Воскресенье, 29.12.2024, 01:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

В отрогах малого Хингана ч.2

В августе 1945 г. Государственный комитет обороны принял решение о восстановлении линии Известковая - Ургал, а также об изыскании, проектировании и строительстве железной дороги Ургал - Чегдомын. С этой целью на трассу отправилась Ургальская экспедиция Ленинградского отделения Желдорпроекта. Экспедицию возглавил талантливый инженер А.А. Фарафонтьев.
Главным инженером Ургальской экспедиции Ленинградского отделения Желдорпроекта стал Ф.Ф. Зимунд, а главным геологом Н.В. Гладышев. Экспедиция выполняла работы от Ургала до Алкита в верховьях р. Амгуни, вела инвентаризацию железнодорожной линии Известковая - Ургал, а также проектирование линии Ургал - Чегдомын.
Результатами работы экспедиции стали, помимо прочего, сокращение объёмов земляных работ на 500 тыс. куб. м, исключение из проекта двух мостов через р. Ягдынья общей длиной 400 м и 4 км подпорных стен, что было очень важно в условиях тех лет.
Для выполнения работ по восстановлению железнодорожной линии Ургал - Известковая в конце 1945г. в системе Нижне-Амурского ИТЛ и Строительства №500 было организовано Буреинское строительное управление, которым с 1945 по 1951 год руководили Н.Я. Ефимов, И.А. Туполев, С.Я. Овчаров, Я.Ф. Арайс.
Большую роль в сооружении дороги Известковая - Ургал - Чегдомын сыграли инженеры Т.А. Гайдаров, В.Н. Чесноков, П.П. Блажко, Н.П. Коваленко, Н.С. Лев, С.С. Сретенский, М.Е. Иоффе, М.А. Рацбаум, И.И. Орловский, И.Т. Ефимов, Г.И. Садовский, К.Н. Медведев, И.А. Скавитин. Е.В. Любимов, И.В. Федик, И.И. Петриченко, Н.Л. Ломако, И.И. Комлев и многие другие.
Александр Тимофеевич Сабянин проработал в Тырминской дистанции пути более сорока лет. В годы Великой Отечественной служил рядовым в пехотном полку. С боями прошёл от Москвы до Берлина. Трижды был ранен. Награждён за мужество и храбрость орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», «За воинскую доблесть» и «За победу над Японией». В 1945 - 1946гг. служил в конвойном полку. Случайно ранил военнопленного. Судили, дали десять лет. Так А.Т. Сабянин появился в Тырме.

Александр Тимофеевич Сабянин рассказывал: «В тот период в районе Тырмы располагалось шесть лагерей, в том числе четыре с японскими военнопленными. Руководил строительством С.Ф. Ктаторов. Через два месяца я получил специальность монтёра в лагерной техшколе, и меня направили на сооружение железнодорожного пути на перевал Ушман. Начальником отделения был Кричевский, мастером пути работал Белоглазов. Затем меня перевели на укладку пути. Нашим путеукладочным поездом руководила Полина Даниловна Пищикова. В ту пору ей было 35 лет. Среднего роста, с длинной косой, редкой красоты женщина, очень жёсткая и требовательная, но справедливая. Она не только была талантливым инженером, но и хорошим хозяйственником и организатором. Наши вагончики всегда блестели чистотой, питание было хорошим.
П.Д. Пищикова работала на укладке вторых путей Хабаровск - Уссурийск (1936 - 1940гг.), Известковая - Ургал (1940-1941гг.), Волжской рокады (1942-1943гг.) Комсомольск - Совгавань (1943-1945гг.). С 1946г. - вновь на сооружении железнодорожной линии Известковая - Ургал. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», а также знаками «Почётному железнодорожнику» и «Отличный путеец».
Прорабом в путеукладочном поезде был Д.И. Богдашин, нормировщиком - И.И. Шичко. Оба из заключённых. В 1948 году наш путеукладочный поезд прибыл на ст. Ургал. При Нижне-Амурском строительстве Восточного БАМа было создано временное железнодорожное эксплуатационное управление, которое возглавил В.А. Ренц».

Первостроителем Тырмы называют старожилы посёлка замечательного человека и талантливого руководителя Семёна Фёдоровича Ктаторова. Родился он в семье железнодорожника. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Участвовал в сооружении Турксиба, Донбасской железной дороги, Беломоро-Балтийского канала, вторых путей Уссурийской железной дороги. Руководил строительством железнодорожного узла Облучье и Хабаровск-2 в 1936-1938гг. Имел звание подполковник.
В 1938г. С.Ф. Ктаторов был назначен руководителем работ на ст. Известковая, а затем на ст. Кульдур. Под его руководством велось строительство электростанции, паровозного депо и других гражданских объектов на ст. Тырма. К началу 1942г. были построены жилые двухэтажные деревянные дома по ул. Первомайской, здание вокзала и другие сооружения. Позже С.Ф. Ктаторов участвовал в сооружении Волжской железной рокады 1942-1943гг. и железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань. На совгаванском направлении он возглавлял сооружение 30- километрового участка Тумнинских прижимов. За доблестный труд Семён Фёдорович был удостоен орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалей «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

Семен Федорович Ктаторов занимал должность начальника строительных работ. В декабре 1937 года прибыл в Аланап – и начались подготовительные работы. Уже тогда он был награжден орденом Ленина и Трудового Красного Знамени и тремя медалями. Это был опытный инженер, всю жизнь отдавший строительству.
Под его руководством в поселке  построены почти все здания,  в том числе средняя школа.  По рассказам очевидцев, он был замечательным человеком, человеком большой души, скромным, справедливым и беспокойным. Все свои знания и силу отдавал строительству.
Проектом было предусмотрено строительство шахтерского городка на 40 тысяч жителей, так как к этому времени был найден уголь за колхозом Аланап по берегам реки Тырма. Там были построены горизонтальные штольни и начата добыча угля. Однако уголь оказался молодым, несозревшим, поэтому экспедиция искала новые залежи.
Весной 1938 года начали закладывать опоры под фундамент на мари. Семен Федорович пришел к выводу, что строить дома на мари нельзя, поэтому перенес строительство на возвышенность. От угольных шахт была построена узколинейная дорога, доходившая до Первомайской улицы. Следы ее видны на болоте за интернатом. 
Через реку Сутырь был построен мост, который проходил правее Базальтовой сопки.
Уже летом было заложено много фундаментов домов. К этому времени экспедиция нашла  на реке Ургал более зрелые залежи угля – было решено строить шахты там. В связи с этим строительство городка в Тырме было прекращено, стали строить узловую станцию.

В 1943 г. строительство ветки прекратили. Фермы Тырминского моста были установлены на реке Мули. Семен Федорович уезжал из Тырмы одним из последних. 


В 1945 г. он прибыл опять для завершения строительства и работал до 1948 г.. (источник: 50-летие поселка Тырма// материал краеведческого музея)

В начале 1946г. начались восстановительные работы на железнодорожной линии Известковая - Ургал. Окончание строительства узловой станции Тырма вновь возглавил С.Ф. Ктаторов. В январе 1948г. он умер на рабочем месте. Похоронили его возле здания школы. На могиле установили обелиск со звездой. Сегодня на этом месте нет обелиска, но память о Семёне Федоровиче Ктаторове продолжает жить в народе.
Благодаря героическому труду тысячи тысяч советских заключённых и вольнонаёмных была построена эта уникальная железная дорога в горнотаёжной местности Хабаровского края.
Строительство железнодорожной линии Известковая - Ургал в довоенный период осуществлял Буреинский исправительно-трудовой лагерь. Организован он был по приказу НКВД СССР № 0100 от 20 мая 1938 г. Численность заключённых: на 01.01.1939 год - 46579, на 01.01.1940г. - 40054, 01.07.1942г. - 48445 чел. Умерло во 2-м полугодии 1938 г. - 1726 чел., в 1939г. - 2052 чел., 1940г. -1088 чел., 1942г. - 2882 чел.
Восстановительными работами и достройкой ж.д. линии Известковая-Ургал в послевоенные годы занимался Ургальский ИТЛ Восточного отделения БАМа. Он был организован приказом НКВД СССР № 001133 от 4 октября 1945 г., расформирован 29 сентября 1948г. Далее достройку линии проводили подразделения Ургальского отделения Нижне-Амурского лагеря второго формирования.

Численность заключённых на 01.01.1946г. составляла 2206 чел., 01.07.1946г. - 5444 чел., 01.01.1947г. - 18527 чел., 01.01.1948г. - 15655 чел. Всего за время существования лагеря прибыло - 31503 чел., убыло 31503, в том числе, освобождено 5009 человек, умерло 547 чел., бежало - 93.
В октябре 1945 - январе 1946 года на сооружение данной линии был направлен 35-тысячный корпус японских военнопленных. Лагерь №4 был размещён на ст. Известковая с 5-ю лаготделениями по 5 тысяч человек в каждом на трассе Известковая - Ургал.