Дуссе-Алиньский тоннель
Это одно из загадочных сооружений на Дальнем Востоке. Предлагаем статьи разных авторов, они хотя бы немного проливают свет на дальние загадочные события истории.Рогожинский, В. Призраки Дуссе-Алиня
Мало на какой географической карте можно найти железнодорожную станцию Дуссе-Алинь. Но существует такая станция, местность под тем же названием и сооружение, носящее тоже имя Дуссе-Алинь.
Эта станция совсем незаметная даже тогда, когда поезд проезжает мимо нее. Захудалое вокзальное помещение, которое и близко нельзя сравнить с соседними вокзалами на бамовской трассе – в поселках Сулук и Солони. А если разобраться, то и местность здесь не особенно-то приметная. Незнакомца, который впервые побывает здесь, она не очень впечатляет. Если б не одно обстоятельство…
Дуссе-Алинский тоннель был построен еще до войны, в жестокие тридцатые годы… тяжелое это время. И если тогда палачи думали, что годы уничтожат следы их злодеяний, они глубоко ошибались. Наоборот, чем дальше мы уходим от тех лет, тем больше и, если можно так сказать, активнее обращаемся к ним свои взоры. Мы постоянно вспоминаем о жертвах сталинских репрессий, среди которых были и строители Дуссе-Алинского тоннеля, сложившие здесь свои головы, до сих пор безымянные.
Со стороны станции на тоннеле есть две цифры: «19…». И больше ничего. То, что были еще две другие, в этом можно не сомневаться. Еле-еле видны следы на том месте, где они были. Первые две цифры расположены по одну сторону входа, следы от сбитых виднеются с другой.
Кому это нужно было делать? И для чего? Чтобы забыть о том, что творилось здесь? Или чтобы приблизить эту дату строения тоннеля на несколько десятилетий к нам, в наше время? Ответов на эти вопросы нет.
Если б тоннель находился в людном месте, то все, наверное, выглядело бы иначе. А так Дуссе-Алинь лежит вдали от шумных трасс, людей бывает здесь мало. Может поэтому и некому позаботиться о том, чтобы восстановить точную дату завершения строительства тоннеля. Это – священная обязанность живых перед памятью погибших в годы сталинских репрессий.
Когда смотришь на сопку, через которую проходит тоннель, охватывает какое-то смятение, неясное чувство. В нем преобладает ужас, тревога. Подумать только: пробить такую громадину насквозь и делать это все вручную! Ведь заключенным, а в основном это были политические, узники пресловутой 58-й статьи, на которую усиленно работали подручных Ягоды, Ежова, Берии, не давая никакой техники. Еще и сейчас можно услышать от старожилов, что главным орудием заключенных были тяжелые ломы, лопаты и железные тачки. Говорят, что намного позже трагических событий, где-то в конце 50-х – начале 60-х годов сотни тонн этого инвентаря собрали в этих местах для сдачи металлолома.
Неприятный осадок остается на душе, когда видишь оголенный верх сопки над тоннелем. Будто наголо острижена она. Как арестант. Это впечатление усиливается еще от увиденной проволоки, окружающей зону охраны тоннеля. Грустное впечатление.
А еще грустнее становится, когда на глаза поднимаются старые развалины. Что было там? Нет ответа. Вот там вдалеке, на небольшой равнине, расположившейся между высокими сопками, виднеется сторожевая вышка, какая-то старая изгородь. Неужели это все осталось с тех проклятых времен? И снова нет ответа. Так будет до того времени, пока вся правда о Дуссе-Алине не перестанет пылиться в архивах.
Место здесь, действительно, какое-то проклятое. Недаром и речка, которая берет начало у Дуссе-Алиня, называется Черт. Не от доброй жизни произошло такое название.
Но видится мне на вершине Дуссе-Алиньской сопки, пропустившей через себя тоннель, величественный обелиск, который был бы виден издалека. Он напоминал бы всем о трагических событиях тридцатых годов.
(Рогожинский, В. Призраки Дуссе-Алиня /В. Рогожинский //Рабочее слово. – 1990. – 29 июня. – С. 3-4)
Усов, Павел. Замерзший тоннель
В 2012 году музей истории Дальневосточной дороги пополнился редким экспонатом: работники Тындинской мостостроительной станции передали альбом о прокладке одного из крупных тоннелей на Байкало-Амурской магистрали.
Хранившийся до этого в архивах альбом с фотографиями и карандашными эскизами свидетельствует о малоизвестном этапе в истории Дуссе-Алиньского тоннеля, а именно о начале его строительства с 1947 по 1952 год.
Когда в 1970-е по всему СССР гремел БАМ, говорить особо об этом эпизоде его строительства было непринято: тоннель расположенный между Комсомольском и Ургалом, при Сталине строился заключенными. Еще в 1932 году вышло постановление Совнаркома о строительстве Байкало-Амурской магистрали, утвердившее план создания железной дороги от Тайшета до Советской Гавани. Заниматься стройкой поручили НКВД. При наркомате был организован исправительно-трудовой лагерь – БАМЛАГ. Им, в частности, руководил Нафталий Френкель, ранее возглавлявший строительство Беломорканала.
К началу 1940-х был сдан ряд участков БАМа. Только между Комсомольском и Ургалом проложили 123 км. В ходе изысканий стал вопрос, как прокладывать дорогу через Дуссе-Алиньский хребет. На основе геодезических данных решено было бить в отрогах тоннель почти в 2 километра.
Планы прервала война. В 1942-м году работы приостановили, с уже проложенных к тоннелю подходов, как и с других участков БАМа, начали снимать рельсы. Их будут возить на строительство знаменитой заволжской рокады Сталинград-Саратов.
Восстановление разобранных участков будущей магистрали начинается сразу после Победы. Возобновляются работы и на Дуссе-Алине. «Фотографии и рисунки, видимо, датированы 1948-1949 годами. Кстати, эскизы, которые выполнены мастерски, возможно, делал находившийся в заключении художник. На некоторых рисунках указано авторство – Белавин», - рассказывает начальник Тындинской мостостроительной станции Дмитрий Осипчук.
«Ценность альбома, составленного для Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД (в 1946-м НКВД переименовали), велика. Ведь о самом тоннеля мало информации. Здесь же подробно отражены технологические этапы строительства, грамотно подобраны иллюстрации», - отмечает директор Валерия Буркова.
В самом деле, вокруг постройки Дуссе-Алиньского тоннеля больше легенд, чем подтвержденных фактов. Говорили, например, что строили его два отряда заключенных: с восточной стороны мужской, с западной – женский. В других источниках сообщалось об участии в прокладке и японских военнопленных, оказавшихся в СССР в августе 1945-го.
Конечно, на фото и рисунках нет прямых свидетельств того, как использовался труд заключенных.Но главное, что можно вынести из этих материалов, - тоннель изначально задумывался как серьезное сооружение. Перед нами плод пытливой инженерской мысли. Ведь стройку предстояло вести в сложных природных условиях, в зоне вечной мерзлоты. И создавался объект основательно, со сложной системой отопления, вентиляции, связи.
«Строили на совесть, соглашается Дмитрий Осипчук. – До сих пор в том виде работает одна из его вентиляционных шахт».
Но позже объект приходит в запустение. Когда в 1960-х изыскатели Восточного участка БАМа оказались у портала, их взору предстало заброшенное, заросшее место.
Но вот в 1974-м на БАМе развернулась комсомольская стройка. Через год строительные работы кипели и у самого тоннеля. «Когда мы впервые увидели Дуссе-Алинь, это была удручающая картина. Дренажные устройства обветшали, смотровые колодцы были завалены породой. Восточный портал тоннеля был выше. Воды, просачиваясь в тоннель, превращались в ручьи и болотца. Дальневосточные морозы довершили остальное. Тоннель чуть ли не полностью оказался забит льдом со всеми его штольнями, лотками, прорезями, - вспоминает генерал-майор Железнодорожных войск Жорж Исаакян.
Именно воинам железнодорожникам предстояло вернуть тоннель к жизни.сперва думали колоть лед отбойными молотками, вывозя его вагонетками. Но это требовало много времени. Тогда было предложено растопить ледяную массу теплым воздухом. Тем более этому способствовал небольшой тоннельный уклон.
В июне 1975-го буровзрывники снесли 30-метровую скалу из люда у входа в сооружение. В открывшемся провале установили мощные вентиляторы и теплогенераторы. В тоннель забросили два длинных рукава, по которым пустили теплый воздух. Поначалу все шло хороша, лед быстро таял. Однако стало ясно, что дальше распространиться теплому воздуху не дает образовавшаяся в глубине сплошная ледяная пробка.
Ликвидировать преграду вызвалась группа солдат вместе с младшим сержантом Марийченко. Как по лазу, ползли они по узкому коридору с отбойными молотками. Было нелегко: мокро, скользко, темно. Проход становился уже, кислорода не хватало. Добравшись до ледяной стены, застучали молотками.
- Внутри ледовой массы образовалась ледяная линза. И когда откололся один из кусков льда, на солдат хлынул поток воды. Фактически они выплыли из тоннеля, - сказал Дмитрий Осипчук.
Путь теплому воздуху был открыт. После очистки тоннеля уложили путь.
-Трудоемкая операция завершилась досрочно. Воины-железнодорожники вывезли из тоннеля 35 тыс. куб. м льда! И в 1977 году состоялся запуск рабочего движения по одному из главных объектов Восточного участка БАМа, - говорит Валерия Буркова.
Уже во время перестройки в память первых строителей у восточного портала сооружения возвели поклонный крест. Стало известно, что умерших на стройке заключенных хоронили рядом с тоннелем на склонах. Сколько именно умерло их на этой стройке, точных данных нет.
(Усов, Павел.Замерзший тоннель / П. Усов // Гудок. – 2012. – № 67. - 19 апреля)
Малеева Г. Тайна Дуссе-Алиньского тоннеля
Знаменитый Дуссе-Алиньский тоннель – почти двухкилометровый подземный коридор (длина тоннеля 1852 метра), был пробит в скалах вечной мерзлоты еще в пятидесятые годы.
Его строительство началось в 1939 году. Как свидетельствуют архивные документы, на территории от станции Известковая до станции Амгунь находилось около 60 лагерных подразделений, а от станции Ургал до станции Дуссе-Алинь – около 10.
Проходка тоннеля велась с двух сторон. Заключенные шли навстречу друг другу: мужчины били восточный склон, женщины – западный. Рубили на глазок». Запросы на специальное оборудование остались без ответа.
Стыковка направляющих штолен была произведена в марте 1942 года, на три дня раньше срока. Отклонение от основной оси оказалось незначительным – всего около двадцати сантиметров. В 1942 году строительство приостановили, лагерные строения вместе с тоннелем законсервировали.
Однако через пять лет, в 1947 году, к подземному коридору вновь потянулись этапы заключенных.
После смерти Сталина (1953 год) тоннель был законсервирован во второй раз. Следует подчеркнуть, что он был практически готов к эксплуатации, за исключением мелочей.
Восточный и западный порталы заделали досками. Поначалу выделяли средства и людей, которые поддерживали тоннель в соответствующем состоянии. До 1959 года два истопника: Воронков, Балашов – и смотритель Трушин поддерживали его в рабочем состоянии. Внутри тоннеля было установлено несколько печей-буржуек, которые периодически протапливали. После 1959 года должности сократили, и подземный коридор постепенно промерз, так как внутрь проникала вод.
Вспомнили про него в 1974 году, после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
В 1975 году к многострадальному тоннелю были брошены железнодорожные войска.Специально созданное подразделение за три с небольшим месяца, применив специальную технику, очистило тоннель ото льда и гальки, и 27 июня 1977 года началась укладка пути в западном портале Дуссе-Алиньского тоннеля.
Уже во время перестройки в память первых строителей у восточного портала сооружения возвели поклонный крест (умерших на стройке заключенных хоронили рядом с тоннелем на склонах). Точных данных, сколько их умерло, нет.
Еще один удивительный исторический факт об этом трагическом месте нам рассказала Валентина Михайловна Лозовик. Оказывается, недалеко от тоннеля один заключенный (говорят, талантливый архитектор) построил небольшой деревянный домик необыкновенной красоты с колоннами из лиственницы, хорошо вписывающийся в местный ландшафт. Московские журналисты, побывавшие в тех местах в 50-60-е годы, окрестили его «Дальневосточный Парфенон».
(Малеева, Г. Тайна Дуссе-Алинского тоннеля /Г. Малеева // Рабочее слово. – 2012. – 15 июня. – С. 10)