УЧРЕЖДЕНИЯ пос. ЦЭС
Школа
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов» от 15 сентября 1956 года Бюро ЦК КПСС и исполком районного Совета депутатов трудящихся постановили: В пос. ЦЭС на базе типового школьного здания на 280 мест, здания типовой столовой на 60 мест открыть 1 сентября 1959 года школу-интернат и довести количество воспитанников до 120 человек. Присвоить школе-интернату звание – Чегдомынская школа-интернат № 5.
Первого сентября 1959 года первый директор школы-интерната Орест Григорьевич Салато встречал своих учеников.
На первом этаже разместились учебные кабинеты, на втором – общежитие.
В январе 1960 года началась закладка фундамента под свое общежитие, весной приступили к благоустройству школьного парка, и каждый год количество посаженных деревьев и кустарников увеличивалось. Сейчас вокруг школы шумит лес.
В 1961 году было построено общежитие. Его первыми жильцами стали учащиеся и учителя чекундинской школы, которых перевели в школу-интернат после наводнения.
В 1963 учебном году отпраздновали первый выпускной вечер.
1 августа 1968 года была введена в эксплуатацию трехэтажная пристройка со школьными мастерскими и спортзалом. Позже построили теплицу, в которой выращивали овощи для школьной столовой, и разбили палисадник с многочисленными ягодными кустарниками. Ученики собирали богатый урожай ягод, из которых готовили на зиму компоты, варенье и многое другое. Организатором и руководителем этих начинаний была Усова Анна Алексеевна, учитель биологии.
На пришкольном участке под руководством Е. В. Кожевниковой, учителя географии, организовали опытно-экспериментальную площадку, где проводили наблюдения за изменением погоды.
В 1996 году на базе школы-интерната № 5 образовались два самостоятельных учебных заведения – МБОУ СОШ № 5 и интернат № 11. В 2000 году интернат получил статус детского дома. В этом же году Чегдомынская неполная средняя школа-интернат была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу № 5 пос. ЦЭС, а в 2011 году получила новый статус – основная общеобразовательная школа (муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края).
На протяжении 55-ти лет учебным заведением руководили: Владимир Михайлович Доровский, Владимир Михайлович Афанасьев, Екатерина Васильевна Кожевникова, Тамара Алексеевна Коржуева, Галина Денисовна Простакова, Лидия Сергеевна Уварова, Олег Иванович Терехов, Ирина Владимировна Касаткина.
Многие годы посвятили воспитанию подрастающего поколения дорогие и уважаемые учителя-ветераны – Александра Васильевна Ужинкина, Екатерина Васильевна Кожевникова, Тамара Алексеевна Коржуева, Августа Митрофановна Сартакова, Альбина Борисовна Середкина, Светлана Николаевна Морозова, Галина Алексеевна Ивченко, Любовь СемёновнаКосточакова, Елена Борисовна Проскурякова и другие.
Сегодня (2014 г) здесь трудится профессиональный и творческий коллектив. Тепло и заботу ученикам начальных классов дарят – Мария Эдуардовна Сердюк и Елена Владимировна Лейченко, Ирина Владимировна Михалева и Светлана Павловна Будина; и неутомимые профессионалы своего дела учителя - предметники – Лидия Ивановна Пермякова, Галина Федоровна Лиханова, Елена Александровна Кучеренко, Эремтай Актаевна Шпак, Владимир Геннадьевич Корпусов, Кристина Александровна Славская, Юлия Александровна Гоголева.
За чистоту, уют, тепло в школе отвечает заведующая хозяйством Ольга Владимировна Пронькина, помогают ей Галина Ивановна Поторочина, Анна Сергеевна Гребельникова, Нина Николаевна Фатеева, Борис Данилович Огурцов, Татьяна Аскольдовна Волчкова и Николай Юрьевич Ермолкин, Зинаида Николаевна Юркина. Обеспечивает учащихся учебниками и прививает любовь к книгам Анна Евгеньевна Добрынская, поддерживает силу и энергию повар Татьяна Станиславовна Ван.
В 2012 году школа получила школьный автобус, и коллектив пополнился водителем-механиком Шалей Николаем Михайловичем.
Бывшие ученики с радостью приводят в школу своих детей и внуков. Они доверяют самое дорогое, а значит, помнят и ценят то, что давали им любимые учителя.
За 55 лет существования школы (в 2014 году школа отметила этот юбилей) свидетельства о восьмилетнем образовании получили 1124 выпускника, аттестат об основном общем образовании – 468 ребят, аттестат о среднем (полном) общем образовании – 160.
(Источник: Головкова, С. 55 – только начало. Вехи истории / С. Головкова // Рабочее слово. – 2014. – 23 октября. – С. 7)
В 1965 г. приехала учителем начальных классов в школу-интернат Седляр (тогда еще Федотова) Анна Ивановна. Вот как она вспоминает школу тех лет:
«Оказалось, что в школу-интернат № 5 нужно только пять воспитателей и учитель пения. А после окончания Хабаровского педучилища в Чегдомын поехало 7 человек. До сих пор, - вспоминает в 2004 г. А. И. Седляр, - в Чегдомыне остались мы вдвоем с Борисовой (Королевой) Л. П., а остальные уехали, отработав кто год, кто два.
Вместе с нами приехали и выпускники Хабаровского пединститута: Гаврилова В. П. (Ковалева В. П.), преподаватель русского языка и литературы и Кузьменко А. Ф., химик-биолог. А оказалось, что жить негде. В поселке было всего пять жилых домов. Выпускниц пединститута и учителя музыки поселили в дом № 3, «учительский дом», как тогда считалось. В том же доме одна квартира служила общежитием для учителей. А нас, выпускников педучилища – в интернат. Бывало, выйдешь – кругом тайга, куда ни глянь. Плакать хотелось. И ревели.
В семь часов утра, независимо от того, надо на работу или нет, все равно просыпались. У детей подъем. Уже не поспишь. И до отбоя, пока дети не угомонятся, покоя нет. Но мы не унывали. Молодые были. Все было здорово! Детей уложим спать, а сами - или на каток, или в клуб. Кинофильмы показывали каждый вечер в 20 часов. В интернате отбой в 22 часа, мы не успевали. И киномеханик Воробьева Анна Григорьевна даже для 3-4 человек показывала фильм.
В то время в СДК «Энергетик» была хорошая художественная самодеятельность. Мы, молодежь, с удовольствием окунулись в общественную жизнь поселка. Много лет я принимала активное участие в художественной самодеятельности. К каждой красной дате календаря своими силами готовили концерты. Участвовали и в районных, и в краевых смотрах. До сих пор храню дипломы с районных смотров художественной самодеятельности.
Мы с Лидией Петровной Борисовой очень сдружились с учителем начальных классов Волковой Екатериной Терентьевной. Ныне ее уже нет с нами. Очень душевная, добра, отзывчивая женщина была. Мы могли в любое время прийти к ней в гости и были приняты, как родные. В тот же первый мой трудовой год в наш коллектив влились еще два педагога, приехавшие с мужьями-энергетиками. Это Силкова Зоя Ивановна и Середкина Альбина Борисовна. Их семьям Ургальская ЦЭС предоставила квартиры. А в следующем учебном году наш учительский коллектив пополнился еще двумя педагогами. Базаревская Нина Михайловна была переведена в школу-интернат № 5 из Новой Умальты после наводнения. Бугасова Галина Александровна приехала по распределению после окончания Николаевского педучилища. Они были уже семейные. И эти две семьи тоже были поселены в интернат. Жили мы там до декабря 1966 года, пока не был построен дом № 6. Семейные получили квартиры, а мы, молодежь, жили в квартирах-общежитиях по 2-3 человека. Со временем кто-то уезжал, а кто-то, выходя замуж, получал квартиру. Дом наш – очень дружный. В 1996 году мы все вместе праздновали 30-летие пребывания на дальневосточной земле.
С большой благодарностью вспоминаю старшего воспитателя Беда Андрея Михайловича. Он очень многому нас научил. Работать я начала воспитателем четвертого класса с учителем Грошевой Надеждой Федоровной и воспитателем Осиповой Клавдией Андреевной, которые тоже всегда были готовы оказать любую помощь.
В то время в пионерской дружине все отряды соревновались за звание лучшего. И наш класс по итогам соревнования в 1965/1966 учебном году занял 1 место и получил право поехать на экскурсию в г. Владивосток. На следующий учебный год учитель Грошева Н. Ф., выпустив своих четвероклассников, взяла 1-й класс, где я была воспитательницей. Отработав 4 года с Надеждой Федоровной , я довела этот выпуск до конца, до июля 1974 года. Хорошие были ребята, добрые, умненькие. Всегда поддерживали порядок в спальнях, хотя это было нелегко. В спальне около 20 солдатских кроватей, в узеньких проходах стояли солдатские тумбочки. Заправляя кровати, следили, чтобы был «уголок», чтобы было все красиво и аккуратно. А медики проверяли пыль на кроватях ваткой. Каждый день недели был расписан: то тихое чтение, то урок культуры, то занимательные часы по предметам, то ленинские чтения, то хозяйственный день, когда приводили в порядок школьную форму, то банный день. Мероприятия проводили в классе во второй половине дня. Пообедав, воспитанники торопились в школу, чтобы не опоздать на мероприятие. И не только наши воспитанники, домашние тоже прибегали.
А как много раньше дети читали! Если кого-то после отбоя нет в спальне, можно было спокойно найти его в туалете, где он читал. К сожалению, сегодня у детей нет желания читать ни учебную, ни художественную литературу.
По осени мы любили ходить в лес. Радовались последним теплым денькам, наблюдали за изменениями в природе, ели ягоды брусники, клюквы, голубики. А если грибов наберем, повара никогда не отказывались сделать нам «жареху». По воскресным дням, когда в интернате оставалось меньше воспитанников, на ужин часто готовили пельмени или вареники. Девочки с удовольствием помогали их лепить. Я и сама научилась красиво защипывать вареники именно в такие дни. А какие чудесные пирожки пекла нам повар Марья Ивановна Мирошниченко! Большущие, вкуснющие!. Замечательно готовили Мария Васильевна Пермякова и Надежда Власовна Соколова.
Когда мы жили в интернате, обеды брали в столовой на дом. А у мальчишек наших был на речке свой шалаш, там мы нередко собирались и кушали на свежем воздухе.
С некоторыми из своих воспитанников переписываюсь до сих пор. Дочь Ларисы Лазаревой Марина называет меня своей бабушкой. Да и на самом деле, я уже бабушка. А приехала сюда работать 18-летней девчонкой. Отработав 10 лет, уходила на Ургальскую ЦЭС, но потом снова вернулась в школу учителем вспомогательного класса.
В 1999 году, после очередного выпуска, новый класс не набрался. Мне предложили поработать библиотекарем, и я стала библиотекарем. Приходилось замещать и учителей русского языка и литературы, и математики, и истории, и начальных классов. Раньше у нас в школе не было «свободных уроков». Если заболел учитель, на замену ставили воспитателей.
Уже в зрелом возрасте окончила заочно Хабаровский пединститут.
Очень рада, что мне посчастливилось встретить в самом начале трудового пути таких прекрасных людей, замечательных педагогов, как Гульченко Эрна Адольфовна, Грошева Надежда Федоровна, Волкова Екатерина Терентьевна, Бугасова Галина Александровна, Ужинкина Александра Васильевна, Силкова Зоя Ивановна, Аксенова Валентина Викторовна, Щукина Людмила Андреевна, Пойманова Лидия Андреевн, Коржуева Тамара Алексеевна, Стецюк Наталья Юрьевна, и работать под руководством чутких, добрых, отзывчивых, требовательных и в то же время справедливых, знающих свое дело директоров и завучей: Салато Ореста Григорьевича, Афанасьева Владимира Михайловича, Федотовой Ольги Владимировны, Кожевниковой Екатерины Васильевны, Ковалевой Валентины Петровны».
(Источник: Седляр, А. И. А годы летят… /А. И. Седляр //Рабочее слово. – 2004. – 5 июня.)
О своих коллегах в 2010 г. пишут педагоги школы М. З. Сердюк и Е. В. Лейченко на страницах газеты «Рабочее слово»:
«Любимый вопрос учителя начальных классов Елены Алексеевны Ивченко – почему? Дети воспринимают урок как игру, а на самом деле они учатся размышлять, рассуждать, доказывать. Творчески с энтузиазмом относится педагог к своей работе. За добросовестный труд и достижения в области образования и воспитания подрастающего поколения Галина Алексеевна была отмечена нагрудным знаком министерства образования РФ «Почетный работник общего образования РФ».
Более 25 лет «сеет разумное, доброе, вечное» Елена Владимировна Лейченко. Уроки и внеклассные мероприятия она проводит увлекательно, стараясь пробудить в ученике любознательность, желание узнавать как можно больше интересного.
Хорошо понимает внутренний мир ребенка Мария Эдуардовна Сердюк. У нее множество приемов и методике общения с детьми. Один из них – похвала за большие и малые успехи. М. Э. Сердюк более 10 лет является руководителем методического объединения учителей начальных классов.
Ведущий принцип обучения одного из самых молодых педагогов нашей школы Татьяны Александровны Муравьевой – развитие детей. Пословицы, поговорки, скороговорки помогают ей проводить эстетические беседы, пополняют словарный запас учащихся, развивают память.
Быть влюбленным в свое дело - сегодня звучит несколько необычно, но свое призвание в педагогике нашли Александра Васильевна Ужинкина, Надежда Федоровна Грошева, Галина Валентиновна Ермакова, Людмила Александровна Май, Светлана Андреевна Пудова, Галина Федоровна Лиханова.
В нашей памяти навсегда останутся замечательные талантливые педагоги нашей школы – Волкова Екатерина Терентьевна, Базаревская Нина Михайловна, Бугасова Галина Александровна.
Школьные науки существуют давно, но учителю постоянно приходится их открывать перед каждым новым классом, каждым учеником, быть оптимистом, верить в свою педагогику, в преобразующую силу воспитания.
(Источник: Сердюк, М. Э. Смысл учительской жизни – ученики! /М. Э. Сердюк, Е. В. Лейченко // Рабочее слово. – 2009. – 24 октября. – С. 3)
«Я горжусь тем, что учусь в школе № 5, - пишет Владлена Чубарова, ученица 8 класса. – В ней учились мой брат, мама, тетя и даже бабушка. Они всегда рассказывают о школе с любовью и только –хорошее.
Первой учительницей мамы была Людмила Александровна Май. Эти строки о Людмиле Александровне: «Вы нас учили писать красиво, решать задачи, как себя вести. И всегда спокойно, чутко, терпеливо Вы к каждому ученику подход могли найти». Мама вспоминает: «Молодая, красивая Людмила Александровна сразу же завладела сердцами своих учеников. Мы очень любили ее и восхищались ею, старались во всем быть похожими.
У Людмилы Александровны был очень красивый почерк, и в школе она писала только наливными ручками. На День учителя, вместо традиционных подарков-поделок и цветов, мы дарили ей тушь для заправки ручки. А однажды, чтобы порадовать любимого преподавателя, я подарила ей «Майский чай». Мои родители очень смеялись, узнав об этом. Они до сих пор вспоминают этот случай».
Моя мама рассказывала об учителе физической культуры – Анатолии Петровиче Пермякове. У нас дома висят медали, завоеванные на районных соревнованиях по волейболу, баскетболу, спортивному ориентированию. Анатолий Петрович был прекрасным учителем, каких мало, и хорошим человеком. Жаль, что его нет с ними.
Бабушка добрыми словами вспоминает Лидию Ивановну Пермякову, учителя математики. Я тоже ее люблю, она добрый, искренний человек, который старается всегда прийти на помощь. Мы понимаем, ей бывает непросто «вложить» в наши головы сложные теоремы и тождества, но она всегда находит оригинальный способ, чтобы превратить любой урок в творческий процесс.
Историю у бабушки вела Альбина Борисовна Середкина. Бабушка говорит, что это учитель от Бога, каждый урок ее был интереснее другого. Кстати, это подтверждает и мама, которая несколько лет училась у Альбины Борисовны, пока та не ушла на заслуженный отдых. Много интересных воспоминаний в семье связано с уроками английского языка, который и сегодня преподает Нина Александровна Шпак.
Есть любимые учителя и у меня. Среди них Галина Федоровна Лиханова, которая стала нашим учителем литературы и русского языка, а по совместительству классным руководителем. Ее уроки всегда проходят на «одном дыхании». Моя мама говорит, что в ее школьные годы так же и русский и литературу знали все ученики Галины Федоровны, благодаря ее доброте и требовательности.
С Еленой Александровной Кучеренко мы увлеченно изучаем историю и обществоведение, посещаем факультатив по истории Дальнего Востока.
Много хороших слов можно сказать о многих учителях, которые «сеют разумное, доброе, вечное». Это Елена Александровна Кучеренко, Кристина Александровна Славская, Владимир Геннадьевич Корпусов, Ирина Владимировна Михалева и другие. И конечно, молодой, заботливый, грамотный директор – Светлана Валентиновна Головкина.»
(источник: Чубарова, В. 55 – только начало… Учителями славится школа № 5. /В. Чубарова // Рабочее слово. – 2014. – 30 октября. – С.7)
Детский сад
В 1960 году ясли разместились в доме № 1, в трехкомнатной квартире № 7. Здесь и спальня, и игровая, и кухня. Участок, где дети могли играть находился на территории выстроенного дома № 13 т.е. напротив дома № 1. Заведующей яслями работала Куликова А.
Нянечками работали Кравченко В. Н., Земнухина М., завхозом работала Сидорова А. Н. Медицинской сестрой работала Деева К. И. – она одна из первых, кто работал в детских яслях. Дети находились в яслях до 3-х лет. Но поселок рос, детей становилось больше и администрация ЦЭС приняла решение открыть еще одну группу. Для этого была представлена еще одна 2-х комнатная квартира № 8 в этом же доме. А в 1970 году стали готовить под ясли–сад помещение, где находилась столовая и клуб поселка. Сделали перепланировку здания и в 1974 году были приняты еще 25 ребятишек.
С 1970 года по 1991 год заведующим детским садом работала Силкова З. И., которая умело руководила педагогическим коллективом этого учреждения. Память хранит имена таких воспитателей, как Герцен В. М., Колесова Р. М., ЛосеваЕ. М., Пахомова Р. Д.
С 1992 года, детский садик возглавляла Дуплищева Т. А.; воспитатели – Белогубец Н. В., Дмитриева Н. Г., Литвинцева Л. Т., Рябова О. А. В детском садике две группы, но в каждой по три возраста детей. 1-я группа с 2,5 до 4 лет, 2-я группа с 4 до 7 лет.
Фельдшерский здравпункт
Фельдшерский здравпункт был организован в апреле 1959 году. Находился он в жилом доме № 1 кв. 3.
«Две комнаты занимала я с семьей, а в большой комнате был медпункт», - вспоминает Деева К. И. Население поселка вместе с детьми было около 400 человек. В 1961 году, медпункт перевели в здание столовой. Там разместился клуб, библиотека, медпункт и проживало несколько семей.
В 1971 году переехал медпункт в новое здание, т.е. туда, где находится и сейчас. К. И. Деева работала фельдшером поселка до 1974 года. В начале 2000-тысячных гг.возглавляет медпункт врач Орлова Т. В., детская медсестра Мельник Г., фельдшер Деваева Е. Г.
В 2003 году фельдшерский пункт перевели в дом № 12.
Столовая
Здание столовой – это нынешнее здание детского садика.
Библиотека.
Библиотека п. ЦЭС открыта была в 1959 году. Сначала находилась она в здании столовой (нынешнее здание детского сада). Затем в здании пожарного депо около ЦЭС, на первом этаже справа. С самого начала библиотеку возглавила Бычкова С. Н. Затем библиотека была переведена во вновь построенное здание, бывший гараж ЦЭС. Вначале там работала Маслова Р. М. Затем Тейтельбаум Н. А. Фонд библиотеки насчитывал 12 200 книг. Книги распределены по отделам: детская литература, русская поэзия, естественные науки, историческая, краеведческая и т.д. В 2003 году библиотеку перевели в дом № 12.
Отделение связи.
Отделение связи в поселке энергетиков с 1959 г. возглавила Нина Андреевна Макарова: «Работы сначала было много, так как на территории поселка было пять домов, но и они не все были заселены. Но поселок рос, работы прибавилось, особенно было много, когда на территории поселка находились воинские части», - вспоминает Нина Андреевна. Вместе с ней в связи работала Анна Ефремовна Слепакова, Зацепина Л. В. В 1976 г. Нина Андреевна ушла на заслуженный отдых.Отделение связи возглавила Лукьянова В., затем Константинова Алла Ильинична. В начале 2000 – х гг. отделение связи возглавляет Стрелкова Виолетта Николаевна, Попова Н. – оператор, - почтальон. Работа их самая разнообразная – это и прием и отправка посылок, ценных писем, бандеролей, переводов, выплата пенсий, оформление пенсий, оформление подписки на газеты и журналы, доставка корреспонденции.
Отделение связи находится в доме № 2, в квартире № 4, оборудованной под отделение связи. Телеграф был размещен здесь же, во главе Эккерт Светланы Владимировны – она оформляла переговоры, прием, отправку и доставку телеграмм.
В 1997 году телеграф был переведен в дом № 7 и в 2006 году закрыт.
Литература:
Головкова, С. 55 – только начало. Вехи истории / С. Головкова // Рабочее слово. – 2014. – 23 октября. – С. 7)
Седляр, А. И. А годы летят… /А. И. Седляр //Рабочее слово. – 2004. – 5 июня.)
Сердюк, М. Э. Смысл учительской жизни – ученики! /М. Э. Сердюк, Е. В. Лейченко // Рабочее слово. – 2009. – 24 октября. – С. 3)
Тейтельбаум, Н. Отчет о работе библиотеки-филиала № 9, п. ЦЭС за 2007 г. к 80-летию Верхнебуреинского района /Н. Тейтельбаум, зав. библиотекой п. ЦЭС // материал инновационно-методического сектора ЦБ п. Чегдомын
Чубарова, В. 55 – только начало… Учителями славится школа № 5. /В. Чубарова // Рабочее слово. – 2014. – 30 октября. – С.7)