Эвенки, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге. Местные самоназвания Эвенков: орочен (от реки Оро или от орон – "олень") – забайкальско-амурские Эвенки; илэ ("человек") – катангские и верхнеленские; килэн – Охотское побережье и др. Китайцы называли Эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от "орочен"), маньчжуры – орочнун, монголы – хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты – тонгус; устаревшее русское название – тунгусы.
Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы Эвенков – "пешие" (охотники), "оленные", орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (русское солоны), онгкоры, в среднем Приамурье – как бирарчен (бирары), манягир (манегры), кумарчен (по реке Кумара) и др.
Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный – к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный – к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным – 28,3 %), якутский и бурятский языки. Верующие – православные.
Контакты с русскими с 1606 г. С 17 века Эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары, Бирюсы, верхней Ингоды, нижнего и среднего Баргузина, левобережья Амура, манегры и бирары переселились в Северный Китай. В 19 веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть Эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и нижнему Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.
Нанайцы
Нанайцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае.
Часть нанайцев (хэджэ) расселена в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури. Выделяется несколько этнографических групп - горинская, курурмийская, уссурийская и др. Основное самоназвание - нанай, нани, ("здешний человек"). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания - киле, акани и др. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. В основе современного литературного языка нанайцев лежит найхинский говор среднеамурского наречия. На его основе в 1931 г. была создана нанайская письменность на латинской графике. В 1963 г. она переведена на русский алфавит. В 1989 г. нанайский язык считали родным 44 % нанайцев... читать дальше
Негидальцы - небольшой тунгусо-манчжурский народ Дальнего Востока. Живут в Хабаровском крае преимущественно в бассейне реки Амгунь (левый приток Амура в его нижнем течении). Компактные поселения негидальцев имеются также в Николаевском районе на Амуре и на озере Удыль.
По переписи 1989 г. их насчитывалось 587 чел. Этноним негидальцы - производное от эвенкийского нге (низ, край) и гида (сторона), означает "живущие в нижней стороне". Этноним впервые введен в научный оборот в середине 19 века А.Ф. Миддендорфом. Самоназвания негидальцев - элкан бэйэнин (настоящие люди) и амгун бэенин (амгунские люди). Русские в прошлом называли их, как и многих тунгусов, орочонами или, смешивая с нивхами, гиляками.
Говорят на негидальском языке тунгусской ветви тунгусско-маньчжурской языковой группы, имеющем 2 говора (некоторые исследователи считают их диалектами): низовской и верховской, первый имеет много общего с языком ульчей, орочей, нанайцев; во втором заметно влияние эвенков. В целом негидальский язык наиболее близок к эвенкийскому. Язык бесписьменный, используется в бытовой сфере. В 1989 г. его посчитали родным 26,6 % негидальцев (156 человек). Широко распространен русский язык... читать дальше
Ульчи - народ в Хабаровском крае, живут в бассейне Нижнего Амура, преимущественно в Ульчском районе. Общая численность ульчей в Российской Федерации по переписи 1989 г.- 3173 чел. Самоназвание ульчей - нани (местные жители), старое название - мангуны, под этим этнонимом они были впервые описаны в литературе участниками Амурской экспедиции Г.И.Невельского. Мангу - название реки Амур на языках тунгусских народов Приамурья, отсюда - мангуны, мангуни (амурские). В начале 30-х гг. 20 века, когда решался вопрос о наименовании народов Севера на основе их самоназваний, для бывших мангунов, называвших себя нани, был принят этноним ульчи, поскольку по самоназванию нани были названы нанайцы. Со временем этноним ульчи стал самоназванием народа. В антропологическом отношении относятся к двум разным типам - наиболее древнему амуро-сахалинскому и более позднему - байкальскому.
Говорят на ульчском языке, который в 30-е гг. считался диалектом нанайского. Вместе с языками других народов Приамурья ульчский язык относится к группе тунгусо-манчжурских языков, при этом он гораздо ближе к тунгусскому, чем к манчжурскому. В современном ульчском языке присутствуют реликты древних алтайских языков. Ульчская письменность создана в 1970-80-е гг. на основе русской графики... читать дальше
Нивхи - народ в Российской Федерации. Расселены в северной части острова Сахалин и в бассейны реки Тымь (более 2 тыс. чел.), а также на Нижнем Амуре (2386 чел.). Общая численность по переписи 1989 г. - 4631 чел. Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой моноголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Русские гиляками кроме нивхов называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков. Говорят на нивхском языке, имеющим два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, в 1953 г. переведена на русскую графику... читать дальше
Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-манчжурских языков промежуточное положение. По своим лексическим и грамматическим особенностям близок к амурской группе тунгусских языков. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: приморскую (самаргинско-хунгарийскую), хорско-анюйскую и бикино-иманскую. В основу литературного удэгейского языка на латинской графике в 30-е гг. ХХ века был положен говор хорских удэгейцев, однако в качестве письменного язык просуществовал недолго. В настоящее время предпринимаются новые попытки разработать письменность на основе русской графики. Все удэгейцы русскоязычны... читать дальше
ИСТОЧНИКИ:
Дальневосточная государственная научная библиотека «Информационные материалы по библиотечному краеведению»
Составители: Р.В. Наумова, заместитель директора ДВГНБ; Л.Б. Киселёва, заведующий отделом научно-методической и научно-исследовательской работы ДВГНБ; М.Л. Балашова, заведующий отделом краеведческой работы ДВГНБ.
«Лучшие краеведческие проекты»
Лучшие проекты в области краеведческой деятельности общедоступных библиотек Хабаровского края. Представлены информационные продукты ДВГНБ и г. Кемерова. (Материалы собраны на основе информационных ресурсов отдела научно-методической и научно-исследовательской работы ДВГНБ)
Ханты
Выделяют три этнографические группы: северную (самоназвание — ханти), обитающую на Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Сыня, Войкар, южную (хантэ), расселенную в низовьях Конды, на Иртыше и части Средней Оби, и восточную (кантэк, кантэх, кантага-ях, канта-ях, канты-ях), живущую на Средней Оби с притоками Аган, Пим, Тромъеган, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Для каждой из этих групп характерны диалекты, расценивающиеся как самостоятельные языки (северные ханты не понимают языка южных и восточных). Северные ханты по культуре близки к манси.
В 1950-х гг. появились буквари и учебники на восточных диалектах. Ныне хантыйская письменность существует на пяти диалектах — обдорском, казымском, шурышкарском, ваховском и сургутском...читать дальше
Ненцы
Самоназвание ненэць — «человек», ненэй ненэць — «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в. Происхождение термина «самоед» трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna — «земля саамов». Различают самоназвания хасава — у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць — у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец — на многих других территориях... читать дальше
Чукчи
Название народа, принятое в административных документах XIX — XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей научу, чавча-выт — «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк'алъыт — «морской народ» или рам'аглыт — «прибрежные жители».
Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо'равэтлян — «настоящие люди». (В конце 1920-х гг. название луораветланы бытовало в качестве официального.) В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты... читать дальше
Коряки
Народ монгольского племени, сродный с чукчами.
Единого самоназвания они не имели. В ХVIII в., к началу контакта с русскими, коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу – оленевод) и оседлых (самоназвание нымылъо – жители, поселяне), распадавшихся на несколько обособленных групп (каран’ынылъо – карагинцы, алуталъу – алюторцы, пойтылъо – паренцы, вайкынэлъо – каменцы и т.п.). Соседние народы – чукчи и эскимосы – называли коряков танн’ыт – иноплеменник, враг, юкагиры – карака, эвены оседлых коряков называли хэекэл – тот, кто показывается из-за бугра, кочевых – чан’-чивар – собравшиеся многооленные. По образу жизни коряки разделяются на сидячих и бродячих (оседлые и кочевники)... читать дальше
ИСТОЧНИКИ:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/55696/Коряки
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
http://arcticportal.ru/index.php/Арктическая_энциклопедия
Фото с сайтов:
http://imsents.ucoz.ru/news/negidalcy/2012-12-19-621
http://www.icrap.org/ru/roon8-1.html