Сотни тысяч глаз смотрели на нас, Украина на нас надеялась, БАМ ждал наших рук. Нет, невозможно!»
Следующий день, 4 ноября 1974 года,  стал для украинских строителей первым рабочим днем на дальневосточной земле. Будущая стройка началась с разгрузки вагонов.
Свой передовой отряд донбассовцы отправили на БАМ не с пустыми руками. За несколько дней до выезда на будущую станцию Ургал были отправлены пять грузовых составов, чтобы отряд сразу по прибытии мог приступить к работе. Везли с собой сборные щитовые дома, столовую, котельную, краны, тракторы, оборудование и даже доски – лес – то, чего в самом Донбассе нет. Все лучшее было отдано отряду.
Первые два состава со стройматериалами разгружали вручную, никаких механизмов не было (они подошли третьим составом). Особенно трудно было выгружать тепловату.
Когда ехали на Дальний Восток, то всю дорогу пели, на станциях плясали.  Началом разгрузки надолго умолкли баяны, не до песен было. Когда подошли механизмы, стало легче, но нелегко трудности возникали перед механизаторами и шоферами: техника не была рассчитана на ургальские морозы и люди до этого тоже не знали таких холодов. Здесь делом и советом помогли автомобилисты из Чегдомына.
57-я годовщина Великого Октября. Первая на БАМе. К 7 ноября на месте будущего поселка была только мачта. В этот день на ней затрепетал красный флаг.  Митинг провели у камня-валуна. Лукьяненко прикрепил к лиственнице щит с надписью: «Город Ургал будет построен коллективом «Укрстрой» (см.фото).
7 ноября считается новоургальцами Днем рождения поселка. Об этой дате свидетельствует и надпись на камне, установленном сегодня в сквере напротив 9-этажного административного здания.


(Памятный знак первостроителям Нового Ургала - читать далее)


Митинг продолжался недолго. Внизу, в тупике, стоял неразгруженный состав.
 - Есть мнение – праздничные дни объявить  днями ударной трудовой вахты, - обратился к первостроителям Саманков. – Наш профсоюзный бог не возражает, - Анатолий Васильевич повернулся к Лазареву. – И комсомольский вожак Валерий Чижов тоже «за».
- Даешь рекорд! – загалдели парни и понеслись вниз, в тупик, где стояли неразгруженные вагоны с техникой, оборудованием, строительными материалами
Перед отрядом «Донбасс» стояла задача как можно быстрее построить временный поселок, чтобы переселиться из вагонов самим и принять новые отряды строительно-монтажного поезда.
В первые же дни заложили четыре общежития, котельную, столовую, механические мастерские, склад продуктов. Между бригадами и участками развернулось социалистическое соревнование. Его итоги подводились каждый вечер.
Временный поселок начали строить в конце ноября 1974 г. По предложению архитектора ССМП «Укрстрой» А. Лысогора, общежития строили со всеми удобствами, красивого внешнего вида. Уже в феврале 1975 года были сданы и заселены два общежития. Больше трех месяцев ушло на то, чтобы построить для себя жилье. Опустевшие вагоны после ремонта на ст. Чегдомын были отправлены назад, на Украину.
До постройки общежитий строители жили в тех вагонах, в которых они приехали. На месте временного поселка был забит 1-й колышек. Это право было предоставлено главному инженеру проекта Валентину Христофоровичу Мавродию.
Первым делом начали возить песчано-гравийную смесь для отсыпки под будущую строительную площадку.
 Из воспоминаний Иосифа Павлива, геодезиста Укрстроя:
«… Временный поселок начали строить в конце ноября, а в декабре ударили сильные морозы. 45-50 градусов почти каждый день, но работа шла. Нужно было как можно быстрее переселиться из вагонов в общежития… Поселок строился на мари, и, чтобы летом он не утонул, постройки надо было возводить только на подсыпке. Влажный грунт сразу примерзал. Приходилось очищать кузов ломом …».
Столбы дыма поднимались над Ургалом. Всюду горели костры. Морозы держались все те же – пятьдесят. Первое общежитие строила бригада Ивана Симона. В азарте работы ребята посбрасывали с себя не только полушубки, но и телогрейки. Только сердились, что железные гвозди ломаются от ударом молотка, как спички. Ради них разводили костры – гвозди кипятили в котелках.
Морозы досаждали и водителям самосвалов, которые вели отсыпку площадок для новых построек. Земснаряд брал грунт из Буреи – это в четырех километрах от Ургала. К концу рейса грунт смерзался в кузове, становился вроде бетона. Приходилось орудовать ломиком. Водители – народ веселый, языкастый – сразу и пословицу сочинили: Ешьте, хлопцы, сало, лук, чтоб не выпал лом из рук».


(Верина, В. Мы были первыми - читать далее)


Николай Черногор сразу вышел в лидеры. За смену делал рейсов в полтора раза больше, чем другие. Оказалось, что с марями у Николая давнее знакомство: почти 2 года работал в Тюмени, возил грунт на строительные площадки. Предложил шоферам по очереди проехать с ним в кабине. Вскоре и Вася Бекметов, и Саша Слюсаренко стали делать на КрАЗах по десять рейсов в смену. К рекорду начали подтягиваться и остальные шоферы. К тому же Слюсаренко проявил техническую смекалку: предложил присоединить к глушителю трубу и уложить ее по днищу кузова. Горячие выхлопные газы так нагревали кузов, что влажный грунт не успевал смерзаться. Лом вышел в отставку, а Слюсаренко записали в карточку первое рационализаторское предложение.
Интересно строить жизнь на новом месте: что ни день – событие, новость, радость. Решением Верхнебуреинского райисполкома в Ургале был создан поселковый Совет. И 14 декабря здесь состоялись первые выборы. Прямо с избирательного участка люди шли на строительные площадки. В этот день укрстроевцы заложили новый объект – клуб со зрительным залом на 500 мест. Новоселы хорошо понимали: как сложится жизнь в поселке, во многом зависит от работы Совета. И вот 25 депутатов получил 100% их голосов. В числе избранных были начальник Укрстроя Н. И. Лукьяненко, монтажник Владимир Барышев, штукатуры Антонина Викулова, Ольга Антонюк, крановщица Лариса Негробова. (Лариса, несмотря на молодость, - строитель со стажем: трудилась на восстановлении разрушенного землетрясением Ташкента).
- Уже на следующий день после выборов, - рассказывал председатель поссовета Игорь Викентьевич Федик, - пришли ко мне жених с невестой. И пришлось попросить  их подождать – ведь печати еще не было.
На первой сессии поселкового Совета решался один вопрос: обеспечение людей жильём.


Хроника 1974 года
8 июля ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
3 ноября Станция Ургал-1. Торжественный митинг по случаю прибытия на верхнебуреинскую землю с Украины первого отряда строителей БАМа «Донбасс».
7 ноября рождение поселка Новый Ургал. В этот день на месте будущего поселка состоялся митинг. К лиственнице был прикреплен плакат «Город Ургал будет построен коллективом «Укрстрой».
Вслед за украинскими строителями в том же 1974 году на Восточный участок магистрали прибыли первые подразделения воинов– железнодорожников, чтобы непосредственно принять участие в строительстве БАМа.

1975 год

1976 год

1977 год - 1978 год - 1979 год

1980 год - 1983 год

1984 год

1985 год - 90-е годы - 2000-е годы