Среда, 24.04.2024, 23:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

В отрогах малого Хингана ч.3

ИЗЫСКАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ВОСТОЧНОГО УЧАСТКА БАМА В 1945-1953Г.Г.


В соответствии с постановлениями ГКО № 9936с от 30 августа 1945г. и СНК СССР № 2419-644сс от 21 сентября 1945г. изыскания, проектирование и строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали было вновь возложено на ГУЛЖДС НКВД СССР.
Строительство предполагалось осуществить в две очереди. К первой очереди было отнесено строительство следующих железнодорожных линий, общим протяжением 1995 километров: Тайшет - Братск - Уст Кут протяжением 700 км; Комсомольск - Ургал - 507; восстановить Известковая - Ургал - 334км. Строительство первой очереди было предписано закончить за четыре года и сдать НКПС в постоянную эксплуатацию в 1949 году.

В соответствии с приказом НКВД СССР № 001133 от 4 октября 1945г. для производства работ были организованы: Тайшетское Строительство ГУЛЖДС на участке Тайшет - Братск; Ленское строительство ГУЛЖДС на участке Братск - Усть Кут.
Генерал Ф.А. Гвоздевский в апреле 1946г. возглавил главк Западного строительного управления БАМа на участке Тайшет - Братск - Усть-Кут. С этой же целью с Восточного участка БАМа в соответствии с приказом МВД № 025 от 13.01.1946г. были переброшены подразделения Восточного ИТЛ, который был переименован в Управление Ангарского ИТЛ МВД.

В целях сокращения аппарата, усиления работ на северном участке Комсомольск - Ургал - Известковая и достройки в постоянную эксплуатацию Комсомольск - Совгавань приказом МВД СССР № 00180 от 03.03.1946 года Управление Строительства № 500 и Управление Амурского строительства БАМа были объединены в один главк - Амурское управление БАМа и Строительства 500 ГУЛЖДС с дислокацией на ст. Комсомольск-на-Амуре. Начальником нового Главка был назначен И.Г. Петренко, его заместителем Н.Л. Ефимов.
В составе главка были созданы строительные управления:
Амгуньское - на участке Комсомольск - Дуссе-Алиньский тоннель и Ургальского - на участке Известковая - Ургал - тоннель; Амгуньское строительство, его возглавил подполковник Н.Ф. Потёмкин; Ургальское строительство - майор Н.Л. Ефимов, а затем его сменил Я.Ф. Арайс.

На Амурское Управление БАМа и строительства № 500 было возложено окончание строительства и сдача в постоянную эксплуатацию НКПС железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань. В составе строительства был оставлен Нижне-Амурский ИТЛ (начальник подполковник Д.В. Успенский) - Комсомольск - Мули.
8 сентября 1945 года Л.П. Берия подписал приказ НКВД СССР № 001026, которым на основании постановления ГКО № 9898сс от 28 августа 1945г. о направлении военнопленных японцев на строительство БАМа, было организовано 8 лагерей НКВД для военнопленных:
Лагерь №1 - в городе Комсомольск-на-Амуре на 30000 человек с шестью лаготделениями по 5000 человек каждое на трассе Комсомольск - Совгавань;
Лагерь №2 - в городе Совгавань на 20000 человек с четырьмя лаготделениями по 5000 человек каждое;
Лагерь №3 - на станции Райчиха Амурской ж.д. на 10000 человек с двумя лаготделениями по 5000 человек каждое;
Лагерь №4 - на станции Известковая ДВжд на 35000 человек с семью лаготделениями по 5000 человек каждое на трассе Известковая - Ургал;
Лагерь №5 - в г. Комсомольск-на-Амуре на 35000 человек с семью лаготделениями по 5000 человек каждое на трассе Комсомольск - Ургал;
Лагерь №6 - в посёлке Красная Заря Читинской области на 15000 человек с тремя лаготделениями по 5000 человек каждое на трассе БАМ - Тында;
Лагерь №7 - на станции Тайшет Восточно-Сибирской ж.д. на 45000 человек с девятью лаготделениями по 5000 человек каждое на трассе Тайшет - Братск;
Лагерь №8 - в посёлке Ново-Гришино Иркутской области на 10000 человек с двумя лаготделениями по 5000 человек каждое.

В ноябре 1945г. Ленинградскому отделению БАМ-проекта было поручено выполнение предпостроечных изысканий с корректировкой проектов, устаревших за годы консервации, а также с учётом замечаний экспертизы. Для этой цели на трассу отправились две изыскательские экспедиции.
Ургальскую экспедицию возглавили А.А. Фарафонтьев, главный инженер Ф.Ф. Зигмунд, главный геолог Н.В. Гладышев. Экспедиция выполняла работы на участке от реки Ургал до р. Алкит и вела инвентаризацию железнодорожной линии Известковая - Ургал - Чегдомын. Здесь работали начальники партий М.С. Смирнов, В.В. Слободской, П.Э. Пикхель. Были перетрассированы подходы к западному порталу тоннеля, ход по крутому косогору долины р. Солони. На восточном спуске хребта трасса была переложена на правый берег р. Эргано. Проектные группы экспедиции (В.Н. Макаров - зем. полотно, А.Ф. Матвеев - ИССО, B.C.Эсаулов - ПОР и смет) выдавали на рабочем месте Ургальскому стройуправлению (начальник Я.Ф.Арайс, заместитель Овчаров).
Благодаря её деятельности, были сокращены объёмы земляных работ на 500 тыс. куб. м, исключены два моста через р. Ягдынья общей длиной 400 м и 4 км подпорных стен, что было очень важно в тех послевоенных условиях, когда не хватало металла, железобетонных конструкций, цемента и других материалов. И всё же, несмотря на трудности, железнодорожную линию Известковая - Ургал восстановили в первые послевоенные годы.

Приморская экспедиция ленинградцев после завершения работ на участке перевал Сихотэ-Алинь - Совгавань была передислоцирована на Ургальское направление и стала именоваться Амгуньской. Экспедицию возглавили начальник Н.И. Маккавеев, главный инженер Г.Н. Григорьев, главный геолог Я.А. Олейников. В 1950 году начальником экспедиции назначен Г.Н. Григорьев.
Амгуньская экспедиция продолжила работы, выполнявшиеся в 1930- е годы. Общее руководство осуществлял начальник Ленинградского отделения БАМпроекта Н.И. Маккавеев. Часто на линию выезжал его первый заместитель, замечательный инженер-изыскатель Л.Г. Чечулин.

Амгуньская экспедиция в эти годы на участке от Аякита до Комсомольска-на-Амуре решила основные задачи. Произвела окончательный выбор правого берега Амгуни от Сулука до р. Баджал. Выполнила работы по предпостроечному изысканию и закреплению трассы и временной автодороги на участке Эворон - Вели - Баджал. Большие работы были произведены по изысканию водоснабжения, а также остаточных объёмов работ на разобранном пути от Комсомольска до Харпичана. Были проведены изыскания трассы правого хода по долине р. Амгуни до Тавлинки, чтобы избежать строительства мостов через Амгунь.
Эти работы выполняли изыскательские партии Н.И. Смолина, З.М. Фрейдзона, В.И. Реймерса, В.К. Шестопалова, Г.Е. Краснодембского. Инвентаризацию остаточных объёмов работ от Комсомольска до Харпичана проводила партия А.Н. Соколова с отрядом Ю.И. Савина. Изыскание источников водоснабжения с глубоким бурением скважин выполняла партия Руднева на востоке, на западе - партия Перетрутова. Старшими инженерами в полевых партиях работали
И.О. Герасимов, С.Ф. Рожин, Ф.И. Савин, П.И. Токарев, Ф.А. Зуев, К. Ацатурови другие.
Проектные группы были размещены в штабе экспедиции в районе ст. Хурмули (пос. Лесхоз). Здесь составляли рабочие чертежи линейных сооружений. Остальные чертежи составлялись в Комсомольске и Ленинграде. Туда же было перенесено составление откорректированного технического проекта.

Авторами разделов проекта явились: Н.И. Маккавеев, А.А. Фарафонтьев, Г.Н. Григорьев (выбор направления), Я.А. Олейников, В.П. Павлов (инженерная геология), Н.Б. Альберт, Ковалёнок (земляное полотно), В.В. Якубович, Ф.Д. Невенчанный (искусственные сооружения), Н.Я. Вайнштейн, И.Г. Афонин (тоннель), Н.И. Маккавеев, М.С. Шрагин (организация движения), С.А. Эгдешман (станции и узлы), А.А. Апресян, В.М. Стрельцов (гражданские сооружения), С.А. Ефимов (электроснабжение), К.К. Корчагин (локомотивное хозяйство), М.А. Соколов, Э.Л. Кретович (связь и СЦБ), А.С. Лазутов, Приемский(водоснабжение), Е.А. Опанасенко, И.И. Коптеев (организация строительства), М.Д. Чалых, Н.А. Кокорев, М.Н. Опанасенко (смета).
31 марта 1948г. технический проект был представлен в Москву. Над ним работали такие инженеры, как С.М. Головей, A.M. Рубишева, В.Н. Вольтова, Г.П. Степанов. В экспертизе генерального технического проекта линии Комсомольск - Ургал принимали участие ведущие инженеры- проектировщики и изыскатели страны А.С. Кобозеев, И.И. Куранов, Е.А. Поляков, А.Ф. Краюхин, Г.П. Мамедов, П.В. Виноградов, М.М. Немец, Ф.А. Пекарский, В.В. Розанов, B.C. Вахраловский, A.M. Хомлянский, А.И. Отрубин, А.П. Тумольский, И.Я. Розенблюм. Многие из них в 1932- 1941г.г. принимали активное участие в полевых работах по изысканию трассы на этой железнодорожной линии. В 1948г. была создана специальная экспертная комиссия, которую возглавляли полковник В.А. Червяков (и.о. начальника Желдорпроекта) и главный инженер ГУЛДЖС НКВД А.К. Бакин.

9 июня 1948г. технический проект и смета железнодорожной линии Ургал - Комсомольск были утверждены правительством с некоторыми замечаниями. Кроме того, было предложено детально проработать вариант обхода Мерекскогокомогора двумя мостами через Амгунь. В 1948-1953г.г. продолжалось составление рабочих чертежей и выполнение необходимых для этого полевых работ.
Решением правительства СССР от 3 марта 1946г. Управлению Нижне-Амурского строительства БАМа поручается сооружение железнодорожных объектов: завершение прокладывания линии Комсомольск - Совгавань, восстановление линий Ургал - Известковая, Хальгасо - Горин, Ургал - Чегдомын, Ургал - Дуссе-Алинь, строительство участка Горин - Ургал с завершением прокладывания Дуссе-Алиньского тоннеля. С этой целью были созданы три строительных управления: Буреинское (центр ст. Тырма), Амгуньское (ст. Хурмули), Совгаванское (ст. Мули). Штабы отделений строительства по линии сооружения трассы на станциях Известковая, Кульдур, Тырма, Ушман, Ургал, Амгунь, Дуки, Горин, Хурмули, Старт, Комсомольск (4 штаба), Пивань, Хунгари, Мули, Тумнин, Совгавань-Сортировочная.
В мае 1946г. Амгуньское отделение Нижне-Амурского строительства широким фронтом развернуло работы по прокладыванию железнодорожной линии Комсомольск - Ургал. Штаб стройуправления располагался на ст. Хурмули. Работы по восстановлению железнодорожной линии Комсомольск - Харпичан вели строительные отделения: 1-е (начальник А.А. Шерман - участок Комсомольск - Силинка); 2-е (М.В. Горский - участок Силинка - Хальгасо); 3-е (И.М. Куимов - участок Хальгасо - Лесная); 4-е (А.В. Козлов - участок Лесная - Харпичан). Далее от Ургала железную дорогу строили отделения: 5-е (А.В. Козлов - участок Харпичан - Дидон); 6-е (А.Н. Мельник - участок Дидон - Эбгун); 7-е (И.В. Волков - участок Эбгун-Дуссе-Алинь). Но в конце 1946г. на линии остались только Комсомольское, Хурмулинское и Дукинское отделения. Остальные были расформированы. Главные строительные работы проводились на сооружении открытой трассы через Пильский и Монинский перевалы, дренажных насыпей и искусственных сооружений - через Горино-Харпичанские, Эвоонские, Дидоно-Боленские и Амгуньские мари. Строительные колонны амгугуньского управления в этот период возглавляли: Иванов, Куликовский, Сбиренко, Соловьёв, Чалов, Братенбург, Преваратов, Герасимов, Грабовский, Парфенов, Егоров, Бугай, Алистратенко, Губин, Шоркин, Пищикова, Ретиков, Грачёв, Кузьмин, Зуев, Ильин, Марбовой, Аникин, Красиков, Шевцов, Иванчихин, Лайм, Ягудин, Утехинский, Дорогамадзе, Кадышев, Белых, Антоненко, Кравец, Варущенко, Сердюк, Горячев, Красин, Чешко, Доренко, Тулеев, Минкин, Андреев, Тишканов, Лановенко, Бойцов, Хурба, Савинок, Маркелов, Дзюба, и другие. Подразделения под руководством командиров Утехинского, Куликовского, Ланового, Зуева, прорабов Соловьёва, Колодина, Тарасенко вели сооружение двух больших мостов через Амгунь, а также мостовых переходов через горные реки Дуки, Сироки, Харпичан, Горин, Хурмули, Циркуль.

15 января 1947 года Амурское управление строительства БАМа и Строительства № 500 было реорганизовано и переименовано в Восточное Управление Строительства и лагерей БАМа. Главк возглавляли: генерал- майор И.Г. Петренко (15.01.1947г.-10.09.1947г.), Н.А. Ефимов (10.09.1947г.- 29.09.1948г.); заместители Н.С. Кучин, И.А. Желочкин, С.Я. Овчаров, Акимов и другие. Численность заключённых в лагере на 01.01.1947г. составило 77 тыс. чел., японских военнопленных - 25 тыс. человек. Строительные управления Амгуньский (Н.Ф. Потёмкин) и Ургальский (Я.Ф. Арайс) строили железнодорожные линии Комсомольск – Дуссе - Алиньский тоннель - Ургал - Известковая.
Благодаря самоотверженному труду тысяч заключённых, спецссыльных, японских военнопленных, железнодорожная линия на участке Комсомольск - Горин была восстановлена, и 7 ноября 1947г. по ней открылось рабочее движение поездов. Для эксплуатации участка в 1946 г. в структуре Нижне-Амурского строительства было создано специализированное железнодорожно-транспортное отделение, которое возглавил А.Ф. Уколов. В 1948 году поезда прибыли на разъезд Абкан, а 1 сентября 1950г. путеукладчики под командованием бывшего фронтовика капитана Самойлова уложили железнодороную колею до первого мостового перехода через Амгунь. Строительные колонны двинулись возводить насыпи и искусственные сооружения вверх по Амгуньской долине к Дуссе-Алиньскому перевалу.
В этот же период, 1946-1947 годах Нижне-Амурский ИТЛ (Д.В. Успенский) достраивали железнодорожную линию Комсомольск - Совгавань, которая была введена в эксплуатацию 1 июня 1947 года. В связи с этим 10 сентября 1947г., в соответствии с приказом № 00955 МВД, на западный участок БАМа был переброшен Нижне-Амурский ИТЛ в количестве 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч японских военнопленных.
30 апреля 1948г. министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов направил на имя И.В. Сталина письмо за № 89 с просьбой о награждении строителей железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань, пуска во временную эксплуатацию на головном участке БАМа: Тайшет - БАМ и железнодорожной линии Известковая-Ургал. 18 мая того же года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении за строительство новых железных дорог Дальнего Востока. Всего было награждено 1347 человек, из них: орденом Ленина - 8 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 107 человек, орденом «Знак Почёта» - 182 чел., медалью «За трудовую доблесть» - 622 чел., медалью «За трудовое отличие» - 428 человек.
Орденом Ленина были награждены: руководители ГУЛЖДС СССР Н.А. Френкель, А.К. Бакин, В.А. Червяков; руководители Строительства № 500 Ф.А. Гвоздевский, Н.Л. Ефимов, И.Г. Петренко. Орденом Трудового Красного Знамени руководители строительных управлений и экспедиций Я.Ф. Арайс, Н.И. Маккавеев, Н.Ф. Потёмкин, В.И. Рождественский, П.К. Татаринцев, Д.В. Успенский, М.В. Филимонов и другие.