Послевоенный Чегдомын. 40-е-50-е гг.
Основные даты:
12 апреля 1947 года вышел приказ № 64 по Бурейшахтострою «О подготовке шахты № 2 Ургал к эксплуатации и выдаче первого угля». Шахта № 2 введена в эксплуатацию и выдала первый уголь
1948 г. – Ургальская шахта выдала на-гора 18 тыс. тонн угля.
– Началась реконструкция железнодорожной линии Известковая-Ургал.
– Верхнебуреинский район передан из состава Амурской области в подчинение Хабаровскому краю.
1948 – 1951 гг. – идет восстановление железнодорожной линии Известковая - Ургал
1949 – поселок Чегдомын получил статус поселка городского типа.
1952 г. – организован ОРС «Бурейшахтострой» для торгового обслуживания населения
1954г. – поселок городского типа Чегдомын объявлен административным центром Верхнебуреинского района.
1955 г. – введен в строй Ургальский кирпичный завод
1955 г. – введен в эксплуатацию Чегдомынский колбасный завод
1957 год – окончено строительство железнодорожной линии Ургал - Чегдомын и открыто пассажирское движение поездов Хабаровск - Чегдомын
15-го апреля 1958 года – начала работу железнодорожная станция п. Чегдомын
В начале 1946 года в пос. Чегдомын прибыли люди, которым надо было решить определенную задачу – восстановить работу шахт, приостановленную во время войны.
Вскоре началось восстановление железной дороги, и с этого же времени шахтеры приступили к расконсервировке шахтных выработок.
В 1947 г. расконсервированы шахты района. Это дата рождения шахтоуправления “Ургальское”, возобновлена послевоенная добыча угля в районе. Уже в 1948 г. выдано на-гора свыше 18 тысяч тонн первого послевоенного угля.
В декабре 1948 смонтирована и пущена в эксплуатацию электростанция мощностью 100 киловатт. Этот пуск является датой рождения Ургальской ЦЭС.
Что представлял наш поселок в те годы?
«Шахтёрский посёлок делится на две части – старый и новый. Старые дома разбросаны беспорядочно, выглядят не весьма привлекательно. Это – времянки, построенные в трудных условиях. Достаточно сказать, что, приступая к закладке посёлка, строители имели десять топоров и три пилы. Всё надо было завозить за сотни километров по бездорожью».
(Белов, М. Там, где была тайга… / М. Белов // Тихоокеанская звезда. – 1949. – 28 августа. – С.1)
На фото: 50-е гг. Здание столовой п.Чегдомын
Поселок был невелик. Три барака, два дома на улице Театральной. Два двухэтажных дома по улице Центральной и три барака по улице Пионерской. Были столовая, школа и два маленьких магазина. Имелись: телефонная связь, детский сад, конный двор, баня, прачечная. Также водоснабжение, отопительная система. Поселок быстро строился, число жителей росло, был спроектирован и застраивался девятый квартал, построены первая котельная и водопровод. Приезжавших селили в коммунальные квартиры. В трехкомнатную секцию общежития селили по 2 - 3 семьи молодых специалистов. В 1953 году их было 2.
В 1949 образована школа № 4. в п. Чегдомын. Через два года она получила статус средней. В 1949 состоялось открытие летнего пионерского лагеря “Мечта”.
Из воспоминаний Евдокии Петровны Захарченко, учителя школы № 4 «О любимой школе и дорогих для меня людях, с которыми я начинала работать»:
«Поселок наш был махонький-махонький. Напротив нашей школы и рядом с нею по Центральной улице было по два деревянных двухэтажных дома и по три барака (напротив них были одноэтажные двухквартирные дома, где жили руководители шахты). Было еще несколько частных домиков в поселке. Вечерней школы еще не было. Она находилась в нашей школе на втором этаже. Строительство шло быстро. Быстро было собрано здание райисполкома, его перевезли в Чегдомын из другого поселка. Появилась вечерняя школа, жилые дома. Года через 2-3 мы уже переехали в новую школу-красавицу (без существующей сейчас пристройки). Стали приезжать учителя: Пашкова Т. А., Ахмадзянова Л. П., Лопатина Е. М., Сорокина Н. В. и многие другие».
Телефонная связь действовала только на городке. Напротив здания треста расположен был детский сад. Сегодня этих зданий не существует. По улице Пионерской размещались баня и прачечная. Старожилы утверждают, что располагались они в здании, где сейчас находится ателье, и работали вплоть до постройки работающей и сейчас бани.
На фото: 50-е гг. Старый (нижний) Чегдомын. Бывшая столовая
К 50-ым годам пос. Чегдомын, по описанию очевидцев, в частности Г. А. Иванова, выглядел так:
«Под сопкой, скрывающей подземные цехи предприятия, раскинулась ровная долина, по которой петляет, приближаясь к шахте Чегдомын. Вдоль его берегов теснятся первые строения шахтерского городка.
Аккуратные домики с огородами лентой опоясывают подножье сопок. Шахтерские семьи, прибывающие на Ургал, сами облюбовали здесь места для жилья и строились, не придерживаясь какого-либо плана. Поэтому первый горняцкий поселок раскинулся беспорядочно: в разные стороны глядят фасады домов, теряются среди огородов извилистые дорожки и тропинки.
Но это уже вчерашний день. Настоящий шахтерский город вырастает наверху, на широкой возвышенности. Протянулись ровные улицы домов, среди которых выделяются каменные и шлакоблочные здания гостиницы, молодежного общежития, средней школы, больницы».
«В 1953 году кроме частного сектора существовали жилые поселки: на городке, в шахтерском поселке (бывшая пятая зона), поселок 4-й шахты и поселок ЦЭС (он только начинал строиться).
Все жилье было барачного типа с печным отоплением, оставшееся после лагерей Бурлага. В то время в поселке были только две водопроводные будки, в них вода отпускалась по талонам, а жители улицы Торговой (раньше она называлась Больничной) прямо из водосборника»
(Созутова, Т. И. История поселка Чегдомын /Т. И. Созутова // материал чегдомынского краеведческого музея)
«Железная дорога была проведена только до ст. Ургал, а сама станция была конечной остановкой. Чтобы попасть в Чегдомын, надо было добираться на попутных машинах.
Не таким уж большим был и посёлок нижний Чегдомын. Автобусы не ходили. А если и ходили, то не более одного – двух. Рабочих - шахтёров возили специально оборудованные машины.
В 1953 году верхний Чегдомын был новостройкой. Ехали люди со всех концов страны, всякие специалисты, чтобы построить для шахтёров и всех живущих здесь людей прекрасный посёлок городского типа. Так он сейчас и выглядит: многоэтажные дома, парк, аптека, библиотека, магазины, больница. Но на этом ещё не закончена работа, впереди много новых проблем… И вот тогда, в далеких 1953 - 56 годах, когда люди на верхний Чегдомын, вокзал, 5-ю зону ходили пешком.
А на пути, недалеко от дороги, стоял электропоезд, который вырабатывал электроэнергию, отапливаясь углём. Копоть и сажа летели прямо в глаза прохожим, но надо было идти и протирать глаза, что сделаешь? Такова была жизнь. На городке (так называли верхний Чегдомын) строились жилые деревянные дома, кинотеатр «Ургал», столовая (где сейчас гостиница), магазины продуктовые (их было не более четырёх-пяти), промтоварные (ещё меньше) и другое.
А где строилось инфекционное отделение больницы, там можно было ещё собрать немного брусники, а к кирпичному заводу ходили за грибами.
В пионерский лагерь «Мечта» автобусы никакие не ходили, часто приходилось добираться пешком. Только, где-то после 1956 года была проложена железная дорога до Чегдомына, а потом и прямо к шахте. Поезд ходил через день. И вот, чтобы попасть в какой- либо посёлок, надо было сидеть и ждать два дня на вокзале или у знакомых»
(Бородина, Н. Бруснику собирали у больницы / Н. Бородина // Рабочее слово. - 1990. - 2 ноября)
«В начале пятидесятых годов освоено производство шлакоблоков, из которых построены бывшее общежитие шахтёров на улице Пионерской, здание районного комитета партии, а потом типографии. В это же время началось строительство Ургальского кирпичного завода.
С вводом его в строй в посёлке стали строиться многоэтажные дома. Первым домом, построенным из кирпича, был дом №2 по улице Нагорной. В этом здании выстроен специализированный магазин «Рыба – мясо» (позднее переименованный в продовольственный магазин «1 орса «Ургальскуголь»).
После того, как кирпичный завод стал работать на полную мощность, строительство многоквартирных домов в деревянном исполнении прекратилось. С тех пор растёт и хорошеет шахтёрский посёлок. Появились чегдомынские «Черёмушки», красивые жилые дома, светлые и просторные школы и другие общественные здания.
С вводом в строй здания райкома КПСС в 1953 году районный центр из посёлка Средний Ургал был перенесён в рабочий посёлок Чегдомын. Сначала перешёл райком партии и райком комсомола, потом райисполком и другие районные организации. С 1954 года Чегдомын становится районным центром.
На фото: п. Чегдомын, ул.Центральная
В первые годы весной и осенью в дождливую погоду на Центральной улице застревали в грязи автомашины. Но постепенно жители Чегдомына своим неутомимым трудом благоустраивали посёлок. Появились гравийные, а потом и асфальтированные дороги и улицы, деревянные и асфальтированные тротуары. С каждым годом посёлок становится всё зеленее. В пятидесятые годы каждый житель Чегдомына считал своим долгом посадить несколько деревьев или кустарников».
(Созутов, И. Из истории Чегдомына / И. Созутов // Рабочее слово. – 1987, - № 48 (24 марта), - С.2)
В 1957 г. окончено строительство железнодорожной линии Ургал - Чегдомын и открыто пассажирское движение поездов Хабаровск - Чегдомын.15-го апреля 1958 года пришел Приказ министерства путей сообщения об открытии станции Чегдомын. Это дата рождения железнодорожной станции п. Чегдомын. Первый грузовой поезд с углем уже отправился со станции 15 апреля 1958 г.
Стали появляться и предприятия в поселке.
Активно работает Райпищекомбинат, открытый еще в Чекунде в 1941 г. Уже в 40-50-х гг. ассортимент продукции РПК довольно разнообразен. Здесь производится морс, вино плодовоягодное, джем ягодный, брага алкогольная, хлеб, булочки, пряники мятные, карамель помадная и самоцвет, мороженое. Кроме этого занимались заготовкой ягод, ловлей рыбы, заготовкой дров, мяса, грибов.
Ургальский кирпичный завод введен в строй в 1955 году. Ургальский кирпич шел на строительство населенных пунктов Верхнебуреинского района.
Чегдомынский колбасный завод.
Введен в эксплуатацию в 1955 году. Выпускал в год 175 тонн колбасных изделий. В 1965 году из убыточного предприятия стало рентабельным. Выпуск продукции к 1970 году возрос до 450 тонн. С 1955 по 1970 гг. завод выпускал 4015 тонн колбасных изделий. Колбасный завод снабжал своей продукцией: г. Облучье, станции Известковая, Бира, Биракан, Теплое озеро. Работают учреждения: школы, библиотеки, народный суд ---- и другое.
Литература:
Белов, М. Там, где была тайга… / М. Белов // Тихоокеанская звезда. – 1949. – 28 августа. – С.1
Бородина, Н. Бруснику собирали у больницы / Н. Бородина // Рабочее слово. - 1990. - 2 ноября
Созутов, И. Из истории Чегдомына / И. Созутов // Рабочее слово. – 1987, - № 48 (24 марта), - С.2
Созутова, Т. И. история поселка Чегдомын /Т. И. Созутова // материал чегдомынского краеведческого музея
Шкуренко, Л. История поселка Чегдомын / Л. Шкуренко // Рабочее слово. – 1999. – 5 июня. – С.2