Воскресенье, 29.12.2024, 01:00
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ГОД 1979


ЯНВАРЬ 1979. Бойцы отряда стали инициаторами соревнования строителей Восточного участка БАМа за право быть пассажирами первого поезда по Дальневосточному кольцу.
ФЕВРАЛЬ. В отряде прошла аттестация участников Ленинского зачета.
АПРЕЛЬ. Коллектив художественной самодеятельности Сулука стал победителем районного смотра.
ИЮНЬ. Замкнулось Восточное кольцо БАМа. За ударный труд и активную общественную работу 8 бойцов отряда удостоены права быть пассажирами первого поезда.
АВГУСТ. Сдан Дом культуры в поселке.
СЕНТЯБРЬ. Ещё 15 молодых строителей Сулука стали студентами.
(От колышка в тайге: История  // Молодой дальневосточник. – 1980. – 7 марта. – С. 1)
Отрадно, что поселок принял зримые очертания. В тех местах на склонах сопок, где была непроходимая тайга, пролегли первые улицы, поднялись стены жилых домов.
Коллектив ХабаровсктрансстройБАМа успешно справился с программой прошлого года. Освоено на полмиллиона рублей больше, чем планировалось. На 1979 год намечены еще более высокие рубежи с таким расчетом, чтобы в первом квартале 1981 года сдать поселок в постоянную эксплуатацию.
(Восточное кольцо  // Тихоокеанская звезда. – 1979. – 7 февраля)
Сейчас строители ведут монтаж зданий постоянного поселка. В этом году будет продолжено строительство домов, детского сада, школы, вокзала и других объектов.
Недавно коллективу СМП было присвоено почетное звание «Комсомольско-молодежный»
(Растет среди сопок Сулук  // Молодой дальневосточник. – 1979. – 12 января.)
Улица имени Хабаровского комсомола в Сулуке выросла сразу на пять двухквартирных домов. Среди новоселов – бульдозерист Петр Батюк, шофер Борис Мелков, старший машинист электростанции Андрей Близнюк, прораб Юрий Сохин. В таежном поселке, которому нет еще и полутора лет, уже три улицы с благоустроенными коттеджами.
Поднимаются этажи станции БАМа. Ускоренными темпами сооружаются котельная, водозабор, станционное хозяйство. Строители взяли обязательство сдать Сулук досрочно. Задание третьего года пятилетки выполнено на 175, 6 процента. Принято повышенное обязательство 1979 год. Будет освоено 3,5 миллиона рублей капитальных вложений против 1 миллиона 200 тысяч рублей в минувшем году.
Строители Сулука встали на ударную вахту в честь выборов в Верховный Совет СССР. Ежедневно они перевыполняют задания при высоком качестве работ.
(Слепцов, А. Растет поселок. – Дальневосточная магистраль. - 1979. – 18 января.)
Комсомольско-молодежная бригада Б. Борисова ко дню выборов  брала обязательство сдать в эксплуатацию новое общежитие. На десять дней раньше объект вступил в строй.
(Никитин, А. Утро магистрали. – Молодой дальневосточник. – 1979. – 5 марта.)
Однако коллектив стройки столкнулся с неурядицами в обеспечении поставок строительных материалов и конструкций.
Из открытого письма строителей Сулука своим поставщикам – тресту «Железобетон-2», опубликованного 3 ноября 1978 года в газете «Молодой дальневосточник»:
«Исполнился год, как на Сулуке начал работать отряд «хабаровский комсомолец». Построен временный поселок. Теперь мы возводим котельную водозабора и очистные сооружения для постоянного поселка. С весны на его строительстве работает бригада монтажников. С того времени и до сегодняшних дней она в основном занимается устройством фундаментов. Их уже много. Целый городок фундаментов. Но монтаж почти не ведется. Это потому, что трест «Железобетон-2», ваш трест, товарищи, не обеспечивает нас конструкциями.
По поручению коллектива-
С. Манойленко,
командир отряда «Хабаровский комсомолец»,
Ю. Кузовков,
бригадир монтажников».

Недостатки старались устранить. Но не все так просто. Через несколько месяцев в той же газете появилось новое письмо:
«После публикации в газете нашего письма в адрес треста «Железобетон-2» конструкции стали поступать вроде бы регулярно. Можно радоваться – не будет теперь у нас,  монтажников, простоев. Но радоваться рано. Качество бетонных перекрытий, несмотря на все заверения комсомольчан, остается очень низким. Петли крепятся плохо. Арматура проходит близко к поверхности. Сами блоки вдоль и поперек  пересечены трещинами или разбиты. К тому же они еще кривые. Можно допустить разницу в два сантиметра, но ведь здесь одна сторона больше другой на пять-семь сантиметров.
Ю. Кузовков,
бригадир монтажников ССМП
«ХабаровсктрансстройБАМ».

Вопросы снабжения держатся на контроле. Но очень обидно, что такие изъяны явно тормозят строительство.
(Операция «Поставки». Адрес первый – Сулук  //Молодой дальневосточник. – 1979. – 8 февраля.)

ГОД 1980

ЯНВАРЬ 1980. В гостях у бойцов отряда побывали первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов и летчик-космонавт СССР А. С. Иванченков.
ФЕВРАЛЬ. Досрочно, в канун выборов, строители ввели в строй новый клуб. Здесь, в самом красивом здании, и встретили посланцы хабаровского комсомола праздник советской демократии. Право голосовать первыми товарищи предоставили бригаде штукатуров Наташи Орловой.
ФЕВРАЛЬ. Толя Кончин, первостроитель Сулука, стал победителем конкурса среди каменщиков Восточного участка БАМ.
ВЕСНОЙ 1980 году уже формировалась третья группа строителей в п. Сулук.
(От колышка в тайге: История  // Молодой дальневосточник. – 1980. – 7 марта. – С. 1)
О третьей группе молодых строителей рассказал корреспонденту газеты «Молодой дальневосточник» зав. сектором ударных строек крайкома ВЛКСМ Сергей Некрасов  (март 1980 г.): «Это связано с широким фронтом работ на строительстве поселка железнодорожников  и станции. Первые бойцы отряда ставили щитовые  общежития, двухквартирные дома. К 1980 году временный поселок был построен полностью и все силы поезда переключились на новые объекты. Завершается монтаж сборных домов, ведут свои работы каменщики. Параллельно идет сооружение котельной, инженерных сетей. С возрастающим объемом работ трудно справиться прежним составом поезда. Требуются новые специалисты. А так как поезд носит звание комсомольско-молодежного, то укомплектовать его квалифицированными кадрами – важная задача краевой комсомольской организации. Нужны специалисты высокой квалификации. Рабочий разряд должен быть не ниже третьего. Требуются каменщики, монтажники, бетонщики, плотники, газосварщики, трубоукладчики.
Вновь приехавшие бойцы будут жить уже в отстроенных общежитиях. Хочется отметить, что временный поселок в Сулуке – один из самых благоустроенных на БАМе. В нем несколько общежитий, две улицы коттеджей, в каждом из которых живут по несколько семей. Открыты магазины, столовая. В августе, ко второй годовщине отряда, сдан Дом культуры. В нем, кроме всего, спортивный зал. Работают бойцы отряда ССМП Хабаровсктрансстрой БАМ. Зарплата начисляется по повышенным заданиям. Для работающих в зоне БАМа установлен коэффициент 1,7, на них распространяются льготы, установленные в районах Крайнего Севера.
В поселке можно интересно провести досуг. Рыбаки в выходные дни с удовольствием отправляются на рыбалку, грибники и ягодники – в лес. В Доме культуры работают кружки художественной самодеятельности, в спортзале – спортивные секции. В красных уголках общежитий можно посмотреть телевизор, свежие газеты и журналы».

(Будет станция - наш Сулук: Актуальное интервью  // Молодой дальневосточник. – 1980. – 7 марта.  – С. 1)
С середины 1979 года СМП не выполняло план строительно-монтажных работ. За первый квартал 1980 года при плане 450 тысяч рублей освоено 322 тысячи. Задание по росту производительности труда выполнено только в марте. Основной причиной, сдерживающей темпы строительства и влияющей на выполнение плана, остается несвоевременная поставка железобетонных изделий. Особенно много претензий к заводу железобетонных изделий № 4 г. Комсомольска-на-Амуре.
(Закончился краевой рейд «КП»… //Молодой дальневосточник. – 1980. – 14 мая)
Февраль 1980 года. Восемнадцать лучших каменщиков Восточного БАМа, мастера высшего строительного пилотажа, боролись за первенство. В конкурсе участвовал Толя Кончин со своим напарником.
Он приехал в Сулук, в 77-м году, с первым десантом. За плечами – армия, работа в «Баневуровце» на строительстве Некрасовской птицефабрики. На БАМе пришлось переучиваться: плотничал, столярничал. А когда закончили хабаровские ребята строить временный поселок, снова взял в руки мастерок. Вскоре Анатолия избрали бригадиром комсомольско-молодежной бригады. И в феврале 1980 года, провожая Кончина в Ургал-2 на конкурс каменщиков, говорили ребята: «Без победы не возвращайся!»
Вперед сразу вырвались украинские ребята, а Толя Кончин с напарником отставали безнадежно…
Никто и не понял толком, когда наступил перелом. Только все больше зрителей стали подходить к тому месту, где работал Кончин с напарником Виктором Коленовым. «Жонглеры!», - восхитился кто-то. А ему просто нельзя было проигрывать, потому что за ним бригада, которая верит, надеется, ждет. Он перевел дух, лишь когда председатель жюри провозгласил: «Победил Анатолий Кончин из СМП «ХабаровсктрансстройБАМ». Норма выполнена на 262 процента!»
(Моя судьба – бригада // Молодой дальневосточник. – 1980. – 20 марта.)

ГОД 1981.


Апрель. Комсомольско-молодежная бригада каменщиков Анатолия Кончина  ведет кладку новой школы в поселке. В честь этой бригады в центре поселка бьется на ветру красный флаг. Кто они, победители? А. Котляренко приехал на БАМ из Киргизии. Опытный специалист. К нему смело можно идти за советом – обязательно поможет. П. Жигас из Прибалтики, еще недавно воин-железнодорожник, а теперь строитель станции СулукВ. Христичев и А. Кончин из первого десанта.  
(Кокоулин, В. БАМ: Восточный участок. Сулук.  /В. Кокоулин  // Молодой дальневосточник. – 1981. – 20 мая)
Идет горячая  работа и на объектах постоянного поселка, на сооружении котельной. Десятки комсомольцев участвовали в сборе металлолома. В апреле ими загружен железнодорожный вагон.  
(Зубова, Л. БАМ /Л. Зубова  // Молодой дальневосточник. – 1981. – 19 апреля)
СЕНТЯБРЬ. Приняты в эксплуатацию два пятиэтажных дома. Все остальные находятся в высокой стадии строительной готовности.
(Они строят Сулук  // Тихоокеанская звезда. – 1981. – 23 сентября).
ДЕКАБРЬ. К строителям поселка присоединился комсомольский отряд воинов-железнодорожников.
Уволенные в запас воины Дальневосточного пограничного округа сменили гимнастерку на спецовку. Их ударный комсомольский отряд прибыл 10 декабря на станцию Сулук. Большинство пограничников будет работать водителями, крановщиками, штукатурами-малярами, электросварщиками. Это их гражданские специальности.
А возводить они будут станцию Сулук. Многое здесь уже построено. Для железнодорожников готово уже жилье, дом отдыха локомотивных бригад. Заканчивается сооружение водозаборных и очистных сооружений, локомотивного депо.
Хватит дел и бывшим воинам. Им предстоит построить ряд многоквартирных жилых домов, школу, детский сад, вокзал.
(Сменили гимнастерку на спецовку  // Тихоокеанская звезда. – 1981. – 11 декабря.)
О трудностях, вязанных с недопоставками материалов рассказывает Владимир Захаров, командир ударного молодежного отряда «Хабаровский комсомолец»:
«За пять дней до нового года мы были в прорыве. Оставалось освоить 390 тысяч рублей капиталовложений при годовом плане освоения два миллиона. Почти весь год мы «минусовали», самыми ходовыми на Сулуке были понятия – недопоставки, недокомплект, непоставки. А какие, с позволения сказать, новоселья справляли! С горем пополам обжили наши люди две пятиэтажки, сданные без сантехники; воду на себе носят в квартиры, туалет на улице, и «добром» поминают тех, кто в нужный срок всего необходимого нам не поставил.
31-го, в точный срок, мы отрапортовали – есть годовой! Но какой ценой он был добыт, какого напряжения сил, скольких нервов всем нам стоил этот авральный энтузиазм? Выполни ли за пять дней план почти двух месяцев… Осталось от этой круглой цифры и трудового рапорта  одна физическая усталость. И никакой радости от честно выполненного долга»

(У семи нянек…  // Молодой дальневосточник. – 1982. – 16 января.)

Продолжение ч.3