Пятница, 15.11.2024, 13:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 172
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Эвенки
В нашем районе проживают люди разных национальностей, среди которых  представители малочисленных народностей Севера и Приамурья. Самыми многочисленными из них являются эвенки (по статистическим данным на 01.01.2006 год: коренных малочисленных народов – 620 человек, из них эвенков -558 человек).

эвенки-
Автохронами, т. е. коренными жителями Верхнебуреинского района являются эвенки, которых длительное время именовали тунгусами. Термин «тунгус» распространялся в дореволюционной и послереволюционной России фактически на два самостоятельных народа: эвенков, собственно тунгусов, и эвенов, представляющих северо-восточную ветвь единого тунгусского этноса. В настоящее время этот термин практически вышел из употребления и сохраняется в основном в научной и художественной литературе. Каждый из нас встречал это слово, читая стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник»:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык».


Впервые  как народность тунгусы упоминаются в 1851-83г.г. в описании Сибирского царства. Прародиной их считается Забайкалье и Прибайкалье. Именно оттуда они начали свое расселение по Северу Сибири и продвижение к Тихому океану. По одним источникам этот процесс начался в 12-13 веках, но есть данные, что расселение на данных территориях происходило уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. Столь значительное пространство, освоенное тунгусами при их весьма скромной численности, представляет собой уникальное явление в истории человечества. Ни один другой народ в мире с уровнем культуры, как у эвенков, которую обнаружили  в 18-19 веках русские исследователи, не освоил столь значительной территории. А она действительно огромна: на  западе эвенки доходили до Обь-Енисейского раздела, на севере освоили значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех Тунгусок, на востоке - от Лены по тайге до Охотского моря. Группы скотоводов кочевали в степях Забайкалья и Приамурья.
Источник и фото: http://sh4-cheg4.narod.ru



эвенки3Известно, что эвенки (тунгусы) в древние времена были коренными обитателями Прибайкалья.  К началу 17 века они распространились по всей лесной зоне от Енисея до берегов Охотского моря.
Историки предполагают, что появление первых тунгусских оленеводческих племен в верховьях Буреи относится к 14 веку, ко времени появления якутов в бассейне реки Лены, оттеснивших тунгусские племена на восток.
Первые сведения о народах, живущих в бассейне верхнего и среднего течения реки Буреи, относятся к периоду между 40-70-ми годами 19 столетия и содержатся в работах А. Ф. Миддендорфа, Ф.Б. Шмидта, особенно, Л. И. Шренка. Он указывает, что в то время далеко на севере по бассейну Буреи жили бибарынарод маньчжуро-тунгусской ветви, очевидно, эвенки. Они занимались охотой, оленеводством, вели кочевой образ жизни, но не строили постоянных жилищ, а, переходя с места на место, жили в юртах из шкур и бересты. Летом они двигались преимущественно по склонам гор, обходя низины с их топями, комарами и слепнями. Мерой расстояния служило понятие «одна ночевка», или, по-эвенкийски, нулги.   Одна нулги равнялась примерно 10 км. Место стоянки они выбирали, сообразуясь с пройденным расстоянием и характером местности. Зимой место для стойбища выбрать труднее. Надо, чтобы рядом имелись и сухие дрова и ягель. Первое определяют люди, а второе – олени. Отпущенный на разведку олень раскапывает копытом снег и, если есть корм, начинает пастись, а если нет корма, поднимает голову и смотрит по сторонам. Это служит указанием на то, что надо искать другое место: развьюченные олени могут далеко уйти в поисках ягеля. Благодаря подвижному образу жизни эвенки до преклонных лет сохраняли прекрасное здоровье и бодрость духа. А. Ф. Миддендорф не встречал среди них ни одного толстяка. Среди тунгусов немало было долгожителей.
Основой общественной жизни малочисленных народов являлся род, члены которого имели одного предка, сообща вели свое хозяйство. Род имел свои общие места для ловли рыбы и охоты, общие дома и культовые сооружения. Жизнь на свежем воздухе, постоянная перемена мест и «охота» к ней, возможность больше видеть и узнавать, всегда стремиться вперед – все это наложило особую печать на характер, конституцию и духовный склад эвенков. Кочевание в сочетании с охотничьим промыслом превратило их в следопытов верхом на оленях, в поэтов… уклад жизни существенно наложил свой отпечаток на происхождение названий объектов, окружающих людей. В память потомкам оставили эвенки, которые свое самосознание переводят как «идущие поперек хребтов», звучные и мудрые названия рек, ключей, озер, гор.
  null
 null  null
 

Историческое имя эвенковтунгусы — закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит.
От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан («Алдун»: каменистые берега), Енисей (Ионесcи: большая вода), Лена (Елю-Енэ: большая река), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: беличья), Сахалин (Сахалян-улла: Чёрная река (Амур)), Чита (глина).

В память потомкам эвенки оставили звучные и мудрые наименования рек, ключей, местностей, от которых не отказались первые исследователи края. Они и сейчас значатся на наших географических картах: например, река Яурин- «шумная река», река Чегдомын-«сосновая вода», река Тырма –«маленькая черная уточка», река Бурея –«добрая, хорошая». Эту традицию продолжили и в 1970-х годах, когда на карте района начали появляться новые поселки, возведенные строителями БАМа. Источниками их названий служили обозначения местностей, данные издревле коренными жителями: например, поселок Солони -«Верхняя речка», поселок Сулук – «тополиный», поселок Этыркен –"дедушка" и другие.

"Как говорит история"
Коренными жителями на территории нашего района были эвенки, которые известны также под названием тунгусы (у русских и якутов), орочиоленные людиЗабайкалье и Приамурье). Расселены они на значительной территории Томской, Иркутской областей, в Красноярском крае, в пределах которого выделен Эвенкийский национальный округ, в Бурятской АССР, на севере Читинской и Амурской областей, в Якутской АССР, в Хабаровском крае, Сахалинской области. Переписью 1926 — 1927 годов в СССР было учтено около 40 тысяч человек эвенков. Археологические и антропологические данные свидетельствуют о том, что предки эвенков были коренными обитателями Прибайкалья в каменном и бронзовом веках. Отсюда эвенки распространились к началу XVII века по всей лесной зоне от Енисея и до Охотского моря, ассимилировав или вытеснив более древнее палео-азиатское население этой территории.
Русские встретились с эвенками в начале XVII века на Нижней Тунгуске и в устье Ангары. В середине XVII века эвенки, за исключением некоторых из групп в бассейне Амура, были включены в состав русского государства.
И в те времена русская православная церковь через миссионеров насадила христианскую веру среди нерусских народов, в том числе и эвенков. В XIX веке почти все эвенки, жившие на территории России, были формально обращены в православие. Вот почему у эвенков имена и фамилии,
Для большинства эвенков до начала XX века было характерно кочевое охотничье-оленеводческое хозяйство, дополняемое рыболовством. В XVII —XVIII веках эвенки охотились главным образом с помощью лука и стрел. В XIX веке под влиянием русских перешли к огнестрельному оружию.
эвенки5

Жилищем эвенков-оленеводов и охотников являлся конический чум из 20 —25 шестов, покрытых ровдугой (замша из оленьей кожи) или из шкур. Затем широкое распространение получили двускатные палатки из бязи или парусины (по типу русских).
Эвенки делились на несколько сот родов. Группы соседних родов, члены которых говорили на одном диалекте, образовывали племя во главе с выборным «князем». На территории нашего района живут эвенки из племен эден (Арсеновы), бута (Еремеевы, Дьячковские), лалитир (Поротовы, Семеновы), менгэ (Романовы, Афанасьевы), бэтунг (Яковлевы, Петровы, Софроновы), дер (Черноградские), коли л (Диодоровы).
Религией эвенков были шаманизм и дошаманические охотничьи культы «хозяев» природы: почитание медведя, верование в «духа» огня и воды.
В СССР, начиная с 1930 года, эвенки начали объединяться в колхозы. Наряду с традиционными отраслями производства
— охотой, оленеводством и рыболовством — в колхозах эвенки начали заниматься также земледелием, животноводством и звероводством. Кочевые группы эвенков перешли к оседлости и живут в домах русского типа.

А. ЛАТЫШЕВА, внештатный корр.

«РАБОЧЕЕ СЛОВО» от 14 июня 1977 г. 3 стр. "Как говорит история"

В Китае, по данным переписи 2000 года численность эвенков и орочонов вместе взятых была 38 701. Они образуют две из 56 официально признанных национальностей КНР.
В Монголии проживают от тысячи до нескольких тысяч эвенков.


Большое значение у эвенков имели сказания, предания и легенды. Героические сказания относятся к более ранним этапам жизни. Сказания и предания имели очень большое воспитательное значение, формировали сознание, чувства, волю. У них был культ медведя, его считали старшим братом человека, наделяли способностью понимать человеческую речь. Отмечается особое отношение лапе медведя, ее свежевали и вешали на дверную жердь чума для отпугивания злых духов. У шаманов лапа служила колотушкой, с помощью ее они гадали. По трещинам лопаточной кости медведя шаманы предсказывали различные события. Самым древним обрядом шаманов является камлание. Шаманы камлали сначала у больших костров, позднее в чумах, у маленьких костров. Обряды и камлание – круговой танец с шаманом посередине, жертвы в виде кормления различных духов (огня, перевала, брода и т. д.), камлание у постели больного- часть своеобразного культурного наследия древних эвенков.

Во всех экспедициях, начиная с первых походов казаков и до советского времени, проводниками и переводчиками были эвенки.
Благодаря постоянным наблюдениям природы эвенки имели комплекс метеорологических примет. Например, круги вокруг Луны – предвестник потепления, снегопада или дождя. Многие из таких наблюдений были связаны с поведением животных: белка готовит теплое гнездо – зима будет студеной, гнездо небрежно сделала - будет теплая зима, много заготовила орехов – зима долгая, мало – короткая.

Женским делом у эвенков считалось уход за домашними оленями, постройка чума и пошив одежды. При кочевке женщины вели упряжку, также в их обязанности входило приготовление пищи, уход за детьми.

Жилищем для эвенков служил конический чум, построенный из 25 шестов, накрытых разными материалами в зависимости от времени года. Около чума сооружалась хозяйственные постройки: лабазы, теневые навесы для оленей. Жили эвенки большими родами, семьями. В эвенкийском языке нет слова «семья», это понятие обозначается словом «дю» - дом, «дюган» - домашние.

Название рода можно считать как своеобразную фамилию. Много позже, с обращением эвенков в православие этим родам давали русские фамилии. На территории Верхнебуреинского района кочевали эвенки 6 родов: «бута» (Дьячковские, Еремеевы), «лалагир» (Семеновы, Поротовы), «эден» (Арсеновы), «Бэтунг» (Петровы, Сафроновы), «мэнгэл»(Афанасьевы), «колил» (Диодоровы). Браки заключались следующим образом: обмен невестами между родами, во время войны женами становились женщины побежденных, а также обмен равноценными подарками –«тэри», когда муж отрабатывал в семье жены 3 года и молодая выделялась только после полного расчета с семьей жены.

Опыт народа накапливался  веками. Эвенки отлично знали анатомию животных, их повадки. Хорошо им была знакома география и топография мест, где кочевали. Подросток 12-13 лет уже мог нарисовать на земле следы животных и охарактеризовать любого из них. Местность, по которой охотник прошел хотя бы один раз, оставалась в памяти в виде своеобразной карты речных систем с расстояниями между реками, измеряемыми количеством пеших переходов «нулги» (9-10 км). Свое представление о местности каждый эвенк в любой момент мог нанести на плоскость, т. е  нарисовать на земле, бересте.
(
http://sh4-cheg4.narod.ru).

"БАКАЛДЫН"

Интерес к национальным традициям коренных жителей поселка прослеживается в последние годы. Об этом свидетельствуют эвенкийские праздники «Бакалдын», проходящие на территории района. «Бакалдын» в переводе с эвенкийского на русский означает «встреча». Впервые в поселке Чегдомын он прошел в 2006 году и посвящен был 79-й годовщине со дня образования Верхнебуреинского района. На праздник в райцентр съехались представители и творческие коллективы коренных малочисленных народностей Севера со всего района. Каждый из них привез с собой различные изделия декоративно-прикладного творчества. Ульчский халат, унты, салфетки, ковер с национальной вышивкой, национальные тапочки, эвенкийские амулеты, деревянные игрушки (аналог нашим русским матрешкам) – изделия на выставке поражали разнообразием, мастерством.
Музейная выставка предметов быта коренных народов Севера, фотостенд, рассказывающий о жизни коренных народов нашего района, национальные песни, частушки, прибаутки, соревнования по национальным видам спорта, выставка-дегустация блюд эвенкийской кухни – все вызвало неподдельный интерес к этим немногочисленным народам, с такой богатой историей и удивительными традициями.

Бакалдын 
«Бакалдын» - удивительная встреча русских и эвенков. Такие встречи дают толчок к возрождению национальных традиций коренных жителей поселка. Теперь они проходят и в других поселениях района.










Участники национального праздника «Бакалдын» в п.Солони
бакалдын2


Литература:
Лукьянова, О. «Бакалдын» /О. Лукьянова // Рабочее слово. – 2006. – 27 мая. – С.4
Паспорт Верхнебуреинского муниципального района за 2010 год