Клипель, В. И. Встречи на трассе.
Я был здесь осенью 1974 года, когда военные строители только появились. В старых домах жили изыскатели, прокладывавшие трассу полотна на Сулук. А в 1975 г. здесь уже был целый поселок. Хотя сами строители жили еще в вагончиках и срубах, покрытых палатками, на пригорке уже красовалась школа, потому что к тому времени в поселке Дуссе-Алинь и Сулуке набралось восемнадцать школьников младших классов – от первого до четвёртого, которых из-за малолетства еще рано было устраивать в интернат, да и сами родители этого не желали. Вот для этих малышей и построили школу, как самый первоочередной объект. Ведь это для них – будущих граждан – строилась новая дорога.
С последним звонком у крыльца школы (стоит она на высоком открытом месте, окрашенная в веселые тона – радостная, как игрушка) останавливался автобус. Ребятня живо занимала свои места и ехала по домам. Одним было близко, другим далековато. Гравийная дорога идет по круче над узкой и глубокой долиной реки Авахо (что в переводе с эвенкийского означает «Черт»). Сквозь старые ели, увешанные космами бородатых лишайников, проглядывают высоченные синие горы со снежными шапками. Вдруг выскочит перед машиной заяц, или вспорхнет с обочины рябчик – ребятам все это интересно.
….
Я помню время, когда в Сулуке стояли два щитовых дома для семейных, о жилье в таких домах мечтали, потому что дом – это не вагончик, там есть комнаты, большие окна, центральное отопление и не надо возиться, растапливая печку. Теперь уже некоторые рабочие сетовали, что согласились на квартиры в брусчатых домах с печами, когда вот-вот сдадут дома с центральным отоплением и теплыми санузлами.
Этот новый поселок несколько удален от станции, расположен на высоком косогоре. Отсюда открывается величественная панорама гор и рек, за которыми голубой бело вершинной волной поднимается гряда Баджальского хребта. Станция строится внизу, там идет отсыпка гравия под пути, там уже толпятся вагоны с грузом, с бетонными деталями мостов. Там на путях мы видели балластно-укладочную машину, которая выравнивает отсыпанную гальку, сама приподнимают рельсовый путь со шпалами и подбивает под них балласт. Для перевозки мостовых блоков весом в десятки тонн у строителей есть не только мощные краны, но и тягачи, способные перевезти на большие расстояния эти крупногабаритные блоки, да и сами краны.
Клипель, В. И. Встречи на трассе. /Есть восточное кольцо! Специальный выпуск ежегодника «БАМ – панорама всенародной стройки». – Хабаровск. Кн. изд., 1979. – С.144-148