В отрогах малого Хингана ч.4
Строительные работы на Ургальском направлении БАМа и сооружение Дуссе-Алиньского тоннеля были возобновлены в 1952г., но в конце апреля 1953г. Нижне-Амурское строительство восточного БАМа решением Совета Министров СССР от 22 апреля 1953г. было передано Министерству путей сообщения, которое через месяц добилось разрешения правительства о прекращении строительства БАМа и консервации участка Дуки - Ургал, а также Дуссе-Алиньского тоннеля. К моменту третьей консервации был выполнен большой объем строительных работ по сооружению железнодорожной линии Комсомольск - Дуки. На западном участке от ст. Ургал земляное полотно имело полную степень готовности. Были построены почти все искусственные сооружения на первых 73 км, включая перевальный Дуссе-Алиньский однопутный тоннель длиной 1807 м. Дальше на восток до разъезда Абаха была отсыпана насыпь длиной 9249 м, возведены опоры большого моста через р. Амгунь на 178 км.
Между разъездами Джеломи и Эанга частично были выполнены объемы по сооружению Амгуньских откосов-прижимов, отсыпано земляное полотно на протяжении 11 км, а также 6 км насыпи между разъездами Эанга и Баладжак.
На 40-километровом участке от ст. Амгунь до ст. Эбгун был также выполнен большой объем работ по возведению земляного полотна и мостовых опор через реки Большой Эбкан, Эбкан, Ясину, Сонах, Талакан, Джаликан, Гокан. На 15-километровом перегоне ст. Эбгун - разъезд Вели было отсыпано земляное полотно, закончено возведение искусственных сооружений, уложены железнодорожные пути и открыто временное рабочее движение поездов.
Всего на участке от ст. Ургал до разъезда Вели было возведено земляное полотно (более 3500 тыс. куб. м) построено 17 малых мостов, 53 водопропускных трубы, закончено строительство опор для 17 средних и больших мостов. Отсыпаны станционные пути, построены искусственные и инженерно-гражданские сооружения на ст. Ургал, разъездах Чемчуко и Мугуле, ст. Трук, разъезде Мукунго, ст. Солони, разъезде Нальди, ст. Дуссе-Алинь, разъездах Абаха и Сонах, ст. Эбгун и разъезде Вели. На станции Эбгун был построен пункт водоснабжения паровозов. Построено 253,4 км временной притрассовой автодороги, 305 км воздушной линии связи. На участке от разъезда Вели до ст. Комсомольск 205-километровый железнодорожный путь большей частью был уложен по постоянной трассе и только на трех участках с сосредоточенными объемами работ (Комсомольск, Силинка - Циркуль, Хурмули), в целях ускорения открытия рабочего движения поездов линия была уложена на долговременных обходах Всего на этой трассе было возведено 9 766 тыс. куб. м земляного полотна, построено 66 малых, 3 средних и 4 больших моста через реки Амгунь. Харпнчан, Горин, Силинку, сооружено 62 водопропускных трубы и 11 дренажных насыпей. Были частично выполнены работы по развитию раздельных пунктов первой очереди: ст. Комсомольск-2, разъездов Ургаль- ский и Силинка, ст. Хальгасо, разъездов Лиан и Холони, ст. Хурмули. разъездов Мавринский и Пиль, ст. Горин, разъездов Харпичан и Катама. ст. Эворон, разъездов Абкан, Мони, Дидон, ст. Болен, разъездов Дуки и Вели.
На протяжении всей железнодорожной трассы от Комсомольска до Ургала был построено 101 временных строительных городков. На участке Ургал - Вели временная воздушная линия связи была проложена из 4-6 проводов, на участке Вели - Комсомольск - из 12 проводов. Сооружена временная автогужевая дорога протяженностью 453,4 км, кроме отрезка длиной 50 км в районе Талиджакской впадины. Здесь с октября по апрель действовал автозимник. На линии были построены постоянные пункты поездного водоснабжения: на станциях Болен, Эворон, Горин, Хальгасо из подземных источников и на ст. Хурмули - из открытого источника.
На всей стройке были созданы удовлетворительные условия для того, чтобы к концу 1953г. закончить укладку пути, открыть рабочее движение поездов, а к 7 ноября 1955г. сдать в постоянную эксплуатацию железнодорожную пинию Комсомольск - Ургал.
Авторы проекта железнодорожной линии Ургал-Комсомольск, 1948г. Слева направо в первом ряду: В.В. Якубович, Я.А. Олейников, Н.И. Маккавеев, А.А. Фарафонтьев, А.А. Апросян, Е.А. Опанасенко; во втором ряду: М.А. Соколов, А.П. Карпышев, С.А. Эгдешман, С.А. Ефимов, К. К. Корчагин, Ф.М.Аксельрод, М.Л.Рубишов, И.Я. Вайнштейн.
Слева направо: Н.Д. Михеев, К.С. Поляков
ИСТОЧНИК: Зуев, В.Ф. Изыскатели и строители восточного БАМа/ В.Ф. Зуев.-Комсомольск-на-Амуре, 2012.-154с.