Суббота, 30.03.2024, 01:51
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

В ОТРОГАХ МАЛОГО ХИНГАНА

Часть1

Ещё в 1844г. академик А.Ф. Миддендорф обнаружил каменный уголь в верховьях реки Буреи, а А. Шмидт в 1862г. подтвердили это открытие. В 1892-1895 гг., ведя поиск золота, В.А. Левашов открыл месторождение угля в долинах рек Ниман, Ургал, Солони и Тырмы. Но только в 1931 - 1932 гг. началось детальное систематическое изучение Бурейского бассейна. Геологоразведочные работы вели партии управления Дальгеология.

В 1932 г. первая бурейская геолого-съёмочная партия под руководством В.З. Скорохода провела большие поисково-разведочные работы на территории бассейна р. Буреи и её притока р. Ургал. Геолог В.З. Скороход открыл четыре месторождения каменного угля в Верхнебуреинской котловине. Богатую угленосность этого района подтвердили и поисково-разведочные, геологические партии, работавшие под руководством инженеров В.В. Михайлова и Б.М. Штемпеля. Летом 1933 г. геолог Дальлага М.А. Павлов обнаружил большие залежи бурого угля в долинах рек Тырмы и Чемчуко. В дальнейшем поиском угля в данном регионе занимались экспедиции Всесоюзного института минерального сырья во главе с геологом Т.Н. Давыдовой. 27-й съезд ВКП (б) принял решение об освоении и использовании Буреинского угольного бассейна. В Верхнебуреинском каменноугольном бассейне развернулось крупное шахтное строительство. Для успешного выполнения поставленной задачи требовалось соединить Буреинское угольное месторождение с Уссурийской железной дорогой, что одновременно создавало условия для строительства БАМа (преимущественно его восточной части) от Усть-Нимана до Комсомольска-на-Амуре. СНК поручил НКПС и ГУЛАГу приступить к строительству этой железнодорожной линии с вводом её в эксплуатацию в начале 1937 г. Наркомат путей сообщения, выполняя правительственные директивы, обязал проектную контору Мэтизжелдор провести технико-экономические изыскания железной дороги по титулу Усть - Ниман - Лондоко Уссурийской железной дороги. С этой целью Мэтизжелдор в январе 1934 г. приступил к сбору технической документации и разработке технических условий, которые были утверждены наркомом путей сообщения в конце марта. В феврале 1934 г. была сформирована Ургальская экспедиция под руководством опытного инженера путей сообщения П.К. Татаринцева. Главным инженером экспедиции стал А.Н. Раков (затем его сменил А.П. Захребетков), главным геологом  Л.А. Андреев. Северный район изысканий возглавил В.В. Леонидов, а южный - Н.Ф. Гейко.

В феврале 1934 г. горно-таёжную область Малого Хингана на изыскание линии Лондоко - Усть-Ниман отправились шесть комплексных партий Ургальской экспедиции. Изыскателей возглавляли опытные инженеры В.В. Леонидов, В.А. Ефимов, В.А. Комаров, Н.Г. Рыжев, Н.Ф. Гейко, А.В. Володин. Начальниками отдельных отрядов работали В.Р. Лукъянченко, K. Сапожников, А.Д. Жигин, А.В. Юровский, Ф.И. Гудловский, А.В. Курганов, В.Н. Ильинских, И. Тоцкий, И.В. Савицкий.
Экспедиции П.К. Татаринцева на проектно-изыскательские работы и подготовку технического проекта были даны невероятно короткие сроки. Преодолев большие трудности в походах по тайге и сопкам, по глубоким снегам и наледям, по топким болотам и марям, в суровой борьбе с ледоходом, гололёдом и тучами гнуса, изыскатели в июле 1934 г. представили исходные данные к проектному заданию по трём вариантам, а в конце сентября - данные к техническому проекту по главному направлению железнодорожной линии. Но неоднократные изменения заданий и технических условий, связанные с начавшимся проектированием Буреинской гидростанции, вынудили коллектив экспедиции проводить всё новые и новые изыскания.
В 1934 г. железнодорожной линии Лондоко - Усть-Ниман были проведены общие изыскательские работы, определены конечные пункты трассы на Транссибе ст. Известковая - ст. Усть-Ниман1938 г. узловой точке: на БАМе стал Ургал).
Одновременно с проектно-изыскательскими работами БАМлаг развернул подготовку к строительству самой линии. С этой целью созданы Бироканское и Тырминское отделения в составе двенадцати стройучастков. Каждый стройучасток охватывал дистанцию длиной в 30 км с числом работающих 800 чел. На подготовительных и других работах было задействовано свыше 10 тыс. чел. За три месяца в глухой горно-таёжной местности вдоль трассы было возведено 26 стройгородков для размещения заключённых. Возглавил данное строительство Н.Я. Ефимов. Главным инженером управления работал И.А. Туполев.

Однако отсутствие проектно-технической документации, рабочих чертежей трассы привело к тому, что руководители БАМлага прекратили подготовительные работы и отложили их с разрешения ОГПУ при СНК СССР до 1937 г. Вся рабочая сила была направлена на сооружение вторых путей Уссурийской железной дороги от ст. Архара до Хабаровска.
От Тырмы до Усть-Нимана планировалось проложить железнодорожную линию по долине р. Буреи. Летом 1934 г. Госплан СССР принял решение о проектировании гидроэлектростанции на р. Бурее, в связи с чем, технические требования к проектированию железнодорожной линии осложнились необходимостью учёта подпора вод будущее водохранилище
Учитывая сжатые сроки строительства железной дороги, П.К. Татаринцев предложил построить её по долине реки Буреи: «Строительство гидроэлектростанции в Приамурье начнётся не раньше, чем через 20 лет. В первую очередь будет построена Зейская ГЭС, а Бурейская гидроэлектростанция не раньше, чем через 50 - 60 лет, а то и более. Поэтому наш вариант дешевле и лучше в эксплуатационном отношении».
Но доводы опытного инженера-проектировщика приняты не были. Изыскания трассы производились с учётом подпора воды в будущем водохранилище с отметкой 80 м, а затем - второй вариант - 50м. Однако уже в 1935 году Госплан СССР предложил проектировать дорогу без учёта строительства в будущем гидростанций на реках Тырме и Бурее, в связи с чем, в 1935-1936 гг. проводились повторные изыскания и переработка проекта. Госплан включил эту железнодорожную линию в титульные списки строящихся предприятий. Экспедиции было предложено закончить перекладку трассы, восстановить её в натуре и передать проект к 1 июня 1938 г. строителям.

С 1935 по 1936 год на трассе работали комплексные партии под руководством инженеров А.П. Захребеткова, А.Д. Жигина, В.А. Комарова, Б.Н. Максима, Н.Г. Куликова, А.П. Кузнецова, Н.В. Венцковского, геологические партии В.К. Попова, Э.Э. Шарфа, P.M. Белкина, Н.Ф. Кириллова. Всего в Ургальской экспедиции было 400 изыскателей, геологов, проектировщиков и рабочих.
ЦК ВКП (б) и СНК постановлением от 3 июля 1939г. предложили в третьей пятилетке сдать в эксплуатацию железнодорожную линию Ургал - Известковая. В декабре 1937 г. на строительство с учётом подпора вод будущего водохранилища гидроэлектростанции (50м) вновь были направлены производственные подразделения.
БАМ транспроект зимой 1937/38 года укомплектовал и отправил на изыскательские работы Ургальскую экспедицию во главе с П.К. Татаринцевым. Изыскательские партии возглавили А.Д Жигин, А.П. Кузнецов, Н.В. Венцковский, геологические партии - В.К. Попов, P.M. Белкин, Н.Ф. Кириллов, Э.Э. Шарф. Гидрометрическое дообследование было выполнено отрядами Сташевского, Добкевича, Гонионского. Изыскательские работы по водоснабжению производили партии И.Г. Ткачука, М.М. Нидзвецкого, A.M. Егорова, С.М. Хинкиса.

Комплексная изыскательская партия А.П. Кузнецова заехала на трассу через разъезд Известковый и выполнила окончательные проектно - изыскательские работы на горном участке через сопки Малого Хингана.
Партия Н.В. Венцковского работала на участке трассы от ст. Зимовье до ст. Согда. Трассу через Ушманский водораздел и по р. Ягдынье до Ургала прокладывала партия А.Д Жигина.
Уже летом по участкам от Ургала начали передавать трассу строителям. Первую документацию (схему закрепления и продольный профиль) от партий А.П. Кузнецова и А.Д. Жигина передавал старший техник Г.И. Тулинов.
Рабочие чертежи на искусственные сооружения, на индивидуальные места земляного полотна, а затем и на остальные объекты железной дороги передавали по мере готовности, начиная с сентября 1938 года. Чертежи разрабатывались под руководством главного инженера экспедиции А.П. Захребеткова, который находился в своём штабе, дислоцировавшимся на ст. Известковая.
В октябре трасса была принята строителями без замечаний, с оценками «хорошо» и «отлично». Технический проект железнодорожной линии Ургал - Известковая был завершён в декабре 1938г.

Начальник Бамтранспроекта Ф.А. Гвоздевский в годовом отчёте за 1938г. так охарактеризовал работу трудового коллектива экспедиции «Люди в комплексных партиях Ургальской экспедиции проявляли образцы подлинного энтузиазма, стахановских методов, волю, изобретательность, а порой и героизм. В крайне напряжённой обстановке люди горели желанием любой ценой выполнить задание. Выполнение норм в партии Кузнецова достигало 300 процентов. Свой перевальный участок трассы они сдали досрочно и на «отлично», в связи с чем, строители были вовремя обеспечены проектной документацией и рабочими чертежами».
До прибытия на трассу железнодорожной линии Ургал - Известковая изыскателей, геологов и проектировщиков в районах расположения будущих станционных посёлков ещё в сентябре - октябре 1937г. появились инженерно-технические работники и начальники строительных отделений Буржелдорстроя. Возглавил новое строительное управление опытный инженер В.А. Барабанов.

Отмечая трудовые достижения изыскателей экспедиции П.К. Татаринцева, газета «Гудок» 26 марта 1939г. хорошо отозвалась о труде инженеров-изыскателей А.Д. Жигина, А.П. Кузнецова, А.П. Захребеткова. Отмечалась также примерная работа командиров изыскательских отрядов И.Т. Ефимова, П.Н. Коваля, Я.Т. Драпака, В.Н. Ильинских, В.В. Степанка и др.
В марте 1939г. Ургальская экспедиция была передислоцирована на изыскание железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань и стала именоваться Тумнинской. А на Ургальской линии оставалась группа рабочего проектирования под руководством главного инженера проекта А.П. Захребеткова, главного инженера Бяльницкого, главного геолога Л.А. Андреева. Ведущими инженерами работали Кирюхин, Агуреев, Кожина, Иванов и другие.

Старейший изыскатель В.В. Степанок вспоминал: «Технический проект всей железнодорожной линии Известковая - Ургал был завершён в институте в Москве в декабре 1938 - феврале 1939г. Помню, в марте 1939г. мне было поручено П.К. Татаринцевым доставить в г. Свободный в управление БАМлага два экземпляра Технического проекта. В Москве загрузили полностью вагон уже переплетёнными томами, а на ст. Свободный помогли всё выгрузить на перрон, где меня встретил главный инженер строительства БАМа А.К. Бакин. Ему я передал все матрицы по описи и поехал дальше в Комсомольск-на-Амуре в другую таёжную экспедицию по изысканию железной дороги Комсомольск - Совгавань».
В мае 1938г. на базе Буржелдорстроя был создан Буреинский лагерь ЖДСУ ГУЛАГ НКВД на Дальнем Востоке. Возглавил лагерь Б.Т. Борисов, а В.А. Барабанов возглавил Восточный лагерь. В структуру Буреинского лагеря входило пять отделений, 143 колонны. В управлении лагеря работали инженеры-строители H. Ефимов, И.А. Туполев. Начальниками отделений назначены опытные строители: Известковым - С.С. Сретенский, Кульдурским - И.А. Лебедев, Тырминским - С.Ф. Ктаторов, Ягдыньским - Н.П. Коваленко, Ургальским - В.В. Горячев. Строительными колоннами руководили П.П. Блажко, С.Я. Овчаров, В.Н. Черников, Н.С. Лев, М.Е. Иоффе, М.А. Рацбаум, Т.А. Гайдаров, П.Д. Пищикова.

На строительстве трассы по-ударному трудились женщины из числа жён командного состава и вольнонаёмные, а также заключённые. Начальниками строительных колонн, помощниками по культурно-воспитательной, административной и хозяйственной работе также были женщины: Н.Е. Беккер, З.П. Петрова, Е.С. Котова, М.С. Пилина, Л.Г. Любимова, З.М. Коптелина, В.Ф. Сердечкина, Л.Ф. Нечаева, Е.И. Шелешко, Э.Х. Кусельман, А.Ф. Абрамова, А.Г. Кутаневская, М.И. Тюрина, В.И. Селенкова, А.В. Рубинова, М. Фролова и др. Их подразделения были передовыми при выполнении производственных планов и в организации жилья. В изыскательских партиях на линии Известковая - Ургал работали техниками-изыскателями Н. Домбровская, В. Куриленко, Н. Ремезова, О. Скворцова, Г. Орлова, Г. Елаго, М. Кудрявцева, 3. Макарова, К. Сурмина.
В январе 1941г. в связи с ликвидацией Амурского железнодорожного ИТЛ начальником Буреинского лагеря стал генерал И.Г. Петренко, который развернул кипучую деятельность по достройке железнодорожной линии Известковая - Ургал. Работы велись боевыми темпами. Укладка пути длиной 339 км была закончена в октябре. 7 ноября 1941г. открыто сквозное движение и начата поставка ургальского угля и руд промышленным предприятиям оборонного значения.

В 1942г. Буреинский лагерь ликвидировали, все его подразделения включили в состав Нижне-Амурского лагеря. Стройка была временно законсервирована.
В соответствии с решением ГКО от 2 августа 1943 года и распоряжением наркома угольной промышленности началась консервация Ургальских шахт. Шахтёры, их семьи, оборудование были эвакуированы в Райчихинск и Кинду. Вслед за последним эшелоном были демонтированы рельсовые пути, металлические пролётные строения мостов, материалы и оборудование связи и водоснабжения на железнодорожной линии от ст. Ургал до ст. Таланджа. Они вместе со строителями дороги и имеющимся запасом продовольствия и фуража были направлены на сооружение новой стратегической дороги Комсомольск - Совгавань. Для этой цели по постановлению бюро Хабаровского крайкома ВКП (б) за № 114с.с. от 15 октября 1943г. Строительству №500 было передано шесть составов - вертушек с весовой нормой 1 тыс. тонн каждая, с 20-ю поездными бригадами с депо ст. Хабаровск-2, ст. Ин, ст. Литовко. Старшим машинистом-инструктором данной колонны был назначен опытный машинист Василий Иванович Воронков, заместителем - Максим Яковлевич Балфинов. В январе 1944 года за выполнение особого правительственного задания машинисты В.И. Воронков, М.Я. Балфинов, В.В. Тяпкин, В.Н. Пряжников были награждены медалью «За трудовое отличие», а машинист паровозного депо ст. Хабаровск-2 А.А. Чугуев и начальник депо Б.А. Медведев орденом Трудового Красного Знамени. В 1946 году, с учётом этого и других заданий, машинист В.И. Воронков был награждён орденом «Знак Почёта».