Среда, 16.01.2019, 15:44
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Краеведческий музей в Новом Ургале.  Так начиналась история...

В марте 1981 года на имя председателя Ургальского поселкового Совета Федика И. В. пришло письмо, где говорилось, что в соответствии с приказом Министерства культуры ВСФСР от 20.03.79 г. № 112 «О выполнении планов культурного обслуживания строителей Байкало-Амурской магистрали музеями республики» в 1981 г. планируется начать работу по созданию на ст. Ургал музея Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. В письме была просьба рассмотреть вопрос о предоставлении помещения для указанного музея. Письмо подписано начальником управления И. М. Бритт.
По инициативе Ургальского поселкового Совета, украинских строителей к 10-летию Нового Ургала – в ноябре 1984 года был создан музей Восточного участка БАМа.
В фондах музея немало экспонатов, с которыми знакомятся и те, кто строил БАМ, и те, для кого его строили. Есть здесь и воспоминания старожилов, на глазах которых шли преобразования. Немалый интерес вызывает хранящийся в музее рассказ А. Ф. Слободенюка.
На месте Нового Ургала был когда-то маленький железнодорожный разъезд. Его называли третьим, и все понимали, о чем идет речь. Было там всего пять казарм, где жили путейцы. Они часто менялись, жили, так сказать, «без постоянной прописки». И все же на третьем разъезде был человек, который жил здесь со своей семьей. Это и есть А. Ф. Слободенюк, работающий тогда бригадиром пути.
Удивительная биография у этого человека. Родился он на Украине , жил в Крыму, в армии служил в Москве, а потом судьба забросила в этот тихий, забытый Богом уголок.
-На разъезд, - как рассказывал Андрей Филиппович, - семья приехала  в марте 1963 года. Дали квартиру в казарме. Работал сначала старшим рабочим, потом бригадиром пути. Школы не было, дети учились в школе-интернате в Тырме.
Приезжали на разъезд рыбаки, а зимой охотники. Привлекала здешняя земля людей щедрыми дарами. Свет на третьем разъезде появился только в 1971 году, а до этого пользовались керосиновой лампой или жгли в тазу березовую кору.
Когда работали на путях в морозную погоду, а морозы были иногда за пятьдесят да плюс еще густой туман, то было слышно, как «пикает» радио в Ургале-1 (так часы проверяли). Почту, газеты кидали на ходу поезда: когда находили, а когда и ветром уносило или снегом заметало. Был специальный вагон-развозка, который возил продукты и воду. Вагон-развозка состоял из паровоза, вагон-лавки и цистерны с водой.

У Андрея Филипповича было свое небольшое хозяйство, держали свиней и кур. Жил он с женой Анастасией Ивановной, трудился на совесть, растил дочерей – Любовь и Светлану. Как только появился электрический свет, купил Андрей Филиппович телевизор. Так и шло время.
В 1967 году появился на третьем разъезде гость из Москвы – инженер-изыскатель, и сообщил, что скоро наверху вырастет город. Жизнь стала круто меняться. В августе 1974 года на разъезд приехал подполковник Курочкин, попросил, чтобы Андрей Филиппович показал ему местность, где потом стоял Ленинградский полк, когда-то был аэродром. Поехали туда, посмотрели, искупались в Ургалке (как раз День рыбака был). Подполковник уехал, а через короткое время стали приходить эшелоны с военными.  Всюду палатки, где жили и офицеры, и солдаты. Там, где путейские казармы, стояла общая баня из бруса. Хорошая баня была. Эту знаменитую баньку, которая согревала в жестокие морозы, в которой мылись и солдаты, а позже и строители поселка, помнят до сих пор…
Так начиналась история поселка Новый Ургал.

Акулова, Л. Так начиналась история… / Л. Акулова  //Рабочее слово. – 1993. - № 130. – С. 2