Пятница, 15.11.2024, 15:19
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 172
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа
Нанайцы

Историческая справка
В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность. Ряд исследователей считали, что их родина находится в Маньчжурии, откуда они спустились в долину Уссури и достигли Нижнего Амура. По другой точки зрения нанайцы - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжуров, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Несомненно, например, что нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гайер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения, члены которых, как и айны, именуют себя куями, а своим исконным местообитанием считают острова, откуда они и переселились на материк. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы. В свою очередь от складывающейся нанайской этнической общности откалывались периферийные группы, ассимилируемые соседними народами - ульчами, нивхами и др.
Русские познакомились с предками современных нанайцев (натки, ачаны, гольдики) еще в середине 17 века во время известных походов В.Пояркова и Е.Хабарова, однако непосредственные контакты с ними возобновились лишь в середине 19 в., когда Приамурье вновь вошло в состав Российского государства. В 1860 г. во время переписи нанайских селений, расположенных по Амуру вверх от села Софийского до Хабаровска, численность нанайцев была определена русской администрацией ориентировочно в 5345 человек. В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах.

null Хозяйство и быт

Первостепенное значение в жизнеобеспечении нанайцев имело рыболовство. В хозяйственном календаре нанайцев целых пять месяцев носят свои названия по названиям рыб, что свидетельствует о важности рыбного промысла. Охота некогда играла в жизни нанайцев значительно большую роль, чем в 19 в. В многочисленных фольклорных произведениях герои занимаются в основном охотой. Охотничий промысел нашел свое отражение и в хозяйственном календаре нанайцев.

Жилище
Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Определяющим при размещении построек был свободный выход к реке или озеру. Наиболее древней формой жилищ были землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянка располагалась в откосе берега, в обрывах террас. Из наземных построек наиболее распространенным был однокамерный дом хагдун. Стены его изготавливали из плетеных камышовых фашин, жердей, тальника, которые затем обмазывались глиной перемешанной с травой или шерстью. Главной конструкцией дома, которая определяла его размеры, являлась отопительная система накан (отопительная лежанка). Наканы были основным местом обитания человека: здесь он спал, принимал пищу, работал. Важнейшую роль в питании нанайцев играла рыба. Во время массового хода кеты ее заготавливали в больших количествах. Разделанную рыбу вялили, получая разнообразные виды юколы. Зимой рыбу замораживали. Аналогичным способом консервировали продукцию охотничьего промысла. Мясная пища имела более широкое распространение на притоках Амура. Самым любимым была тала из свежей сырой рыбы, нарезанной тонкими ленточками с добавлением соли, черемши, дикого лука и перца.

нанайцыДо прихода русских нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки.

Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево и береста. Здесь нанайцы проявляли завидную изобретательность. Основным средством передвижения в летний период были лодки нескольких типов: долбленые, берестяные, дощатые и каркасные. 

Наиболее древние - выдолбленные из целого дерева оннимагда и утунгу. Гребли двухлопастным веслом попеременно с левого и правого борта. Поднимаясь против течения, пользовались шестом. В соответствии с половозрастным разделением труда у нанайцев гребли обычно женщины или молодежь. В зимний период нанайцы передвигались на лыжах без палок, используя посох-лук тунепун. Один его конец имел развилку и служил подставкой для стрельбы из ружья, а другой заканчивался лопаточкой, с помощью которой очищали лыжи. Для перевозки тяжестей использовали ручные, собачьи, оленьи (на Горине, Куре и Урми) нарты. Нанайцы Уссури и Сунгари использовали лошадь под седло и для перевозки грузов во вьюках.

Духовная культура


Религиозные верования нанайцев основывались на анимизме: небо, земля, вода, тайга населялись в их воображении всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей. Для облегчения сношений с духами нанайцы делали их изображения в виде зооморфных и антропоморфных фигур, игравших важную роль в религиозных обрядах.

Важное место в традиционном мировоззрении занимали промысловые культы - тигра, медведя, а также погребальные и поминальные культы и вера в бессмертную душу. Посредником между миром духов и людьми служил шаман. Основными его функциями были лечение больных (Рис. 10), предсказание будущего и доставка душ умерших в буни (мир мертвых). Шаманы разделялись на три категории: сиуринку саман - шаманы врачеватели, нигмантэй-саман - шаман, совершающий помимо лечения больных обряды при поминках, касасаман - шаман, доставлявший души умерших в загробный мир. Касашаманом мог быть только мужчина. Декоративное искусство нанайцев по цветовой гамме и орнаменту несет на себе отпечаток необычайно яркой природы Нижнего Амура.


нанайцы2Нанайские мастерицы умело использовали различные приемы обработки рыбьей кожи, бересты, меха, других материалов. Существовало три основных способа нанесения орнамента: тиснение, резьба и аппликация. Орнаментика нанайских изделий представлена четырьмя типами: зооморфным, растительным, облаковидным и геометрическим.
Широкое распространение получила резьба по дереву. Резьбой покрывались окна и двери домов, выступающие концы фронтонных досок, деревянная утварь.

Подлинным произведением искусства являются резные нанайские ложки, особенно свадебные и ритуальные. Примечательное явление в искусстве нанайцев - декоративное оформление лодок. Предки нанайцев оставили богатое фольклорное наследие, в котором аккумулировались их древние верования, нормы морали, принципы народной педагогики, историческая память. Основные фольклорные жанры: тэлунгу (мифы, мифологические рассказы, предания, легенды), нингман (сказки-мифы и собственно сказки), сиохор (заимствованные сказки), а также шаманские песнопения, песни, плачи, загадки, скороговорки. В советский период развитие культуры нанайцев происходило на профессиональной основе. Сформировался большой отряд национальной интеллигенции, появились литература, театр, музыка. Широкую известность получили нанайские писатели Г. Ходжер, А. Пассар, А. Самар, певец К.Бельды, ученые Н. Киле, С. Оненко, Ю. Самар, общественный деятель Е. Гаер и др. Любимое лакомство многих рыбаков и нанайцев - сырая мороженная рыба тала.





Главное чудо деревни Сикачи-Алян - огромные камни, которые лежат вдоль всего берега. Кажется, что какой-то богатырь шутки ради рассыпал их, словно горошины, и забыл подобрать. На этих камнях, если внимательно присмотреться, хорошо видны рисунки, сделанные рукой древних художников. На одном - нарисован большой лось. Голову его венчают ветвистые рога, тело украшено затейливым орнаментом. Лось - символ нашего мира, его главный хранитель.
На огромном черном валуне - маска шамана. Брал он когда-то в руки свой бубен, бил по нему колотушкой, и летела над Амуром таинственная песня. Песня эта предназначалась богам, в ней шаман просил удачи для своего народа.
Этим рисункам много столетий, но о них до сих пор рассказывают сказки и легенды. Вот одна из них.
Раскинулось на берегу Амура одно нанайское селение. Мирно текла жизнь здесь, хорошо жили люди. Но однажды случилась беда.Как-то раз муж с женой отправились на охоту в дальние леса. А у северных народов, как известно, мужья охотились и рыбачили вместе с женами. Одним словом, ушли они за высокие перевалы добычу искать, а тем временем недалеко от их стойбища произошло извержение вулкана. Огненная лава в один миг покрыла землю, погубив селение, его жителей и все живое вокруг.
Через несколько дней муж и жена вернулись в родное стойбище и глазам своим не поверили. Земля была покрыта толстым слоем остывающей лавы, и ни единой живой души вокруг. Поняли они, какая беда приключилась с их родичами, и стали оплакивать их.
Два дня плакали, кричали от горя, пока не потеряли голоса. За это время земля остыла и почернела. Стала похожа на черемуховую лепешку. А вот камни на берегу Амура все еще были мягкими. Пошли тогда муж с женой вдоль реки и стали рисовать на них пальцами. Они хотели оставить память о своих сородичах, о родном стойбище.
Эти мужчина и женщина оказались единственными уцелевшими после извержения вулкана людьми. От них и пошел потом нанайский род.

(Барабаш Е.В. – зав. подразделения №9 МУК ГЦБ г. Комсомольска-на-Амуре;Дальневосточная государственная научная библиотека «Информационные материалы по библиотечному краеведению»)