Воскресенье, 29.12.2024, 00:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

ГОД 1982


Отряд «хабаровский комсомолец» обязался в 1982 году передать железнодорожникам БАМа 6834 квадратных метра жилья.
(Они строят Сулук  // Тихоокеанская звезда. – 1981. – 23 сентября).
О строительстве объектов пускового комплекса БАМа Ургал-Постышева рассказывает начальник строительно-монтажного поезда № 338 ХбаровсктрансстройБАМ Юрий Петрович Шеховец:
«В наш комплекс пусковых производственных сооружений входит немало: вокзал, котельная, депо, водозаборные и очистные сооружения, все инженерные коммуникации. Кроме того, в самом Сулуке мы должны сдать 4 восемнадцатиквартирных дома и 4 двенадцатиквартирных. Сюда входит также детский сад на 140 мест, дом отдыха локомотивных бригад.
Сейчас уже в  основном закончены работы на трех домах. В поселке готовы инженерные коммуникации. Осталось лишь обеспечить низковольтное энергоснабжение. Скоро порадуем молодых родителей – в детском саду уже ведутся малярные работы, сдача его намечена на сентябрь. Нам предстоит выполнить большую работу по благоустройству поселка: привести все в порядок, озеленить. С этим надеемся справиться в августе.
Особая наша гордость – вокзал. Здесь выполнены отделочные работы на первом этаже. Помещения отделываются мрамором, ракушечником.

(Шустов, К. Горячие дни Сулука  /К. Шустов// Молодой дальневосточник. – 1982. – 14 августа)
Август 1982 – завершен монтаж опор линии электропередачи на двадцатикилометровом отрезке Сулук – Дуссе-Алинь. Бригада А. Кургузова установила последнюю железобетонную мачту на самой высокой точке Дуссе-Альньского перевала.
Бригада каменщиков Анатолия Кончина накануне выборов (20 июня 1982 г.)завершила план шести месяцев. В бригаде двадцать человек и все, как на подбор, передовики, ударники соревнования. Норма выработки в среднем достигла 120%, а бывает порой и выше
(Торжество советской демократии // Молодой дальневосточник. – 1982. – 23 июня)
Несмотря на активность строителей Сулука, положение на стройке очень напряженное.
Первые два года работы в Сулуке отмечены такими высокими темпами, что о каждом дне и месяце года говорят сейчас с изумлением. Это был непрерывный штурм рекордных высот, и даже средняя величина ежедневной выработки за два года сейчас выглядит как выборочный «пиковый» результат – 180 процентов! Но факт остался фактом: за два года коллектив СМП-338 перекрыл плановый показатель по объему строймонтажных работ на миллион рублей.
Однако, взлетев на такую высоту, векторная линия выработки будто лишилась опоры, надломилась и заскользила вниз. За последующие два года неритмичное снабжение стройки материалами и проектной документацией, различные организационные неурядицы, образно выражаясь, съели внеплановый миллион.
План 1981 года – два миллиона рублей строймонтажа – до середины ноября практически висел, как говорят, на волоске, и только после вмешательства краевого комитета партии, когда энергичнее начали действовать поставщики и субподрядчики, положение изменилось, и намеченный объем был даже перекрыт. В итоге выправился и показатель за четыре с половиной года: при плане 7340 тысяч рублей объем выполненных строительно-монтажных работ оказался на 260 тысяч рублей выше.
Проанализировав все стороны деятельности коллектива с начала строительства станции Сулук, партийная, профсоюзная и комсомольская организации пришли к выводу, что коллектив СМП-338 имеет достаточно возможностей для того, чтобы к 65-й годовщине Великого Октября сдать в эксплуатацию весь пусковой комплекс станции, досрочно выполнив тем самым свое годовое задание.
На общем рабочем собрании коллектива  поезда было принято решение сдать в эксплуатацию пусковой комплекс станции к 7 ноября. На путь к этому рубежу коллектив поезда взял на себя ответственность за выполнение строительно-монтажных работ на 2,5 миллиона рублей. В первом полугодии обязуется сдать под монтаж технологического оборудования здание вокзала, в августе-сентябре запустить очистные и водозаборные сооружения, в этот же срок ввести в эксплуатацию котельную, а в сентябре завершить строительство жилья общей площадью 5,6 тысячи квадратных метров. Было решено отметить 60-летие образования СССР достойной сдачей в эксплуатацию станции Сулук.
(Чековитова, Н. Дан старт «рабочей эстафете»  / Н. Чековитова   // Тихоокеанская звезда. – 1982. – 21 января.)
(О напряженной работе на стройке читайте СТАТЬИ: Чековитов, И. Три тормоза на Сулуке  / И. Чековитов  // Тихоокеанская звезда. – 1982. – 9 июня
Геращенко, В. Лишних дней нет: на вопросы корреспондента отвечает начальник СМП ХабаровсктрансстройБам Ю. П. Шеховец./ В. Геращенко  // Тихоокеанская звезда. – 1982. – 27 августа.)

Подвел сулукчан и отряд добровольцев, прибывший в Сулук в декабре 1981 года. Но среди добровольцев оказались и сбежавшие со стройки, были прогульщики. Все это лихорадило стройку.
(Подробнее читайте СТАТЬЮ: Платошкина, Н. Под фанфары  /Н. Платошкина // Молодой дальневосточник. – 1982. – 27марта)
В 1982 году строители воздвигли себе главный памятник: поселок с населением, которое уместилось бы  в обыкновенном железнодорожном составе, получил в подарок вокзал, дворец белого мрамора, стоимостью свыше миллиона рублей. Есть на вокзале мозаичное панно, призванное увековечить память отважных первопроходцев. Пафосом созидания проникнуты фигуры, сжимающие  в стальных руках гаечные ключи – все они, конечно, комсомольцы. Над ними реет победное алое знамя, а дальше, в лучах восходящего солнца, встает сказочный беломраморный город – Сулук, надо полагать.
Сулук получился красив, словно специально для того, чтобы показывать его знатным зарубежным гостям, демонстрируя всему миру наши достижения. И показывали. В 1984 году именно сюда прилетел на вертолете Жорж Марше (французский политический и государственный деятель-коммунист) и «остался поселком весьма доволен».
(Новак, О. «Нас изгоняют…» /О. Новак // Молодой дальневосточник. – 1989. – 21 февраля. – С.3)

 


1983.
А в 1983 году были сданы все объекты  намеченного строительства. Школьники вселились в просторную светлую трехэтажную школу со столовой, актовым и спортивными залами.  В прекрасно оборудованных классах и кабинетах учащиеся занимаются в одну смену, есть группа продленного дня.
Было принято в эксплуатацию одно  из красивейших на Восточном участке БАМа здание вокзала – гордость поселка. Уютный детский сад принял своих питомцев.
(Евсеенко, В. Сулуку – 10 лет  /В. Евсеенко  // Рабочее слово. – 1987. – 23 августа
Беловолов, В.  объективе – Сулук./ В. Беловолов  // Тихоокеанская звещда. – 1983. – 2 декабря)

Первые тепловых прошли экипировку в новом локомотивном депо станции Сулук , в котором вскоре будет налажено техническое обслуживание локомотивов.
(БАМ  // Молодой дальневосточник. – 1983. – 17 марта)


1984  и другие годы.
Оставалось решить, в чем конкретно будущее Сулука, с каким именно предприятием, министерством связаны перспективы его развития. Как раз к  этому времени относит людская память слова бывшего заведующего отделом строительства и архитектуры Хабаровского крайисполкома В. П. Пирогова:
- Когда-нибудь здесь будет горно-обогатительный комбинат.
Такие же слова произнес на митинге в Сулуке тогдашний первый секретарь Хабаровского крайкома партии А. К. Черный. Другие упоминали, что вокруг тайга, и того, кто решит разработать ее, ждут несказанные лесные богатства. Люди ждали не то ГОК, не то леспромхоз, одним словом, продолжение большого строительства. И дождались…
В 1985 году СМП-38 расформировывают. У Сулука появляется новый хозяин – Баджальский ПМК производственного строительно-монтажного объединения «Хабаровсклесстрой» Минлесбумпрома. Начали строить леспромхоз. Но уже в 1986 году вышел приказ министерства о консервации стройки в связи с тем, предприятие «будет …нерентабельным». Возмущенные рабочие написали письмо в «Правду». Вмешательство лично министра М. Н. Бусыгина и выделенные министерством еще несколько миллионов (а всего существование ПМК обошлось государству в 5 миллионов 227 тысяч рублей)  позволили стройке продолжаться до начала нынешнего года. Затем снова приказ: «В целях дальнейшего совершенствования ПСМО «Хабаровсклесстрой» Баджальскую ПМК ликвидировать 3 марта 1989 года». Для сулукчан исчезает последняя надежда. И летит в ЦК отчаянная телеграмма…
Ясно, что «доить государство, требуя с него полтора миллиона рублей ежегодно на строительство заведомо ненужного леспромхоза, конечно, не имеет смысла. Но вряд ли стоит упрекать сулукчан, не желающих трогаться с места, в том, что они думают не только о перспективах развития Дальнего Востока», сколько о жилье, школе или детском садике, куда ходят их дети, о предстоящих трудностях с пропиской, о том, что на новом месте ни жилья, ни очереди на него – начинай все с нуля…. В подобном положении оказались не одни они. Такая же беда у работников сокращаемых разъездов и служб Ургальского отделения, которое вместе со всей БАМ жд переходит на хозрасчет, а также у строителей последних двух СМП, оставшихся на Восточном участке«КуйбышевБАМстрой» в Этыркене и «Укрстрой» в Ургале, которым предстоит возвращаться домой – а куда?..
Парадокс. Главдальстрою не хватает 3000 рабочих, а строители уезжают.
Что же произошло с Сулуком, почему было свернуто строительство поселка? Просто министерства увидели, что здесь «ловить» нечего. И подобные Сулуку поселки перебрасывают теперь из рук в руки друг другу, словно горячий уголек.. сначала выяснили, что никакой ГОК в Сулуке в скором времени не окупится. Потом оказалось, что основной фонд лесопользования будущего леспромхоза определен был завышено. «Забыли» учесть, что лес в основном перестойный, и случись предполагаемому Сулукскому леспромхозу выйти на проектную мощность, он вырубит лес за считанное количество лет.
Этих ошибок оказалось достаточно, чтобы стянуть проблемы поселка Сулук в неразрешимый узел. Последствия подчас причудливы. Расформированный СМп-338 ушел не просто так, а прихватил свои «пожитки». Перед отъездом строители начали рушить построенные собственными силами дома. Первой «жертвой» стали три общежития – строители вознамерились забрать с собой щиты, находящиеся у них на балансе, но они рассыпались. На очереди оказалась почта. Когда работники СМП поняли, что увозить бревна, потерявшие товарный вид, смысла нет, почтой топили баню. Осталось бы от Сулука что-нибудь кроме мемориального булыжника, ни возьми его в тот момент на баланс подоспевшая Баджальская ПМК? А то так бы и закончилась сулукская эпопея, мораль которой – увы – стала уже общим местом. До каких пор за государственные ошибки будут расплачиваться люди? Печально звучат последние слова телеграммы в ЦК:
Люди приехали на БАМ, чтобы строить и жить. Каким  образом будет оставаться Дальний Восток, если нас изгоняют с обжитых мест.
(Новак, О. «Нас изгоняют…» /О. Новак //  Молодой дальневосточник. – 1989. – 21 февраля. – С.3)
Газета «Рабочее слово» в 1997 г.  рассказывает о том, что стало с Сулуком после 20 лет со дня начала строительства. 20-летний юбилей оказался не совсем радостным. Хотя воспоминания первостроителей поселка овеяны романтикой. Вспоминали тех, кто вложил в стройку силы, энтузиазм, души: «Мало кто в то время не слышал о Казбеке Никголове, Александре Соловьеве, Иссе Даудове, Валерии Казакевиче, Михаиле Болотине, Александре Корнееве, Геннадии Тараненко, Алексее Сидорове, Эльясе Муралиеве, Борисе Пупко.  Приехав сюда однажды, они навсегда связали свою жизнь с небольшим поселком, где прошла их юность, где все построено на их глазах и их руками».
Вспоминали о многом. С теплотой – о первом начальнике строительства Сергее Ивановиче Ступине, который по состоянию здоровья не смог приехать на юбилей поселка.
Праздник получился прекрасным. Но была и грусть. «Первостроители надеялись, что в день юбилея о своем детище вспомнят в крае. Как помнят они свои встречи с первым секретарем краевого комитета КПСС А. К. Черным. Как стояли рядом в тесном узком кругу, как вели разговоры о будущем бамовской станции. Первостроители показывали свои ладони, которые сжимал в своих ладонях большой краевой начальник, прилетавший сюда довольно часто на вертолете.
Жаль, что не сбылась эта потаенная мечта людей. Никто не увидел в голубом небе знакомый вертолет. Но надежда все равно осталось. Как вера в то, что у Сулука есть будущее».
(Читайте СТАТЬЮ: Макаренко, Л. Праздник первостроителей Сулука  /Л. Макаренко    // Рабочее слово. –1997. – 28 августа. – С. 4)
Сулу́к в новом веке — посёлок сельского типа в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. Административный центр и единственный населённый пункт Сулукского сельского поселения. Население по данным 2011 года — 710 человек
Экономика: Одноимённая железнодорожная станция, 3 лесозаготовительных предприятия, 2 предприятия по оказанию услуг ЖКХ.

 

 

 

 

 

 

 

Детский сад №4

 

 

 


Еще книги и статьи о Сулуке:
Есть восточное кольцо! Специальный выпуск ежегодника «БАМ – панорама всенародной стройки». – Хабаровск. Кн. изд., 1979. – С.  72-73
Абдуллин, У. Сулуку – 5 лет  /У. Абдуллин  // Молодой дальневосточник. – 1982. -25 августа. – С. 2
Евсеенко, В. Сулуку – 10 лет  /В. Евсеенко  // Рабочее слово. – 1987. – 23 августа.
Ковихов, Е. а поезд тихо шел на восток  /  Е. Ковихов  // Молодой дальневосточник. – 1982.-  8 августа.
Поднялись мачты над тайгой  // Молодой дальневосточник. – 1982. – 18 августа.