Воскресенье, 21.04.2024, 00:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Ургальский кирпичный завод.


Ургальский кирпичный завод треста «Бурейшахтострой» запроектирован «Дальшахтостроем» в 1949 г. проектной мощностью 8,5 млн штук кирпича в год. Строительно-монтажные работы завода выполнялись трестом «Бурейшахтострой» хозспособом с 1950 г. по 1954 г.  По данным геологоразведки запасы глин при проектной мощности завода обеспечивают выпуск кирпича, отвечающего требованиям ГОСТа на длительные годы эксплуатации.
Глиняный карьер, обеспечивающий кирпичный завод, расположен на территории района.
В основу завода запроектирована технологическая схема производства красного кирпича пластическим способом формования, сушка кирпича-сырца в камерах сушилках из 2-х блоков, по 23 камеры каждый, и обжига кирпича в 20-камерной кольцевой печи.
Пуск завода планировался в 1954 г., но ввиду незаконченного ряда объектов пуск был перенесен на 1955 г. при плане 7 млн. штук кирпича в год. Таким образом, завод введен в строй в 1955 году.
С 1958 года завод передан в подчинение Управления промышленности строительных материалов Хабаровского Совнаркома.
 С 1966 г. завод переходит в подчинение Управлению промышленности строительных материалов Хабаровского крайисполкома Министерства промстройматериалов СССР.
Уже в 1958 году заводом была освоена проектная мощность и выпущено 9,3 млн. штук кирпича. В 1968 — 69 гг. заменено устаревшее оборудование. На заводе были механизированы многие трудоемкие  производственные процессы, частично ликвидирован ручной труд. Значительно улучшается качество кирпича.
Ургальский кирпич шел на строительство населенных пунктов Верхнебуреинского района. Возросла потребность кирпича в связи со строительством жилья, культурных и промышленных объектов.
С самого начала основания завода работали: слесарь по ремонту технологического оборудования Шелестов Ф. И., обжигальщик кирпича Гладышев П. И., токарь Багин А. А., сушильщицы кирпича Климас Г. П., Журавлева З. В., мастер Зырянова А. И., съемщица кирпича Трефилова З. Р. и другие
Уже в 70-е годы завод переживает кризис.

Вот что пишет об этом газета «Тихоокеанская звезда» в сентябре 1976 года:
«За долгое время эксплуатации завода реконструкция его не производилась, хотя требуется  давно. Ведь завод построен по устаревшему типовому проекту 1940 г, где должен был применяться в основном  ручной труд.  В 70-е годы завод работал на физически и морально устаревшем оборудовании, в обветшалом здании.
В 1974 году, как только начали разворачиваться работы по строительству БАМа, на заводе воспрянули духом. Ведь для строительства магистрали, станций и поселков нужен кирпич. Ургальский завод расположен в самом центре Восточного участка. В этой местности богатые залежи высококачественной глины, так нужной для выпуска продукции.
В мае 1974 года в Чегдомыне состоялось авторитетное совещание, на котором решили: завод нуждается в немедленном капительном ремонте. Было решено и другое: построить еще один цех, для чего Хабаровский филиал Московского пуско-наладочного и проектного объединения Министерства промышленности строительных материалов РСФСР (Росоргтехстром) должен к марту 1975 года выдать необходимую документацию. Постройка нового цеха имела бы для завода значение перворазрядное: его мощность 25 миллионов штук кирпича в год. Если вспомнить, сто проектная мощность Ургальского кирпичного завода всего 8,5 миллиона, а коллектив этого предприятия, используя все возможности, выпускает каждый год по 10 миллионов штук кирпича, то можно представить, что значил бы и для завода, и для БАМа пуск цеха, в три раза более мощного, чем само предприятие!
Но подошел к концу 1976 год, а на Ургальском заводе ничего не сделано.
Тем временем проектировщики Росоргтехстрома предложили еще один вариант: предприятие надлежало коренным образом реконструировать, снабдить современной техникой с тем, чтобы довести выпуск кирпича до 16 миллионов штук в год. Стоимость всех работ – 1 миллион рублей. Эти средства будут окуплены в течение 5 лет. По этому проекту физический труд на заводе (а здесь механизировано только 30% всех процессов) был бы сведен до минимума, а культура производства возросла до современного уровня. Но, увы… И этот план оказался забытым.
Нет подрядчика, который взялся бы реконструировать старый завод. Действительно, кто в Чегдомыне  может взяться за такую работу? Ургальское стройуправление? Но это слабое, перегруженное многими заданиями предприятие. О маломощном чегдомынском  участке и говорить нечего.
- Мы выдаем 60% кирпича на нужды строительства Байкало-Амурской магистрали, - говорит исполняющий обязанности  директора Ургальского кирпичного завода Владимир Серегеевич Галич. – Логично, если за реконструкцию нашего предприятия возьмется дружный коллектив Укрстроя. С объемом работ в миллион рублей они справились бы в короткий срок.  Но и здесь загвоздка: главный заказчик у них – Министерство путей сообщения. В строительстве нового цеха, который с мощностью в 25 миллионов, быть может, сейчас и нет нужды, но реконструкция необходима.
Завод, рассчитанный на 25 лет работы, уже выдает продукцию 23 года. Сушильные камеры приходят в негодность, никакие мелкие ремонты, осуществляемые своими силами, помочь не могут. Печь обжига требует не ремонта и не реконструкции, а замены. С паросиловым хозяйством  дела идут из рук вон плохо. Котлы слабые, их не хватает даже для отопления предприятия. Глино – песчаная смесь готовится с нарушениями требований современной технологии: бульдозер толкает порцию глины, порцию песка, все это перемешивается на глазок – отсюда и низкое качество. Садка кирпича, съемка, выставка из устаревшей кольцевой печи производятся только вручную. Для того чтобы сушка кирпича производилась как положено, делается пристройка к котельной. Но работы, которые осуществляет трест Промреконструкция, ведутся  уже лет пять. А до конца еще далеко.
Хотя с первого по последний год девятой пятилетки задания систематически перекрывались, а план реализации выполнен на 103, 7 процента, марочность кирпича снижалась, и только в прошлом году несколько возросла.  Были случаи: из-за  нехватки добавок выпускался брак, что влияло на себестоимость, снижало производительность труда, увеличивало затраты на единицу продукции.
Только при реконструкции завода можно выйти на запланированную мощность, а строители Байкало-Амурской железнодорожной магистрали получат кирпич высокого качества».

Но, увы. Проблему перешли в другие десятилетия. Завод продолжал работать в этом режиме до 1992 года. В 1992 г. завод закрыт.

 

Литература:
Кирпичный завод // музейный материал
Стародубцев, В. Беды ургальского кирпича  /В. Стародубцев, С. Тельнюк //Тихоокеанская звезда. – 1976. – 16 сентября. – С. 2