Воскресенье, 29.12.2024, 01:36
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Могды: рассвет и закат
История исчезнувшего села

 

Предполагается, что появление первых тунгусских племен в верховьях Буреи относится к XIV веку. В то время эвенки вели кочевой образ жизни, занимались охотой, рыболовством, оленеводством.
По данным Амгунь-Селемджинской экспедиции Академии наук 1931 года, 82,1% денежного дохода население получало от охоты; 13,3% - от извоза; 2,4% - от службы; 1,7 - от прочих видов доходов.
Жили большими родами и домами. На территории района кочевали эвенки шести родов - бута, лалагир, эдэн, бэтунг, менгэл и колил.
В 1948 г. в состав Верхнебуреинского района входили три поселковых Совета и шесть сельских - Ниманский, Усть-Ниманский, Чекундинский, Чеугдинский, Тырминский, и Амгуньский с населенными пунктами: Могды, Баджал, Дуссе-Алинь.
Решением Хабаровского крайисполкома от 8 декабря 1966 г. Амгуньский сельский Совет переименован в Могдинский - с центром с.Могды.
Председателями Амгуньского, а затем Могдинского сельского Совета были П.К. Семенова (1945г.), Г.Ф. Никифоров (1948г.), К.Е. Лованов (1956г., 1960г.), И.П. Мудрук (1957- 1959гг.), Г.В. Курдюмов (1962г.), В.К. Семенов (1963г.), В.М. Михайлов (1964г.), А.П. Толоконникова (1965-1966г.).
Долгое время деятельностью колхоза «Негу Геван» руководил его председатель- Юрий Платунов.

 

Здесь когда-то жили люди, работали, строили планы на будущее, а сейчас ни одной души, ни одного целого дома - одни развалины...
У каждого исчезнувшего поселения своя судьба. Но судьба каждого из них, даже очень маленького и незаметного на карте огромной страны, является частью нашей истории и наша задача - знать историю своей Родины, понимать ее и бережно относиться к ней и памяти поколений.
В полукольце Буреинского и Баджальского хребтов, там, где горные реки Аякит и Сулук сливаются с быстрой и многоводной Амгунью, когда-то были земли охотничье-промысловой артели/ колхоза «Негу Геван», что в переводе с эвенкийского означает «Рассвет Севера» (по другим данным - «Восход зари»).
В феврале-марте 1882 года стойбища на реке Амгунь посетил миссионер Прокопий Лавров, священник Удской Спасо-Николаевской церкви, который исповедовал эвенков и удостоил Святых тайн. Вот тогда-то, с принятием православия, там появились русские фамилии: Дьячковские, Еремеевы, Семеновы, Поротовы, Арсеновы, Афанасьевы, Петровы, Сафроновы, Диодоровы.
В 1928 году в Амгуньскую тайгу приехал красноармеец Василий Филиппов, который собрал кочевников и предложил создать колхоз. Ему дали название - «Негу Геван». Село, которое начали строить в месте впадения реки Могда в реку Амгунь получило название по имени реки.
Так на карте Верхнебуреинского туземного района появилось новое поселение - Могды (слово эвенкийское, означает «деревянная трубка»).
Всего в районе к началу 30-х годов было коллективизировано 129-ть хозяйств и образовано пять колхозов: «Путь Ленина» в селе Усть-Ниман, «Северная заря» (им. Колесова) в селе Ниманчик, «Красный охотник» - село Чекунда, «Негу Геван», Аланап («Перевал к счастливой жизни»).
Оленеводство, как отрасль, не требующая специального производства кормов или их завоза, сыграло огромную роль в покрытии дефицита населения района в мясе.
Кроме того, олени использовались для транспортировки грузов изыскательских и инженерно-геологических партий.
От них получали шкуру хорошего качества. Могдинские рукодельницы изготавливали из  них унты, тапочки, рукавицы и украшали их кусочками кожи, 6исером, национальными эвенкийскими узорами.
По данным Амурской землеустроительной экспедиции 1937- 39 годов, в колхозе «Негу Геван» было от 37 до 59 оленей.
В послевоенное время оленье стадо увеличилось до 660 голов.
На колхоз «Негу Геван» приходилось 10 950 квадратных километров охотничьих угодий.
В 1937 году там насчитывалось 28 охотников, в распоряжении которых были нарезные и дробовые ружья. Использовались капканы и петли.
Основными объектами охотничьего промысла были белка, бурундук, горностай, колонок, лисица, выдра, солонгой, волк, медведь, рысь, барсук, росомаха, харза.
Охотились и на копытных - лосей, согжоев (диких оленей), изюбрей, диких коз и кабаргу.
Кроме того, занимались отловом живых соболей для племенных рассадников, в целях его расселения по стране.
Сотни тысяч рублей дохода получали охотники от поимки этого зверя живьем. Если в 1951 году из 153 тысяч рублей общего дохода колхоз получил от охотничьего промысла 34 тысячи рублей, то в 1955 году из 387 тысяч - 281.
За зиму 1955/56 года охотники «Негу Геван» поймали и сдали 151-го живого соболя, зимой 1956-57 гг.- 210.
Этот вид промысла являлся самым доходным. Живой соболь стоил в те годы до 2 500 рублей, a его шкурка - 1 650 рублей (сейчас стоимость соболиной шкурки составляет 7-8 тысяч рублей и выше).
Каждый охотник проводил на промысле до 3,5 месяцев, в основном, зимой.
В теплое время уходили в тайгу на строительство зимовий, для установки ловушек, занимались сельскохозяйственными работами, заготавливали корма для животных.
В 1938 году в колхозе было 12 лошадей, 34 головы крупного рогатого скота.

Могдинские колхозники активно занимались рыболовством. В реках Аякит, Амгунь, Баджал, Сулук водился хариус, ленки, таймени, летом приходила на нерест кета.
Готовясь к очередному лову, колхозники ремонтировали неводы, засольные чаны, лодки-долбленки.
В 1951 году колхоз от продажи рыбы выручил 104 174 рубля.
Крупный доход колхозному хозяйству давала звероводческая ферма, заведующей которой была Тамара Ивановна Платунова. На ферме разводили черно-бурых лис и кроликов. Благодаря стараниям работниц фермы с каждым годом увеличивалось поголовье животных, дававших ценный мех (черно-бурые лисы) и диетическое мясо.
К концу 30-х годов, из-за прибывшего в район промышленного населения, в национальных промыслово-оленеводческих колхозах поднялся спрос на продукты сельского хозяйства. Поэтому в «Негу Геван» начали появляться поля, засеянные картофелем, капустой, огурцами, зерновыми культурами.
Перед войной в селе было построено более 50-ти жилых домов, открыты баня, магазин, столовая, почта-телеграф Амурлага, клуб, больница.
Детей учили в школе-интернате в с. Чекунда, а затем - в районном поселке Усть-Ургал.
С появлением Амурской изыскательской экспедиции БАМ- проект НКВД, колхоз выделял ездовых оленей с пастухами, проводников и гребцов на лодки по Амгуни и протокам.
В 1946 году в селе открылась первая на Восточном БАМе начальная национальная школа. Её первым директором была Антонина Григорьевна Лиханова.
После окончания начальной школы дети продолжали обучение в школе-интернате п. Средний Ургал.
В 1952 году в селе Могды открылись детские ясли - было выполнено решение общего собрания членов колхоза.
Медицинскую помощь можно было получить в фельдшерско- акушерском пункте, где работала Т.Г. Гончарова, приехавшая в далекое национальное село из Воронежской области.
Единственным местом культурного отдыха могдинцев был клуб. Здесь работал драматический кружок, участниками которого в 1957 году было поставлено четыре спектакля.
Хорошими артистами были Тамара Афанасьева, Лидия Витюк, Денис Поликарпов. Событием огромной важности для селян было прибытие из райцентра машины, которая раз в месяц привозила бобины с кинофильмами.
Обычно после кинопоказа могдинцы не расходились по домам – пока одни бурно обсуждали приключения Максима Перепелицы, другие расставляли по периметру клуба лавки, вытаскивали патефон и пластинки – готовились к танцам.
Летними вечерами дети и молодежь собирались в центре поселка поиграть в волейбол, лапту...
До райцентра и обратно добирались пешком, на лошадях или оленях. Позже можно было доехать и на грузовых машинах, которые доставляли в село продукты питания, товары повседневного спроса, коробки с кинофильмами, медикаменты. Назад машины везли колхозную продукцию.
С конца 50-х годов рентабельность колхоза стала снижаться.
Летом 1959 году Амгунь и ее протоки вышли из берегов, под водой оказалась звероферма. Все животные погибли. Ущерб колхозу был нанесен колоссальный. Восстановить поголовье животных не удалось.
Постепенно стало уменьшаться поголовье оленьего стада.
В марте 1961 года в четырёх колхозах района - «Негу Геван», «Путь Ленина», «Красный охотник», «Северная заря» прошли общие собрания с повесткой дня - «О переходе во вновь образуемый «Коопзверпромхоз» (на Среднем Ургале).
Решением Хабаровского крайисполкома от 11 января 1967г. №16 Могдинский сельский Совет был упразднен, а его территория передана в административное подчинение Среднеургальскому поселковому Совету.
Так была решена судьба села Могды и его жителей, которых вывезли вертолетами в Умальту и Шахтинск. Часть могдинцев перебралась в п.Чегдомын, часть осела в поселках по линии Байкало-Амурской магистрали - на станциях Герби, Сулук, Этыркэн, Новый Ургал.
Сейчас на месте села Могды остались только заросшие травой фундаменты строений да несколько полуразрушенных домов, в которых останавливаются охотники и рыбаки из окрестных поселков.
Название бывшего населенного пункта Верхнебуреинского района носит полустанок на железнодорожной ветке «Комсомольск-на-Амуре-Тында».
И жива память о Могды в воспоминаниях его старейших жителей, их детей, которые там родились. И только внуки и правнуки могдинцев не понимают, почему при упоминании слова «Могды» на глазах дедушек и бабушек наворачиваются слезы...
Время безжалостно стирает селения не только с карты, но и из наших воспоминаний. И только сердце просит сохранить память о нашем прошлом, сделать её сильнее времени. Мы и сами есть до тех пор, пока о нас помнят...

Полина Афанасьева, МБОУ СОШ №10, руководитель Клавдия Викторовна Семёнова

P.S. В работе представлены результаты изучения архивных документов межпоселенческого Чегдомынского краеведческого музея, архива Верхнебуреинского района, статьи газет «Горняк Севера» и «Рабочее слово», литературных источников, воспоминаний жителей села Могды, свидетельствующие об истории небольшого поселения, которое когда-то находилось на территории Верхнебуреинского района.
Поисковая работа продолжается.

Источник:
Могды: рассвет и закат. История исчезнувшего села // Рабочее слово. – 2017. – 19 января. – с.7.