Четверг, 27.06.2019, 14:23
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Наш район (часть 2)

Лесная промышленность получит и дальнейшее развитие в девятой пятилетке. Вывозка деловой древесины возрастет на 21%. Будет организована переработка лесных отходов на технологическую щепу в объеме 380 тыс. кубометров в год и заготовка живицы (серы) в объеме 4 тыс. тонн в год.

(Читать подробнее: Ургаллес)

Наш район связан с Транссибирской магистралью железнодорожной веткой Чегдомын – Известковая. Изыскания трассы для Байкало - Амурской магистрали, частью которой остается наша ветка, производилась с 1932 года проектной организацией «БАМтранспроект» под руководством Т. Гвоздевского. Проект и изыскание средств трассы был, в основном закончен в 1938 году. С 1938 года началось строительство. Строительство велось в исключительно трудных условиях.

(Читать подробнее: Строительство БАМ).

Задание правительства было пропустить паровоз до Ургала в 1941 году. Срок строительства был очень короткий. Поэтому, пока строилось жилье, основное ядро строителей уже сооружало земляное полотно дороги, строили мосты и другие сооружения. Нам сейчас трудно представить, как с кайлом, лопатой и тачкой за 2 года можно было построить железную ветку протяженностью 34 километра. Первый паровоз пришел на станцию Ургал 7 ноября 1941 года.

(читать подробнее: Голямов, П. Первый поезд)

С постройкой железнодорожной ветки пошло заселение и освоение района по многим отраслям хозяйства. Наряду со строителями шли изыскатели, которые рекомендовали участки земли под разработку для сельскохозяйственных культур.
От Ургала шло строительство все дальше на Комсомольск. Во второй половине 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны железнодорожная ветка была законсервирована, верхние строения, металлические части мостов были сняты.
С ноября 1945 года началось восстановление и продолжение строительства всей дороги от Известковой до Комсомольска. До станции Ургал дорога была закончена и сдана в эксплуатацию 1 июля 1951 года. В этом же году было прекращено строительство дороги на участке от Ургала до Комсомольска.
На нашей ветке много искусственных сооружений. Есть железнодорожные срочные мосты через реки Яурин, Тырму, Сутырь, Ягдынью, Чегдомын. Всего на участке в 340 километров построено 148 искусственных сооружений.
В восьмой пятилетке была начата реконструкция железнодорожной ветки. Были проведены большие работы по улучшению верхнего строения полотна дороги, что позволило заменить паровозы тепловозами.
Широко развернувшееся в последний год девятой пятилетки строительство Байкало-Амурской магистрали самым непосредственным образом коснулось и Верхнебуреинского района. В пределах района протяженность трассы составит 390 км, она пройдёт по сложным в геологическом отношении участкам.

(читать подробнее: Строительство БАМ)

Сельское хозяйство.
Всего каких-нибудь 40 лет назад сельское хозяйство в районе находилось в зачаточной стадии, причем преобладающей отраслью было оленеводство.
В 1925 году в районе проживало 153 семьи, у которых имелось 1 469 голов оленей, 30 лошадей, 60 голов крупного рогатого скота, 4 свиньи и 156 собак. Посевная площадь составляла 3,5 гектара. Причем из 153 семей 100 занималось охотой, 30 рыболовством. Большинство населения вело кочевой образ жизни.
Массовый переполох в оседлой жизни населения начался в период коллективизации.  В 1930-32 годах местное население было объединено в колхозы «Негу-Геван», имени Колесова, «Путь Ленина» и «Красный охотник». До организации колхозов якуты и эвенки понятия не имели о земледелии. Незначительные посевы и поголовье скота было в русских селениях – в Чекунде и в нескольких небольших заимках, расположенных между Чекундой и Усть-Ниманом.
Со временем организации колхозов в быт северных народностей внедряется земледелие и животноводство. В первый же год организации колхозов посевные площади возросли до 41 гектара, а в 1938 году они уже составляли 100 гектаров.
В связи с развитием промышленности резко повысился спрос на продукты сельского хозяйства и особенно на овощи, что привело к увеличению посевных площадей. Земледелие в экономике национальных колхозов стало занимать уже не второстепенное место. Наряду с ростом посевных площадей и поголовья животноводства в колхозах развитие сельского хозяйства шло и по другим направлениям. При промышленных предприятиях были созданы подсобные хозяйства. В 1952 году был организован совхоз «Аланап». Совхоз и подсобные хозяйства стали производить сельскохозяйственной продукции в количестве, почти полностью обеспечивающем потребности населения. В связи с этим отпала необходимость в том, чтобы охотопромысловые колхозы занимались земледелием в таких масштабах.
В 1954 году райком партии и райисполком приняли решение об изменении направления хозяйства колхозов «Путь Ленина», «Негу-Геван», имени Колесова, а в 1956 году и колхоза «Красный охотник», основным занятием в них опять стал охотопромысел.
Для более правильного и планомерного освоения богатств нашей тайги на базе охотопромысловых колхозов в 1961 году был создан Верхнебуреинский коопзверпромхоз с пятью производственными участками. За годы восьмой пятилетки коопзверпромхоз заготовил и сдал государству более чем на 566 тыс. рублей пушнины, 950 тонн ягод, 246 тонн грибов.

(Читать подробнее: Средний Ургал, коопзверпромхоз)

В колхозе «Аланап» урожайность картофеля с 50,9 центнеров с гектара в 1966 году достигли 95 центнеров  к 1970 году. Надой на одну фуражную корову достиг рубежа 3000 килограммов.
Совхоз за 5 лет сдал государству 3981 тонну картофеля, 675 тонн овощей, 3193 тонн молока и 353 тонны мяса.

Значительно увеличилось производство продукции растениеводства и животноводства в подсобном хозяйстве ОРСа Ургальского шахтоуправления. Урожайность картофеля увеличилась со 117 центнеров до 164 центнеров с гектара. Валовый надой молока вырос с 538, 2 тонн до 700 тонн в год. Все это в значительной степени позволило улучшить снабжение населения продуктами растениеводства и животноводства.


Местная промышленность.
В целях наиболее полного использования даров тайги и удовлетворения запросов населения за последние годы получила значительное развитие местная промышленность, которая в данный момент представлена Чегдомынским сокоэкскрактным заводом, колбасным заводом, Чегдомынским и Тырминским хлебозаводами.
Сокоэкстрактный завод, созданный на базе райпищекомбината, является солидным предприятием. Варенья, экстракты, джемы и другие виды продукции этого завода из дикоросов известны далеко за пределами района и даже страны и всюду пользуются большим спросом.

(читать подробнее: Сокоэкстрактный завод)

Для обеспечения колбасными изделиями в поселке Чегдомын построен колбасный завод, который вырабатывает в широком ассортименте и достаточном количестве колбас и копченостей, необходимых для удовлетворения запросов населения. С 1957 года на колбасном заводе работает цех по выработке мороженого.

(читать подробнее: Колбасный завод)

В 1954 году вступил в строй действующих предприятий района Ургальский кирпичный завод, продукция которого, в основном, идет на нужды строительства производственных и культурно-бытовых объектов.

(читать подробнее: Кирпичный завод)

Строительство.
Строительство Ургальских шахт и шахтерского поселка началось в 1939 году. С 1943 по 1948 год  развитие бассейна и строительства поселка было законсервировано. По-настоящему строительство шахт и поселка началось с 1949 года.
Для строительства шахт, жилья, культурно-бытовых объектов была организована строительная организация – трест «Бурейшахтострой». Впоследствии в связи с сокращением объемов строительства было создано одно строительное управление. За 20 с лишним лет строителями построено много производственных и культурно-бытовых объектов. Это шахты Ургала со всеми подсобными цехами, обогатительная фабрика, кирпичный, сокоэкстрактный, колбасный заводы, Ургальская ЦЭС, хлебозавод, десятки тысяч квадратных метров жилья, две типовые школы, банно-прачечный комбинат, комбинат бытового обслуживания, комплекс лечебных учреждений, летний и зимний кинотеатры, прачечная, химчистка, здание автоматической телефонной станции и много других культурно-бытовых объектов.

Несмотря на значительное уменьшение численности работающих на строительстве, освоение капительных вложений не только не сократилось, но и значительно возросло. Если «Бурейшахтострой» осваивал до 18 тысяч капвложений (в старом исчислении) в год, то Ургальское строительное управление план строительно-монтажных работ на 1972 год имеет более 3 млн. рублей (в новом исчислении).
Значительный рост производительности труда в строительстве стал возможен благодаря механизации строительных работ, применению сборных железобетонных конструкций.
Кроме Ургальского строительного управления ремонтные работы и строительные работы в районном центре и других населенных пунктах района ведет созданный в 1969 году ремонтно-строительный участок, который на 1972 год имеет план освоения средств на капитальный ремонт и строительство наших объектов в сумме 440 тыс. рублей.

Культура и быт.
За годы Советской власти в районе выросли благоустроенные посёлки и села. Это рабочие поселки Софийск, Средний Ургал, Чегдомын, Тырма, Ургал, Согда, села: Шахтинское, Усть-Ниман, Аланап, Усть-Ургал, Чекунда. Для рабочих и служащих только по государственной линии построено более 200 тысяч квадратных метров жилой площади. В селах и рабочих поселках индивидуальными застройщиками с помощью кредитов государства построено свыше 2 тысяч индивидуальных домов.
За 45 лет район покрылся густой сетью социально-культурных учреждений. Где раньше не знали, что такое книга, там сейчас открыты школы, клубы, библиотеки. Если в 1926 году из 392 человек населения умели читать и писать только 96, то сейчас в районе полностью ликвидирована неграмотность. В настоящее время в районе работает 15 общеобразовательных школ, ежегодно более 4 тысяч детей занимают свои места за школьными партами. Годовой бюджет школ и дошкольных учреждений нашего района в настоящее время составляет 1,5 млн. рублей. В школах района работают более 250 преподавателей. 50 преподавателей награждены орденами и медалями.
До установления Советской власти на территории района не было ни больниц, ни медицинских работников. Жители обращались за помощью к невежественным шаманам и знахарям.
Прошло чуть более полувека и положение коренным образом изменилось. На нужды здравоохранения в районе сейчас ежегодно расходуется более миллиона рублей. На страже здоровья трудящихся стоят более 200 врачей и средних медицинских работников. Не было ни одной библиотеки. Сейчас в районе имеется 7 Домов Культуры, 8 клубов, 28 стационарных и 27 передвижных библиотек с книжным фондом более 200 тысяч томов, 20 киноустановок, из них 14 широкоэкранных, 10 лет работает музыкальная школа.
Бытовым обслуживанием населения района занимается комбинат бытового обслуживания, который создан на базе промартели «Вперед» в 1960 году в пос. Чегдомын. Он имеет свои филиалы в Тырме, Софийск, Согде. Население других сел и поселков обслуживается путем периодических выездов в них работников комбината. В настоящее время комбинат бытового обслуживания оказывает населению 30 видов услуг: пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, часов, вязка трикотажных изделий, фотография, услуги парикмахерских, прокат вещей и другое.
Кроме того к услугам населения имеются мастерские по ремонту сложной бытовой техники, радио и телеаппаратуры, химчистка-прачечная.
В районе создана широкая  сеть торговых предприятий: имеется 84 магазина, 19 столовых, 15 буфетов. За годы 8-й пятилетки товарооборот вырос на 6,5 млн. рублей.
Для обслуживания населения автомобильным транспортом в 1958 году в районе было создано Чегдомынское автохозяйство Хабаровского автотреста, которое имело тогда 2  25-местных автобуса и 2 грузовых автомобиля. В 1962 году это хозяйство объединило весь ведомственный автотранспорт предприятий и организаций райцентра. Это позволило значительно улучшить экономические показатели  работы автомобилей. В настоящее время Чегдомынское автопредприятие является крупным транспортным хозяйством, насчитывающим более 100 автомашин различных марок, в том числе 26 комфортабельных автобусов. Автобусное движение  организовано  не только  в районном центре. Регулярное движение организовано между поселками Средний Ургал, Веселый, ЦЭС и в пос. Тырма.

Источник:
Созутов, И. Т. Наш район. В июне 1972 года исполняется 45 лет со дня образования Верхнебуреинского района: в помощь лектором, пропагандистам, политинформаторам, - 1972 г.  / И. Т. Созутов // Музейный материал.