Пятница, 15.11.2024, 15:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 172
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Форма входа

ПРИЗВАННЫЕ НА СТРОЙКУ ВЕКА

Сулук. Этого поселка не было на карте края. Немногим более полутора лет назад высадился здесь отряд хабаровских строителей. Работая ударными темпами и намного опережая плановые здания, они построили временный поселок и сейчас возводят объекты производственной базы и станции строящейся Байкало-Амурской магистрали. Соревнование коллектива возглавляют коммунисты. Сегодня рассказ о некоторых из них.
НА СТАНЦИИ – ПОРЯДОК
Середина января здесь, на Сулуке, выдалась особенно холодной. Машинист Михаил Устинов, спасаясь от мороза, быстро нырнул в двери электростанции. Привычный шум дизелей, запах масла, тепло и уют. Ночное дежурство начиналось нормально.
Михаил осмотрел машины и решил в одной из них сменить масло. С этой нехитрой операцией управился он быстро. На улице стояла сделанная местными умельцами простенькая градирня. Здесь, по идее, должна была остывать вода, которая шла затем на охлаждение дизелей. Больше всего опасались за работу градирни летом. Жара все-таки стоит порой нешуточная. Сработала рационализаторская мысль. «Поймали» машинисты один из безымянных ключей с ледяной водой, загнали его в трубу и направили эту воду на охлаждение дизелей. Все лето машины работали отлично.
Началась зима, ключ перемерз. Появились у машинистов дополнительные хлопоты с градирней. Вот и на этот раз. Пока Михаил менял масло, перемерзли трубки радиатора на градирне. А когда Михаил его отогрел, отовсюду брызнули фонтанчики воды. Радиатор безнадежно потек. Устинов попробовал починить его сам – ничего не получилось. Пальцы немели на жесточайшем морозе. «Если не исправить радиатор, - лихорадочно соображал Михаил, - могут перегреться дизели. Заклинит поршни. А тогда…»
И тогда беда. Ведь электростанция – это свет и тепло в домиках строителей, это горячие завтраки, обеды и ужины в столовой. А в поселке живут не только привычные ко всяким испытаниям первопроходцы, но и их жены, дети.
Михаил позвонил старшему машинисту Андрею Близнюку и машинисту Николаю Орлову. Те явились немедленно.
Спокойствие, умение не суетиться, не теряться в сложной обстановке… Эти качества Андрей воспитывал в себе с детства. Рос он на пограничной заставе, и пример такого поведения взрослых был всегда у него перед глазами. Затем Андрей переехал в Хабаровск, стал работать слесарем, затем бригадиром ремонтников в локомотивном депо Хабаровск-II. Закончил школу рабочей молодежи, механический техникум. Жизнь не раз ставила перед ним нелегкие задачи. Случалось, сутками не выходил он из цеха, выполняя ответственное задание по ремонту локомотивов. Но уж если что сделал Андрей Близнюк, то сделал на совесть. Благо, учиться было у кого. Ведь рядом с ним работали один из опытнейших слесарей предприятия Н.П. Пономаренко, мастер А.И. Жуков и другие, готовые всегда прийти на помощь молодежи. В депо Андрей прошел хорошую жизненную школу. Здесь же его приняли в члены КПСС. Так получилось, что и награды за самоотверженный труд им вручали вместе: Н.П. Пономаренко Золотую медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, А.И. Жукову орден Трудового Красного знамени, Андрею Близнюку«Знак Почета».
…Между тем мороз крепчал. Одежда заледенела. Руки немели от мороза. А эти трое продолжали ремонтировать радиатор. Так они и работали до утра – два коммуниста и один кандидат в члены КПСС, пока не «залечили» радиатор. А поселок спал. На полную мощность работала котельная, поступало тепло в домики строителей.
О случившемся так никто и не узнал. На станции, как всегда, был порядок.

БРУСНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ

У стены на маленьком стульчике сидел высокий ладный парень и усердно орудовал шилом, подшивая валенок. Он был голым по пояс, зато в теплых ватных брюках и толстых шерстяных носках. Парень встал, аккуратно отложил в сторону валенок, представился:
- Михаил Стрижаков. Нет, подшивать валенки – это не хобби. Просто у соседского мальчишки обутка прохудилась, - ответил Михаил. –Вот с работы пришел…Увлекся, - и как бы извиняясь за свой вид, добавил: - Еще и переодеться не успел.
Михаил больше всего не любил формального отношения к делу. Уж если он за что-то брался – так отдавался этому делу до конца.
В Хабаровский индустриальный техникум Михаил поступал уже человеком зрелым. За плечами была служба в рядах Советской Армии, опыт комсомольской работы. Там же, в армии, его приняли кандидатом в члены КПСС. Отучившись в техникуме и получив специальность электромеханика, пошел работать на Хабаровский завод строительных материалов. Туда, где проходил учебную практику.
Три года он пробыл на заводе. Трудился добросовестно,увлеченно, за что и получил орден Трудовой Славы III степени. Так бы и работал, возможно, Михаил на заводе – человек он основательный, скороспелых решений не любит – если бы не прочитал однажды о том, что в Хабаровске формируется ударный комсомольско-молодежный отряд для работы на Байкало-Амурской магистрали. Однако электриков в отряд не брали – не тот профиль.
- Запишите плотником, - попросил Михаил.
- Топор-то  в руках держал?
- Я ведь в деревне рос. Да и в студенческих строительных отрядах поработал вдоволь.
И его взяли.
Еще одно увлечение Михаила – фотография. Вот застыли в парадном строю бойцы ударного отряда «Хабаровский комсомолец». Последние минуты перед отправлением. Тронется поезд – и двинуться ребята строить свою станцию на Байкало-Амурской магистрали. А вот и сам Михаил в куртке бойца комсомольского ударного отряда. На руках - сынишка. Рядом - жена. Расставание. Последние минуты перед отъездом.
Высадка на месте строительства станции. Ровными рядами стоят палатки – словно солдатский бивуак разбит среди брусничных полян. А они и были солдатами-добровольцами, призванными на большую стройку своим гражданским долгом.
Большое впечатление на прибывших произвела тогда природа. Удивительно много было в том году брусники. Поляны вокруг были красными от ягод.
Но строители понимали, что те щедроты, которыми встретила их местная природа, были временными. Пошли дожди. Намокнув за день, одежда не успевала просохнуть в палатках за ночь. Надвигались холода. И тогда на заседании комитета комсомола решено было работать, не считаясь со временем, чтобы обустроиться к наступлению холодов. Ребята вставали чуть свет и работали дотемна. Строили общежития, столовую, другие жизненно важные объекты. Трудно было ребятам. Но они не унывали. И, как всегда, на самом трудном и ответственном участке работал комиссар отряда – Михаил Стрижаков.
Столовую их бригада закончила вовремя. Затем было пять двухквартирных домиков, школа, склад при магазине, объекты промышленного строительства. Прибавилось забот и у Михаила – он стал помощником бригадира известной на БАМе комсомольско-молодежной бригады Бориса Борисова. А организация соревнования молодежи за досрочную сдачу в эксплуатацию строящейся станции, за достойную встречу второй годовщины предприятия новой Конституции СССР и 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина – это тоже забота комиссара. Так же, как и комсомольская учеба, организация досуга молодежи…
Растет поселок Сулук, пополняется его фотолетопись. А вот и один из последних снимков – отец и сын, Михаил Семенович и Иван Стрижаковы, взявшись за руки, идут по рельсам Байкало-Амурской магистрали.

Источник:
Борисов, О. Призванные на стройку века. / О. Борисов  // Тихоокеанская звезда. – 1979. – 27 января