Тырма
Сегодня( 2007 г.) в Тырме действует железнодорожная станция, дистанция пути, частные лесозаготовительные организации.
Сейчас в Тырме проживает 1863 человека (на 1 января 2012 г.). Население поселка многонациональное. Это третий по численности населения поселок в районе. Безусловно, поселок переживает в последние годы нелегкий времена. Давно уже нет когда-то знаменитой тырминской пекарни. Жители Тырмы, особенно молодежь, испытывают трудности с трудоустройством. Многие предпочитают покинуть малую родину.
Сами жители отмечают, «что Тырма теряет свой внешний вид. Канули в лету проводимые субботники по уборке территорий, поселок ветшает». Но немало здесь и оптимистов, которые несмотря ни на что, надеются на лучшее и гордятся историей родного поселка. Многие жители проживают со дня основания поселка. Они полюбили его на всю жизнь. Многие, уходя на пенсию, остаются жить тут.
Особенно красив поселок вечером, когда он озаряется электрическим светом, кажется, что это город. Весной, летом и осенью особенно красивы окрестности Тырмы: кругом зеленеет лес, берега реки утопает в зелени, особенно много растет черемухи. Весной запах цветущей черемухи наполняет воздух ароматом.
История п. Тырма в датах (1910-1969 гг.)
1910 – образовался первый хутор
1920 – хутор стал расти
1931 – избран первый председатель колхоза
1938 – начали закладывать опоры под фундамент домов на мари
1939 – были построены первые пять двухэтажных дома; впервые открыто почтовое отделение, работало 5 человек; впервые открыта хлебопекарня, передана ОРСу в 1951 г.; открыта начальная школа.
1941 – началось строительство двухэтажного деревянного здания под интернат, оно было построено к 1 сентября
1943 – за 6 месяцев построено кирпичное здание средней школы н7а 42 учащихся, с 1 октября начались занятия в новой школе. До 1946 г. школа была закрыта
1945 – в здании средней школы был открыт госпиталь для пленных японцев; Заложен фундамент для клуба, построена баня, 10 двухэтажных жилых домов.
1946 – открыта снова школа; Открыта стационарная больница; в помещении поликлиники врачи принимали больных, тут же стационар на 15-20 коек и родильное отделение на 5 коек.
1947 – был открыт в поселке сад-ясли на 20-25 детей
– построено здание локомотивного депо – крупнейшего предприятия поселка
– создан Верхнебуреинский лесхоз, территория лесхоза разделена на 6 лесничеств
– построено здание ШЧ (сдано в эксплуатацию в 1951 г.), красивейшее здание поселка, ШЧ обслуживает всю железную дорогу
– построен водопровод, строители прокладывали водопроводную трассу в вечной мерзлоте и по болоту, в настоящее время водопровод подает воду из реки Тырма.
1948 – началось строительство здания станции, до 1948 г она размещалась во временном здании, новое здание сдано в эксплуатацию 1 июля 1951 г.
– в поселке открыт магазин (филиал райпо), при магазине работала столовая, позже закрыта из-за нерентабельности. В поселке имелось 4 магазина: промышленный, продовольственный, смешанный и книжный.
– была открыта мастерская (филиал КБО) с тремя работниками – сапожник, швея и закройщик-заведующая
1949 – началось строительство типовой электростанции, закончено в 1950 г., новая станция дала свет, поселок озарился огнями, предприятия получили энергию. Сдана в эксплуатацию в 1951 г.
1950 – начато озеленение средней школы, посажены тополя, березы, елки, дикая яблонька.
-на базе подсобного хозяйства был создан Аланапский совхоз, центральная усадьба находилась в 16 километрах от п. Тырма.
1951 – открыты на базе магазинов строителей магазины железнодорожников ОРСа.
– открыты детские ясли № 18 на 20 мест.
– зимой этого года открыта больница в здании нынешней поликлиники
1952 – открыт детский сад № 57 на 22 места.
– школа была преобразована в среднюю. При школе имеется библиотека, в ней насчитывается около 3000 книг.
1954– при филиале КБО был открыт цех массового пошива
1957 – объединение в одну - Тырминскую дистанцию пути ( до этого было создано две дистанции пути после принятия железнодорожной ветки МПС)
– возникла необходимость открыть сад-ясли на станции на 35 мест.
1958 – открыта аэрологическая станция на базе метеостанции. Метеостанция была открыта в 1937 г., находилась за рекой Сутырь. В 1959 г. было начато строительство новой АС, шло быстро
1960 – АС переведена в поселок, работать стало легче, оборудование пополнилось, прибавилось опыта
1961 – создан в районе коопзверпромхоз
– работает клуб на 220 мест, работает станционная киноустановка, ежегодно демонстрируется 2-3 сеанса, кроме выходных дней. При клубе работает библиотека
1966 – открыта вторая библиотека городского типа. Заведующая – Апасова Р. Ф.)
1969 – при парткабинете в течение года работала школа основ марксизма-ленинизма четвертого года обучения (пропагандист – В. Е. Никонова), где изучали философию коммунисты из различных партийных организаций п. Тырма.
– после капитального ремонта гостеприимно распахнул свои двери тырминский магазин. Здесь все радует покупателя – со вкусом оформленные витрины, современное оборудование, приветливые продавцы. В день открытия магазин посетило около 500 покупателей, было продано товаров на 13 тыс. рублей.
– с хорошими показателями в труде подошли к своему празднику – Международному дню кооперации – работники Тырминского райпо. Они успешно выполнили свои плановые задачи. Так, июньский план товарооборота выполнен на 107, 8 %, квартальный – на 164,6%.
- в п. Тырма район улиц Железнодорожной, Привальной, Пролетарской называют поселком ЭМЧ. Это своего рода дачные места. Много зелени, воздух чистый. Все казалось бы, хорошо, но жителей одолели беспризорные лошади, которые круглосуточно пасутся в этом районе. По этому поводу жители обращались в поссовет, к депутату, но мер никаких не принято.
– работники филиала ОРСа НОД-1 станции Тырма достойно встречают свой праздник. За первое полугодие все торговые точки выполнили план товарооборота. Продано населению товаров сверх плана на 9 тыс. рублей. Много славных тружениц в коллективе работников прилавка пос. Тырма. Среди них Сара Евсеевна Алексеева, продавец магазина № 9. Она с честью выполняет взятые социалистические обязательства.
– после длительной и тщательной подготовки туристы «Юбилейного клуба» п. Тырма отправились в многодневный туристический поход. Получено первое сообщение, что туристы находятся на основном маршруте: переход Желтый Яр – Кухан – Колдок – Наумовка – Томская – Аур.
– тырминское депо увеличило весовую норму тяжеловесов на 500 тонн, сейчас она будет равняться 2100 тоннам. Первый такой пробный поезд был точно доставлен по графику от Тырмы до Известковой локомотивной бригадой (паровоз Ем-3857) т. Ломова.
– тырминский лесхоз приступил к заготовке кормов. От сенозаготовителей принято 450 тонн свежего сена.
– несмотря на 45-градусный мороз, в совхозе «Аланап» ведется большая подготовительная работа по закладке хорошего урожая ранних овощей. Совхоз выращивает овощи в закрытом грунте, имея для этих целей 1500 теплых парниковых рам и 6 пленочных теплиц по 500 кв. метров каждая.
– в связи с переходом на новые условия планирования и экономического стимулирования в Тырминской дистанции пути появилась возможность выплачивать работникам ежегодно 13-ю зарплату. Некоторые работники, проработавшие на производстве свыше 15 лет, получили вознаграждение в среднем по 130 руб.
– неоднократно говорилось о плохом содержании дорог в п. Тырма. Однако до сих пор они содержатся сами собой. В настоящее время к станции Тырма можно пройти только по железнодорожному полотну как со стороны поселка, так и со стороны совхоза «Аланап».
– на станции Тырма отсутствуют условия предусмотренные правилами производственной санитарии. Территория станции мало освещена и захламлена: здесь можно встретить старые и новые тормозные вагонные колодки, рельсы, трубы, шпалы и их обрезки.
– в 1969 г. работники ст. Тырма получили парковую двухстороннюю радиосвязь, которая необходима в работе движенцев. Через каждые 20 метров установлена переговорная колонка.
– более 800 ребят обучаются в тырминской школе в текущем году.
ИСТОРИЯ п.Тырма
Территория нашего района до XVII была почти безлюдным краем. Появление первых тунгусских оленеводческих племен в верховьях реки Буреи относятся к началу XVII века. И до начала XX века были небольшие селения в 1-2 и редко больше домов, возникавшие на перекрестках кочевых путей по берегам рек, не имели постоянных жителей, а служили местом для временных стоянок. Хозяевами этих стоянок, которые назывались «зимовья», были, главным образом, китайцы, корейцы, русские и семьи якутов, потерявших оленей и возможность кочевать. В начале XX века часть этих стоянок стали укрупняться за счет оседающих семей якутов и эвенков. В это время по берегам рек Бурея и Тырма стали селиться русские, главным образом староверы. Они строили свои хутора и селились семьями.
Богатый лесом, зверем, рыбой район рек Тырмы и Сутыря манили русских. В начале XX века на Тырму стали переселяться русские крестьяне. Первым образовал свой хутор в 1910 -1914 г русский купец Демид Караванов. Он поселился на берегах у реки Тырма, где впоследствии возник колхоз Аланап. А дальние потомки Караваева и сейчас проживают в Тырме. Он вел торговлю с эвенками - кочевниками, спаивая их спиртом и за бесценок скупая у них пушнину. У него были работники. В 1915 г. он был убит своим работником Тимовым, а Тимова затем убил Давыдов, родственник Караванова. В 20—х годах хутор стал расти, сюда переселялись староверы со ст. Бурея и других южных селений. Их манили богатые и спокойные места. На Хуторе Караванова поселились Поздеев Прокопий, Семины Никита и Василий, Свиридов и другие. Они занимались охотой, рыбной ловлей, они первые в этих местах положили начало земледелию, собирая богатые урожаи картофеля и овощей. На лодках - долбленках они поднимались вверх по Тырме и Сутырю, ходили вниз по Тырме и Бурее на юг за товарами. В зимнее время ездили на лошадях на ст. Бурея, расчищая дорогу на льду клином, сделанным из бревен. В этот клин впрягали до пяти лошадей. В эти же годы по берегам рек Тырмы и Сутыря стали селиться местные жители – эвенки, принявшие христианство и оставившие кочевой образ жизни. Так возле будущего поселка Тырма возник второй хутор. Образовались новые хутора в несколько домов. Ниже устья Сутыря построил дом и поселился эвенк Логинов Василий Васильевич, а возле него – Диодоров Дмитрий Тимофеевич, Афанасьев Гавриил Николаевич. Они занимались охотой и рыбной ловлей, имели коров, лошадей и по нескольку голов оленей. Так возник около будущего поселка Тырма второй хутор.
С образованием Верхнебуреинского района в 1927 г. началось создание туземных Советов. Такой Совет был образован на хуторе Логинова, получивший название Тырминский туземный Совет. Первым председателем был избран Диодоров Андрей Дмитриевич. В 1930 г. в районе началась коллективизация и ликвидация кулачества. Были раскулачены Каравановы, Беляевы, Логиновы, Егоршины, два брата Свиридовы. Всего раскулачено 10-12 семей. А на месте каравановского хутора создается колхоз, названный Аланап. Аланап в переводе с эвенкийского переводится как «перевал», что в духе того времени трактовалось как «переход от старой жизни к новой».
Первым председателем колхоза был избран Уваровский Василий Васильевич. Смутное было время. 25 мая 1931 г. Уваровский был убит неким Давыдовым, якобы случайно. Как оказалось впоследствии, он был подкуплен кулаками. Но постепенно советская власть набирала силу, молодая страна Советов строилась и развивалась. Тырминский туземный Совет был переведен в Аланап, здесь открыли школу-интернат, детский сад-ясли, медпункт и магазины. Все дети эвенков-кочевников стали учиться в школе на полном государственном содержании. Но в семи километрах от Аланапа, на месте будущего поселка Тырма, по-прежнему была тайга. Сюда на солончаки приходили сохатые, где их поджидали охотники. Охотился тут и Диодоров Иван Васильевич, работающий в ШЧ-15, ныне пенсионер.
В 1933 г. в Аланап прибыл коммунист Ковалев Денис Семенович. Он был избран председателем Совета. В это время в колхозе жили 8 русских семей, 6 семей эвенков и 2 семьи немцев. Ковалевым была проделана большая работа по переселению эвенков в Аланап с берегов Тырмы и Сутыря. Колхоз стал большим хозяйством.
Строительство Тырмы началось в октябре 1939 г., одновременно с изыскательными работами в районе будущей трассы БАМа.
Первыми построили шоссейную дорогу, насыпь для будущей железной дороги и пять двухэтажных домов по ул. Первомайской. Через год в поселке было уже двадцать двухэтажек, поликлиника, магазин, пекарня, школа-интернат. Еще через год в Тырме появилось первое кирпичное здание – средняя школа. Кирпич для школы изготовляли на кирпичном заводе, который был построен вблизи колхоза Аланап. Туда была проведена узколинейная железная дорога. Вокруг поселка и вдоль линии железной дороги были построены десятки лагерей для строителей. В 1943 г. поселок принял современный вид: уже было 26 домов и 3 улицы, построено 2 водопроводных башни.
Осенью 1943 г. строительные работы приостановились - большая часть строителей ушла на фронт, а их семьи выехали из Тырмы. Рельсы и фермы мостов сняли и увезли. Поселок опустел. Дома стояли забитыми, даже были сняты оконные стекла. Остались в Тырме только сторожа да работники пожарной охраны. Ночами вокруг выли голодные волки, временами загоняя в поселок лося или изюбра.
После войны, в августе 1945 г., в Тырму прибыли из Кульдура начальник ОРСа Фролов и прораб Кататоров и строительство возобновилось. В поселок привезли несколько тысяч пленных японцев, которые заставили строить дома и восстанавливать железнодорожную линию. Строители вырубали лес в окрестностях, и на одной из уцелевших лиственниц Катаров написал «Здесь будет поселок Тырма» (нынче ул. Первомайская).
Проект предусматривал строительство городка на 40 тыс. человек, поскольку здесь были обнаружены залежи каменного угля. Интересный факт: изначально предполагалось, что шахта в нашем районе будет не в Чегдомыне, а в Тырме. На берегу реки Тырма даже были построены штольни и уже начата добыча угля, но затем выяснилось, что ургальский уголь более зрелый и по качеству лучше тырминского. Поэтому решили перенести строительство. Шахтерским поселком стал Чегдомын, а Тырма – узловой железнодорожной станцией.
Как были рады жители Тырмы приехавшим, особенно, когда узнали о возобновлении строительства. Действительно, стали прибывать строители, их семьи, опять ожила Тырма, наполнившись строительным шумом, визгом и смехом детей. Были построены здания ШЧ, больницы, бани, заложен фундамент для клуба, водопровод, электростанция, 10 двухэтажных жилых домов, депо и железнодорожная станция. Стало быстро расти население поселка, началось строительство частных домов, появились десятки новых улиц и выросли слободки. Вся долина реки Сутырь на протяжении 5 километров была застроена и заселена.
В 1949 г. в поселке был образован сельский Совет, первым его председателем был Башмаков Борис Михайлович, после него Ковалев Денис Семенович, Курбатов Алексей Алексеевич, Мачульский Станислав Иванович. А с 1960 г. длительное время – Воробьева Антонина Прокопьевна. Она много сделала для благоустройства и украшения поселка. Под руководством поссовета поселок зазеленел, началось плановое строительство новых улиц, улицам присвоены названия, открыто автобусное движение. Поселок Тырма стал расти, хорошеть с каждым годом.
17 августа 1949 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР селение Тырма было отнесено к категории рабочих поселков.
В 50-е годы поселок Тырма был крупной железнодорожной станцией, кроме отделения дороги там находились узловая больница, большая школа, два детских садик, локомотивное депо, ШЧ, ПЧ, вагонный участок, большой клуб. Много было двухэтажных деревянных домов, начинали строить кирпичные дома. После войны в Тырме были лагеря пленных японцев. Японцы были приветливые и доброжелательные. Они работали на восстановлении железной дороги.
Литература:
Галямов, П. Тырминскому депо жить /П. Галямов // Рабочее слово. – 2002. – 3 августа- С. 2
Козыряцкая, Е. Тырма начиналась с Хутора Е. Козыряцкая // Рабочее слово. – 2004. – 11 сентября.
Субботина, А. К 65-летию СОШ № 17 п. Тырма / А. Субботина // Рабочее слово. – 2004. – 7 декабря.
Чичканова, Т. История: от начала века до завершения /Т. Чичканова // Рабочее слово. – 1999. - 6 апреля.
Шеленкова М. В. Земля наших предков: летопись п. Тырма по страницам газеты «Рабочее слово» /М. В. Шеленкова // Центральная библиотека п. Чегдомын