Вторник, 19.03.2024, 14:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Исчезнувшие поселения района

Появление тунгусских племен в верховьях Буреи

Через Буреинский хребет испокон веков  «ходили» от берегов Охотского моря к далекой сибирской реке Лене и обратно через территорию района племена эвенков-кочевников, охотников и оленеводов. Ученые предполагают, что тунгусские племена появились в верховьях Буреи в 16 веке. В работах академика А.Ф. Миддендорфа, который совершил путешествие в 1842-1848 гг. по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, имеются первые сведения о народах, которые жили в бассейне среднего и верхнего течения реки Бурея. Туземцы занимались охотой, оленеводством, вели кочевой образ жизни, за ними поселились якуты, которые занимались торговлей, наживались на тунгусах.
Русское поселение появилось намного позднее.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:КАРТА и ФОТО

Загадка посёлка Ласточка

Село Могды

 

Поселок Ниманчик

Каким бы отдаленным ни был наш район, он не остался в стороне от перемен, которые проходили в стране. Коллективизация докатилась и до нашего района. С коллективизацией неразрывно связан  переход кочевого коренного населения на оседлый образ жизни.
В 1929 году И.В. Сталин выдвинул лозунг проведения коллективизации по стране. Колхозно-совхозное строительство явилось важнейшим направлением аграрной политики. К организации колхозов были привлечены городские жители, члены КПСС направлялись в поселения, исполняли обязанности председателей колхоза, одним из них был товарищ Колесов, который организовал колхоз коренных народов и основал поселок Ниманчик. Сначала колхоз носил имя в честь председателя колхоза, колхоз им. Колесова, а в 1950 году его переименовали в «Колхоз Северная Заря». Это был колхоз по разведению оленей, население поселка многонациональное, из жителей было создано две бригады, в 1934 году был организован сельский совет, функционировала начальная школа, одним из благ была общественная баня, а в 9 км недалеко от Ниманчика находилось поселение Чинхай, где жили якуты. В Чинхае была церковь, в период войны многие семьи проводили на фронт отцов, братьев, сыновей, они защищали Москву, стояли у стен Сталинграда, на других фронтах. После войны на месте колхоза был организован коопзверпромхоз «Северная Заря».


Поселок Озерный Чекундинского сельского поселения

С коллективизацией возник поселок Озерный на берегу реки Бурея в 12 км от села Чекунда. В п. Озерном была создана промысловая артель «Красный охотник», в 1939 году артель состояла из 22 хозяйств, проживало в поселке 112 человек, трудоспособное население 55 человек, эвенков 39, якутов 4, других национальностей 69. Природные условия позволяли заниматься оленеводством, охотпромыслом, выращивали овощи, картофель. Пахопригодные земли составляли 250 га, сенопригодные 65 га, оленьи пастбища 111555 га. В Чекунде в 1935 – 1936 г.г. был создан сортоиспытательный участок сои (Амурская желтая 041,042), урожай составлял по 16-18 ц с га. В 1961 году колхоз был ликвидирован, колхозники перешли в коопзверпромхоз.

 

Поселок Могды

На территории Амгуньского национального совета из кочующего национального населения возникло промысловое товарищество «Негу-Гевань» в п. Могды. Оно располагалось на правом берегу реки  Амгунь по ключу Юхта в 1,5 км. от устья реки Могды.
В 1939 году товарищество состояло из 21 хозяйства, все население 81 человек, трудоспособного населения было 38 человек, эвенков - 65, якутов -16. В колхозе население занималось оленеводством, охотпромыслом, выращивали овощи, картофель, капусту. В 1936-1937 г.г. было освоено 10 га земли.
С процессом коллективизации был связан переход кочевого туземного населения к оседлости. После организации колхоза на месте бывшей стоянки не осталось ни одного чума, люди перешли в деревянные дома. Село Могды выглядело так: 25 дворов, магазин, школа, ясли, пекарня, клуб. Школа была начальной, а затем дети обучались в интернате с. Средний Ургал. В школе обучались на русском языке. В клубе показывали за счет кинопередвижки фильмы. На кинофильмы шло все население поселка.
Колхоз имел стадо оленей в количестве 500 голов. Пастбища были расположены в районе рек: Мерек, Урми, Амгунь. Стадо обслуживали несколько пастухов. В 1951-1952 г.г. в колхозе была организована звероферма (разводили лис), но она оказалась непродуктивной, происходил падеж щенков. В 1959 году из-за наводнения звероферма погибла.
Поля засевали овсом, ячменем, пшеницей. Обработка полей велась примитивной техникой, позднее колхоз имел тракторную технику. На полях работали мужчины и женщины.
В п. Могда жила мастерица пошива эвенкийской национальной одежды Прасковья Кононова-Лиханова. В колхозе она работала с 1941 года. Началась война, мужчины колхоза ушли защищать Родину. В колхозе Паша вела хозяйство по-фронтовому, но часто нападали волки. Старики, женщины вставали на лыжи, вооружались дробовиками, спасали оленей.
В 1961 году колхоз перешел в Верхнебуреинский коопзверпромхоз, а стадо оленей отправлено в п. Шахтинск, людей с помощью вертолетов вывезли тоже в п. Шахтинск, в селе осталось несколько семей для обслуживания связи и метеостанции. Уже в 80-х годах 20 века в селе систематически никто не проживает,  можно ещё найти следы строений. По данным 2008 года в селе все-таки три жилых дома, в них живут представители коренных малочисленных народов, которые занимаются рыболовством, охотой, сбором ягод.
Официально с. Могды на карте отсутствует, но через Могды прошла дорога БАМ и сохранилось в названии станции.

 

Прииск Пролетарский

В 1872 году поисковая партия горных инженеров В.Н. Набокова и Н.П. Аносова работала в бассейне реки Ниман, а в 1874 году были открыты крупные россыпи золота в Ниманском районе.
А было это так. Геологи расположились на привал на речке Олга, при впадении в нее речушки Агды. Один из рабочих отправился за водой. Спустился по крутому спуску, на косе увидел обнаженный золотоносный пласт с видимым золотом, этот участок назвали «золотым яром».
Вести об открытии золота дошли до Петербурга. Освоение шло быстро, была организована Нимано-Буреинская золотопромышленная компания.
Первые десятки пудов золота были добыты в 1874 году, это официальный год рождения п. Софийск.
В связи с добычей золота появилось много населенных пунктов. В 1948 году на территории Усть-Нимаканского сельского совета были Никольское, Аюрдак, Азановское, Йорик, Иерохан, Александровский, Пролетарский, Октябрьский прииски.
На территории Софийского сельского совета: Софийский, Сергиевский, Якутский, Ивановский, Пионерский, Всеволодовский, Зиноидинский.
В связи с добычей олова п. Иппата, п. Акдони.
Трудом людей осваивался дикий таежный уголок Хабаровского края. Люди ехали стирать «белые пятна» на карте.
Связующим звеном была транспортная артерия – река Бурея. На пароходах, лодках добирались до Чекунды, оформляли документы, а затем сквозь дремучую тайгу доходили до приисков.
Прииск Пролетарский находился на месте современной Алонки. В 1934 году на этот прииск отправилась семья Правых: отец Константин Евстафьевич, мать Ольга Архиповна и 13 детей, 7 сыновей и 6 дочерей (сыны Гавриил, Антон, Иван, Алексей, Петр и Николай, дочери Раиса, Нина, Валентина и др.).
На прииске были деревянные дома, бараки. Клуб, магазин, пекарня, контора. Квартирой был отгороженный шторой угол, столы, топчаны делали сами, в окнах бычьи пузыри, тряпки, стекло ценилось дороже золота. Золото было под ногами, а стекло нужно было завозить за многие сотни километров.
В клубе из двух окон лишь в одном было стекло, в магазине было холодно, чтобы налить бутылку растительного масла покупателю, нужно было сутки греть канистру, порой не хватало свечей, жгли тряпичные каганцы. Бараки отапливались одной-единственной чугунной печкой, что возвышалась в центре помещения, ее топили поочередно, дрова запасали всем миром, коллективно, не считая, кто сколько сделал.
А работа на прииске была тяжелой и изнурительной. На прииске было 250 работников. Среди них, кроме Правых, были Елизавета Михайловна Фанчин и Михаил Фанчин, Афанасий Миронович Полищук, который был начальником прииска.
Старательные и добросовестные Правые быстро выделились среди работников прииска, им стали доверять самые перспективные участки, они сдавали золота гораздо больше других. Работали ломиками, заступами (кайлой), лотками, батурами. Зимой били шурфы, Ивану и Алексею Правым доверяли геологическую разведку на Усть-Бурухане (район Воспорухана), Гавриила и Александра Ивановича Грищенко направляли на Иерохан, где пробили 15 шурфов, установили штанги (деревянные указатели), затем на Усть-Талимжак, и с поручением они справились отлично. Зимой встречали обозы с продовольствием, они шли по заснеженной Бурее, это 400 км санный путь. Жизнь намного на прииске улучшилась. Началась война, ее никто не ждал и не хотел, на фронт отправили мужчин Правого Гавриила, Фанчина Михаила и других. Из мужчин на прииске остались 60-летние Михаил Васильевич Дружин, Иван Данилович Береговенко,Сергей Кахо, и в 1942 году прямо из госпиталя отправили домой Правого Гавриила. Он оказался четвертым среди мужского населения. Его назначили горным мастером, а также продавцом в магазине, а его жена Мария Ивановна заведовала фельдшерским пунктом. На полигоне оказались одни женщины: Татьяна Филипенко (Кахо), Елизавета Михайловна Фанчин, Надежда Иннокентьевна Рукосуева, Раиса Константиновна Шатненко, Евдокия Ивановна Попова, Анна Ивановна Григорьева, Раиса Савельевна Правая. Утром чуть свет – на золото, одни деревья валят, другие их на чурки распиливают, третьи колют. Дров требовалось много, чтобы прогреть промерзлую землю, затем бросались за ломики, яму копали до 4 метров глубиной, кровью доставался каждый золотник, каждый грамм золота, а ночью шили рукавицы для фронта. Сами были одеты в телогрейки, на ногах самодельные онучи или «корды», обувь из старых автомобильных покрышек, терпели, но добычу золота не прекращали, знали, его ждут, оно нужно для победы. Женщинам помогали дети, они заготавливали дрова, били ямы, помогали мыть золото. Сын Ивана Виктор Правой в 15 лет доставлял один раз в неделю из Усть-Нимана почту, до которого 40 таежных километров, приносил на прииск весточки с фронта, иногда «похоронки», тогда замирал поселок, скорбя об очередном убитом.
Пролетарский прииск был ликвидирован в 1945 году. Люди отправились на прииски Иерохан, Йориковский, Усть-Ниман.
Последние покидали прииск Гавриил, Алексей Правые.

 

Поселок Йориковский

Другой золотодобывающий прииск Йориковский, который находился в северном направлении от п. Чегдомын. На этом прииске проживало 300 человек, в поселке была семилетняя школа, пекарня, клуб, люди жили в деревянных домах, а также был магазин. На этот прииск переехали семьи Правых, Фанчин.
Рудник был закрыт в 1960 году.
В 1976 году ученики школы №2 совершили экспедицию в этот район, в п. Йорик проживало 4 человека: Василий Тимофеевич Карасев, он  жил на Йорике с 1956 года, связист Егоров, очень старый дед Михаил Чин-Чин.
В настоящее время в посёлке никто не проживает.
Прииск был на Иерохане. Золотодобывающая промышленность оказывает на природу отрицательное влияние, особенно при современной технологии, образуется лунный рельеф. Почва восстанавливается очень долго, поэтому нет растительности. В школьном музее для добывающей промышленности есть экспонаты: 2 бадьи, с помощью которых из шурфов доставали породу, лотки (3 лотка сделал в походе Лештаев Борис Евгеньевич), один сделан из тополя, очень старый, подарил школе Ткалич Степан Степанович). В бассейне реки Ниман видели трубу, диаметр 40 см, сделана труба из досок тополя, с помощью этой трубы в 19 веке мыли золото. Собрать подробный материал не удалось: мало источников в архивах района, а также нет уже людей, которые работали на этих приисках.

 

Источники:
Статья построена на основе работы Симоненко Григория под руководством учителя-географа Лозовик В. М.
Литература, используемая для создания работы:
1. Зуев П.Ф. «Магистраль жизни и созидания», 2010 г. Хабаровская краевая типография, стр.217;
2. «Рабочее слово». Выпуск от 07.09.1995 года;
3. Туголуков В. «Идущие поперек хребтов», Красноярское книжное издательство;
4. Отчеты ученых по изучению Верхнебуреинского района 1930-1932 г.г.

 

 

Исчезнувшие населенные пункты 20-30 годов XX века в Верхнебуреинском районе
Наименование Год основания Год исчезновения Причины возникновения Причины исчезновения Географическое положение
1
п. Ниманчик
1932 1963 В связи с возникновением колхоза. Исчез как неперспективный.

На правом берегу реки Ниман в 25 км от п. Софийск по трассе Чегдомын – Софийск

2 п. Умальта 1934 1962 В связи с наличием запасов молибденита. Исчез в связи с отработкой молибденита. В 100 км от п. Чегдомын по трассе Чегдомын – Софийск на р. Умальта, по названию зимовья А.Г. Гилева назывался Половинка.
3 п. Могды 1932 1961 В связи с возникновением колхоза. Исчез как неперспективный. На устье реки Могды в р. Амгунь.
4 п. Иппата ? ? В связи с наличием запасов касситерита. Исчез в связи с отработкой касситерита. На левом берегу р. Иппата.
5
п. Акдони
? ? В связи с наличием запасов касситерита. Исчез как неперспективный. На правом берегу устья р. Акдони, которая впадает в р. Ниман.
6 п. Озерный 1932 1961 В связи с возникновением колхоза. Исчез как неперспективный. На берегу р. Бурея в 12 км от п. Чекунда.
7
прииск Пролетарский
? 1960 В связи с месторождением золота. Исчез в связи с отработкой месторождения. Недалеко от ст. Алонка.
8 прииск Йориковский ? ? В связи с месторождением золота. Исчез как неперспективный.

На р. Большой Йорик по трассе Чегдомын – Софийск

 

9 прииск Иероханский ? ? В связи с месторождением золота. Исчез в связи с отработкой месторождения. На р. Иерохан по трассе Чегдомын – Софийск.
10 п. Светлый 1967 1976 В связи с исследованием месторождения урана. Исчез в связи с окончанием разведки. В 50 км от ст. Таланджа.
11 п. Ласточка 1967 1976 В связи с исследованием месторождения урана. Исчез в связи с окончанием разведки.

На границе с ЕАО.