Воскресенье, 29.12.2024, 01:53
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

История развития народного образования района связана с освоением Дальнего Востока. В нашем районе первая школа появилась в 1900 г., когда миллионер-золотопромышленник Жирков Афанасий Никитович открыл в своем имении Чанхой (неподалеку от прииска Софийск) школу для туземного населения, а в 1903 г. перевел ее в п. Чекунда (первоначально – эвенкийское стойбище). Это было связано с удобным экономическим положением села.
Две классные комнаты на 30 человек, кухня, столовая, спальня – вот что собой представляла в то время школа. Старожилы до сих пор помнят имя первой учительницы – Сокульская Анна Александровна ( работала до 1904 г.)
С 1908 по 1911 гг. школа, по причине разорения Жиркова и отсутствия учителя, не работала и была передана Министерству просвещения Российской империи.  До 1917 г. сведений о работе школы пока не найдено.  Известно, что в 1917-1919 гг. в этой школе работала Слободникова Анна Георгиевна, племянница Сокульской. В годы гражданской войны школа не работала. Вновь она открылась только в 1921 г.
В 1926 г. в школе обучалось 11 русских учеников и 26 туземцев.  В эти и последующие  годы интенсивно развивалось хозяйство, росло русскоязычное население, и к 1927 г. Чекунда была единственным крупным поселком района с оседлым образом жизни населения. Она и стала первым районным центром. В 1932 г. возникает необходимость преобразования начальной школы в неполно-среднюю, в 1939 г. – в среднюю. В предвоенные годы Чекундинская школа была одной из крупных школ района.
Первый свой выпуск из 10 классов  школа сделала в 1942 г. Он был необычным: по приказу районо юноши сдавали экзамены с 4-го марта, а в апреле вместе с директором школы Шишкиным Иваном Сергеевичем добровольно ушли на фронт.
В статусе «средняя» школа просуществовала до 1945 г. и 1946 г.  была преобразована в семилетнюю.
В феврале 1949 года было принято решение Верхнебуреинского исполкома райсовета открыть в Чекунде детский дом для воспитания детей, оставшихся без родителей во время войны и после нее. Почему же детский дом открыли именно в Чекунде? Потому что здесь были пустовавшие здания после перевода райцентра. В детдом поступали дети из детоприемника-распределителя НКВД г, Хабаровска, фактически из всех районов края, также из нашего района. Детдом был в подчинении Хабаровского крайоно, финансирование и наблюдение за его работой возлагалось на районо. Просуществовал детский дом 5 лет, до июля 1954 года. Он выполнил свою задачу. Все пять лет, вплоть до закрытия, детдом возглавлял Афанасий Тимофеевич Доровский, талантливый педагог. С большим увлечением вспоминают его до сих пор чекундинцы как человека удивительной душевной красоты.
Он оставил личные воспоминания о годах работы в детском доме, о своих первых учениках. (ЧИТАЙТЕ: П. Т. Доровский «Чекундинский детдом. 1949-1954 гг.)
 Еще 40 лет при школе работал интернат для детей народов Севера. В нем проживали дети из Аланапа, Могды, Усть-Нимана и других поселков района.
Дети интерната и все учащиеся школы дружно трудились в подсобном хозяйстве, позволявшем школе ежегодно получать 15 тонн картофеля, 2 тонны капусты и 750 кг мяса. На опытном участке по заданию Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства школьник ставили интереснейшие опыты. В 1957 году школа удостоена чести быть участником ВДНХ.
Директором школы в послевоенный период  (1950-1959 гг.) был Семенов.В., а в период с 1956 по 1961 г работал и Афанасий Тимофеевич Доровский. В семилетней школе работали: Беда Г.А. (учитель русского языка), Беда А.М. (история, труд), Лешкова А.М. (биология), Богатырева И.И. ( математика).
 В 1961 г. семилетнюю школу закрыли в связи с большим наводнением. С этого года в Чекунде осталась только начальная школа, в которой работали всего три учителя: Федорова Н.В., Грошева Н.Ф., Галкина А.В. Надежда Федоровна Грошева приехала в село в 1947 г. дети и внуки ее первых учеников по сей день живут в Чекунде. В 1950 г. преподавала в школе Галина Александровна Беда. Позже эти учителя работали в школе п. ЦЭС.
В Чекундинской школе начинала свою трудовую деятельность Клавдия Викторовна Семенова, продолжив работу методистом районного отдела образования п.Чегдомын.
Молоденькой девушкой в 1950 г. с Кубани после окончания Кропоткинского педучилища приехала Татьяна Матвеевна Кузнецова. Кроме русского языка и литературы ей пришлось преподавать и физкультуру. Она часто делилась своими впечатлениями об этих уроках, рассказывала, как катались на лыжах с высокого склона Буреи, рассказывала о своих учениках, жителях поселка.
В 1975 г. из-за сильного наводнения Чекундинская школа была закрыта, а дети стали учиться в отстроенной 8-летней школе на станции Эльга, куда учеников доставляли автобусом.
Рос поселок, прибывали новые ученики, тесно становилось в классах. Ветшало старое здание восьмилетки. И в Чекунде начинает строиться просторная, современная двухэтажная школа. И вот в сентябре 1991 г. трель первого звонка позвала ребят за парты. Школа теперь красива и уютна.
В 2003 году Чекундинская средняя школа отметила свой 100-летний юбилей.
Юбилей школы собрал много гостей. Среди них были первые педагоги школы, ее ученики. Бывший ученик школы Филипп Семенович Синюшкин передал в дар школьному музею свой аттестат за 8-й класс, полученный в 1941 г. Преобладающие оценки в аттестате – «отлично». Филипп Семенович был в числе лучших «математиков» школы. За это он благодарен своему учителю, выпускнику Ленинградского пединститута А. А. Базаеву, который привил любовь к этому предмету. Полученные знания помогли Ф.С. Синюшкину в дальнейшем закончить горный техникум и работать на шахте горным мастером, заместителем начальника участка.
(ЧИТАЙТЕ: Зацемирная, Г. Страницы истории  /Г. Зацемирная  // Рабочее слово. – 2003. – 17 мая. – С. 4)


Родная школа
Под воздушным легким покрывалом
С шумом катит воды Бурея,
И с улыбкой усыпает золотом
Школьный двор осенняя листва.
Радует природу несказанно,
Что (подумать только!) сотню лет
Школа дарит детям неустанно
Ласку и любовь, тепло и свет!
Хорошо в стенах родных, но манит
Юных даль, заманчиво мила.
А в разлуке почему-то тянет
Снова сесть за парту у окна.
Тихо посидеть, подумать, вспомнить,
В памяти былое воскресить…
Жаль, что ничего не повторится,
Сказку детства вновь не пережить.

(Р. Каргина, бывший директор Чекундинской школы).

 

В 2015 г. школе присвоено имя Героя Советского Союза Захарова В. Н., уроженца этого села.

 

 

 

Ремонт школы: хоздвор и конюшня

 

 

 

 

Созревает урожай на пришкольном участке, 1960 г

 

 

 

 

 

 

Школа№1, бывшее помещение Верхнебур.райисполкома.Вид со стороны опытного участка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа №1. Вид с улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа№1.Вид от реки.Берег подошёл близко к школе после наводнения 1951г

 

 

 

 

 

 

 

 

Чекундинская гидрологическая станция образовалась 1 августа 1933 г. первым ее начальником был Суслов Александр Деомидович. 1 июня 1978 г. станцию в связи с переносом на новое место тоже перенесли. Ее начальником стал Федюк Богдан Дмитриевич.
Посты станции расположены в следующих местах:
1.  р. Бурея – ст. Усмань
2.  р. Бурея – ст. Усть-Умальта
3.  р. Бурея – с. Усть-Ниман
4.  р. Бурея – ст. Сектагль
5.  р. Ниман – пост в 12 км от устья
6.  р.  Чегдомын – пос. Чегдомын
7.  р. Ургал – пос. Ургал
8.  р. Дубликан – 4 км от устья
9.  р. Ягдынья
10. р. Туюн – пос. Воспорухан
11. р. Туюн – 3 км от устья
12. р. Тырма – железнодорожный мост
13. р. Сутыр – ст. Малинник
14. р. Яурин – пос. Таланжа
15. р. Яурин -  разъезд Аланап
16. р. Амгунь – ст. Урумка

Старший технолог Усова А. В. (2001 г.)  - одна из работников, которая начала работать на станции после ее освоения на новом месте. Она приехала в Чекунду по собственному желанию после окончания техникума. Начала работать на станции учеником и вскоре получила специальность.

 

 

 

 

Коллектив метеостанции п.Чекунда, 1947 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метеостанция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сектагли метеостанция