Историческая справка
По происхождению негидальцы - эвенки, смешавшиеся с нивхами, ульчами и нанайцами. Для них характерны многие черты эвенкийской таежно-охотничьей культуры: приемы охоты на пушного и мясного зверя, коническое жилище, широкие, подбитые камусом, лыжи, нагрудник, кожаная и меховая одежда с разрезом по средней линии, берестяная оморочка, форма колыбели и др. В верхнем течении Амгуни сохранялось и верховое оленеводство эвенкийского типа. Весьма значительно и влияние нижнеамурской культуры: собаководство, тип нарты, упряжка, дощатая плоскодонная лодка, охота на морского зверя, одежда из рыбьих кож и способы их обработки и др.
В русских документах население Амгуни впервые упоминается в 80-х гг. 17 века. Тогда же здесь были основаны и первые русские зимовья. В сведениях, полученных от казаков, упоминаются лишь тунгусские пешие и оленные роды, в низовьях Амгуни - гиляки (нивхи). Название "негидальцы" в донесениях отсутствуют, однако, родовой состав амгуньских тунгусов 17 века частично совпадает с родовым составом современных негидальцев.
Негидальцы говорят на корякском языке. Диалекты: чавчувенский, апукинский, итканский, каменский, паренский, карагинский, паланский, керекский, алюторский.
Называют себя нгегида, негида, нейдальцы от эвенк. Негида — «береговые», «крайние». Известно также самоназвание елкан бэйенин — «здешний», «местный», амнун бэйенин — «амгуньский человек». До начала ХХ в. негидальцы были известны русским еще и под этнонимами гиляки, орочены.
Негидальцы находятся под сильным влиянием языка и культуры эвенков, особенно это характерно для так называемых «верховских» негидальцев. У негидальцев насчитывалось 13 родов, главным образом эвенкийского происхождения. Они регулировали брачные отношения, проводили религиозные обряды. Крупные роды — Нясихагил и Аюмкан — включали до нескольких десятков семей.
Хозяйство и быт
Негидальцы были исконными рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством (основное отличие от низовских). Однако их нельзя приравнять к кочевникам - оленеводам (эвенкам), так как они пользовались оленями только в транспортных целях и вели оседлый образ жизни.
В низовьях Амгуни и на Амуре рыболовство играло ведущую. Основные орудия рыбного промысла - заездки (при добыче лосося), небольшие невода, сети, крючковые снасти. Каждая семья делала для себя большие запасы сушеного лосося - юколы. Использовали и кожу рыб разных пород для изготовления одежды, обуви, бытовых поделок.
Преобладающим был промысел в одиночку. Охотились негидальцы в течении всего года. Добыча дикого оленя и лося имела потребительский характер. В пушном промысле первостепенное значение имел соболь. На пушного зверя охотились верхом на олене, в низовьях Амгуни - пешком с ручной нартой. В поисках соболя охотники выходили к амурскому лиману, на Сахалин, в бассейн Горина и Хунгари. Пушная охота носила в целом товарный характер. Способы охоты и орудия промысла не отличались от эвенкийских. У части негидальцев распространенной была охота на морского зверя в амурском лимане и на Охотском побережье. Нерп добывали с помощью ружей и острог. В начале 20 в. негидальцы стали заниматься зимним извозом на собаках и оленях. Распространение получило и огородничество.
У негидальцев
известны четыре типа жилых каркасных построек: конические, двускатные, в
форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним
жилищем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный
дом хагду. Помещение отапливалось двумя-тремя очагами, дымоходы от
которых проходили под широкими глинобитными нарами, на которых спали
члены семьи. В верховьях Амгуни зимой жили в двускатных или
пирамидальных домах из плах, засыпанных землей, в небольших
полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгусского
типа. Отапливались жилища костром, в конце 19 века появились железные
печи. С приходом весны перебирались в летние селения на озерах и малых
речках. Жили в дюкча - каркасных постройках из жердей, крытых
лиственничной или березовой корой, иногда сеном. На уровне потолка
устраивался решетчатый помост для копчения рыбы. Временное жилье
охотников сооружалось из гнутых тальниковых ветвей в форме рассеченного
цилиндра и покрывалось корой.
Одежда и обувь
В
середине 19 века негидальцы шили одежду и обувь из рыбьей и оленьей
кожи, нерпичьих и собачьих шкур. Женщины умели выделывать шкуры и кожи,
шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом,
изготовлять утварь из бересты.
В традиционный костюм входили халаты,
шубы и куртки конго, наями, ноговицы мэйэвун, обувь амурского (олочи) и
тунгусского (лобдирма) типов. Мужчины на охоте и рыбалке носили
фартуки. Покрой мужских и женских халатов в низовьях Амгуни был сходен с
покроем этой одежды у нижнеамурских народов. Нивхское влияние
выражалось также в наличии у мужчин короткой юбки, которую надевали в
дорогу. В верховьях Амгуни одежда была ближе к эвенкийской.Все женщины
носили эвенкийский нагрудник с орнаментом характерным для амурских
народов.
Пища
Основу питания в прошлом составляла рыба. Мясо диких животных важную роль играло лишь у верхнеанюйских негидальцев. Рыбу и мясо заготавливали впрок. Мясо, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили. Основная часть лососевой рыбы заготавливалась в виде юколы. Из рыбы путем продолжительной варки и сушки получали рыбную муку барча. Большое значение в питании имели дикоросы. Травы и коренья в качестве приправы добавляли в супы, из них готовили разнообразные салаты, которые обильно сдабривали рыбьим жиром. Наиболее распространенное блюдо - холодец мосин из рыбьей кожи, черемши и лука.
Средством передвижения служили лыжи двух типов (голицы и камусные), летом - дощатые плоскодонные лодки, берестяные оморочки и долбленки. Для перевозки грузов охотники пользовались ручной нартой с полозьями, загнутыми с обеих сторон. Негидальцы в низовьях Амгуни держали ездовых собак, которых запрягали в специальную ездовую нарту. Верховские негидальцы ездили верхом на оленях, или впрягали их в нарту такого же типа как у зейско-алданских эвенков.
Современные негидальцы проживают в основном в Ульчском районе и районе им. Полины Осипенко. Жизнь их не отличается от других народов. Все находятся в одном положении, но при этом внутреннее содержание в характере негидальцев несколько отличается.
Имеют приусадебное хозяйство, содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц, имеют приусадебные участки, сажают овощи. На зиму заготавливают впрок консервы.
Духовная культура
Традиционное верование - анимизм, шаманизм. В религиозных верованиях негидальцев много общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из трех миров, расположенных один под другим. Верхний - голубой небесный свод - состоял из 9 сфер. Средний мир туй - земная поверхность - однослоен. В нижнем, подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высшей силой, а в качестве его духов помощников выступали солнце и луна, обладавшие могущественной благодатной силой. Почитание солнца нашло отражение в декоративном искусстве негидальцев.
Среди других духов-хозяев особо почитались синкэн (хозяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображения духов-хозяев делались в виде плоских антропоморфных фигур, которые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище.
Ряд
представлений, относящихся к разным этническим традициям, связан с
медведем. По одному из них, заимствованному от нивхов, медведь - это
горный человек уэй бэйэнин. Второй комплекс представлений о медведе
дуэнтэ (дух-хозяин тайги) характерен для всех тунгусо-манчжурских
народов Амура. Добыча медведя сопровождалась праздником. Кости и череп
убитого медведя тщательно хоронили. В срубах хоронили также убитого
тигра. Представления о роли медведя и тигра наши отражение в шаманском
пантеоне. Усиление роли пушной охоты в жизни народа способствовало
выделению специальных духов-хозяев пушного промысла.
фотографии с сайта: http://imsents.ucoz.ru/news/negidalcy/2012-12-19-621