Воскресенье, 29.12.2024, 01:41
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Комсомольцы были впереди

В 1934 году на XVII партийном съезде было принято решение организовать новые районы угледобычи, в том числе и в Верхнебуреинском районе.
По заданию партии началось исследование верховьев реки Буреи. Все новые и новые группы энтузиастов отправлялись на север: Ургал обещал стать одним из крупнейших угольных бассейнов страны.
В связи с развертыванием работ по освоению бассейна в том же году был образован «Бурейшахтострой».
В глухую тайгу двинулись энтузиасты угольного дела. Квалифицированные кадры шахтеров ехали из Донбасса. В числе первых на строительство приехали Павел Яковлевич Товпеко, Николай Никитович Кузнецов, ставшие  впоследствии Почетными шахтерами. Коммунист Федор Васильевич Лештаев –  тоже один из первостроителей.  Он начал работу в «Бурейшахтострое» с начала его образования, пробивал 400-километровую ледовую трассу от пристани Бурея до Ургала.
В 40-х годах по  мобилизации областных и хабаровского комитета комсомола многие юноши и девушки получали путевки на строительство ургальских шахт.
Отряды комсомольцев добирались до места назначения разными путями. Одни ехали по Бурее зимой в крытых брезентом машинах (и это при 50 градусах мороза!), другие – пешком от Кульдура.
С одним из таких отрядов прибыл Василий Павлович Васильев, в то время – комсомолец, потом Почетный шахтер.
Для жилья строили палаточные городки, одновременно начали закладку шахт.
Дороги, связывающей Средний Ургал с Чегдомыном, не было. Тогда комитет комсомола решил взять шефство над ее строительством. Были созданы комсомольско-молодежные бригады. Инициатива была поддержана коммунистами, молодежью, не состоявшей в рядах ВЛКСМ. За короткий срок дорога была проложена.
С октября 1941 года началась шахтерская биография Ф. Синюшкина.  В январе 1943 года ему исполнилось 18 лет, и он был принят в комсомол. С него начиналась шахтерская династия Синюшкиных. В 1946 году Филипп демобилизовался и вернулся в родные края восстанавливать шахту.
В это время большое количество молодежи было призвано в ряды Советской  Армии. На их место встали 16-17-летние подростки и женщины.
Были организованы курсы шоферов. Среди обучающихся числилось немало девушек. Многие из них впоследствии работали водителями на местных перевозках.
Лес в ту пору заготавливали на месте, на МДО, по Ургалу, чуть выше пионерского лагеря (построенного позже), на Сатанках, и Чемчуко. Здесь также трудилась молодежь.
С жильем было плохо, многие жили в палатках.
Вместо бензиновых автомашин стали поступать газогенераторные, работающие на чурке, в основном березовой.
В 1943 году вышло решение правительства о консервации предприятия. На шахте осталось всего 50 человек с целью поддержания существующих выработок и охраны материальных ценностей. Семьи шахтеров переехали  преимущественно в Кивду (Амурская область).
В 1946 году началось возрождение шахты. Выработки были заморожены, предстояло их очистить ото льда.
С 1948 года шахта стала отгружать уголь потребителям.
Основной костяк рабочей силы составляли шахтеры, возвратившиеся из Кивды.
Были открыты две школы: ФЗО № 25 и № 12, которые готовили плотников, каменщиков, шахтеров. В них обучались парни и девчата, прибывшие из нашего края, много было из Башкирии, Татарии, Оренбургской области.
Значительным событием тех лет была организация первых молодежных бригад. Одну из них возглавлял А. М. Кривоносов, на Чалоныке – И. К. Андрюшин. Позже появились бригады Г. С. Зюкова и В. Г. Суханова. На проходке самой передовой была бригада С. П. Серебренникова.
Затем долгое время лидером соревнования являлась бригада Б. Н. Бондаря. Ей довелось первой осваивать проходческий комбайн и вести скоростную проходку.
В те годы механизации на шахте не было. Работать приходилось в основном вручную.
Но несмотря ни на что, комсомольцы шахты на всех этапах развития месторождения были на самых трудных и необходимых участках работы.

Источник: Синюшкин, Ф. Комсомольцы были впереди  / Ф. Синюшкин  // Рабочее слово. -  1977. – 6 марта. (№ 43)