Воскресенье, 29.12.2024, 01:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Линия Ургал - Комсомольск

Впервые изыскательные работы на железнодорожной линии Ургал - Комсомольск проводились в 1932-1933 гг. партиями Восточно-Сибирской экспедиции. Комплексные партии возглавили инженеры Иванов-Дронов по р. Ниман, Тимофеев Бурея – Ургал, Н. В. Коларов и И. И. Куранов – перевал Дуссе-Алинь. Далее по р. Амгунь до Комсомольска работали партии к. Н. Гринцевича, А. В. Федорова, И. Касаткина, Н. О. Сомова, Б. Н. Флорова. Общее руководство этими экспедициями было возложено на П. К. Татаринцева.
В 1934-1935 гг. отдел изысканий Управления строительства БАМа повторно проводит технические изыскания на данной железнодорожной линии. С этой целью был организован Буреинско-Амгуньский проектно-изыскательный сектор во главе с инженером А. А. Фарафонтьевым. Изыскательные партии возглавили В. П. Подгаевский, В. В. Писарев, И. А. Форштадт, И. В. Хрулев, Д. Д. Сверчков, С. (или  А.) С. Бокарев, Н. И. Сорокин.
В 1937 г. по участку Усть-Ниман-Комсомольск предварительные изыскания вела Амурская экспедиция Лентранспроекта под руководством Н. И. Маккавеева. 27 марта 1937 г. экспедиция была передана в БАМтранспроект.  В ее состав вошли комплексные партии Н. П. Иванова, И. В. Хрулева, В. В. Писарева, А. С. Бочкарева, Н. И. Сорокина.
Особое внимание изыскателей было сосредоточено на Дуссе-Алиньском первале.Сделано несколько различных вариантов трассы, начиная от тоннельного до вариантов с уклонами кратной тяги. Однако окончательное решение не было принято.
С началом постройки железнодорожной линии Комсомольск - Ургал в середине 1938 г.  были развернуты окончательные изыскания. Начальником Амурской экспедиции вновь стал Н. И. Маккавеев, главным инженером –  А. А. Фарафонтов, главным геологом - В. П. Павлов. В феврале 1939 г. был закончен технический проект этого участка. Но экспедиция Н. И. Маккавеева продолжала в 1939-1940 гг. вести рабочее проектирование на этом строящемся участке.
Для сооружения железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до Усть-Нимана был создан во второй половине 1938 г. Восточный строительный железнодорожный лагерь. Штаб лагеря находился в Комсомольске. Возглавлял его И. И. Орловский. Три его отделения дислоцировались в Комсомольске, Хурмулях и Ургале. Первое и второе отделения (в количестве 32 строительных колонн) вели работы по линии на запад от Комсомольска. А Ургальское отделение (в составе 8 строительных колонн) занималось сооружением линии на восток, через Ургал - Дуссе-Алиньский перевал.
В конце января 1940 г. произошло фактическое объединение Юго-восточного, Западного и Нижне-Амурского лагерей в один Нижне-Амурский с 6-ю строительными отделениями, центры которых располагались в Совгавани, Хунгари, Пивани, Комсомольске, Литовко, Хурмулях. Спустя год лагерь имел 12 подразделений по железнодорожному и промышленному строительству (с числом рабочей силы около 60 тыс. заключенных и 11 тыс. вольнонаемных). Нижне-Амурский лагерь под руководством В. А. Брабанова осуществлял строительство Пиваньского тоннеля, мостовые переходы через рр. Амур, Тунгусску, Горин, сооружал линию Комсомольск-Совгавань, достраивал линию Волочаевка – Комсомольск и ряд промышленных предприятий в Комсомольске-на-Амуре, Эльбане, Хабаровске. Хурмулинское и Ургальское строительные отделения Нижне-Амурского  лагеря под командованием Туполева и Овчарова вели строительство железной дороги Комсомольск-Ургал. В 1940 г. осуществилось сквозное движение от Комсомольска на запад – на участке длиной 105 км.
Начиная с апреля 1941 г. железнодорожной строительство на линии Комсомольск - Ургал перешло стадию консервации. Рельсы, подлежащие укладке, были отгружены Буреинскому лагерю. Остатки рабочей силы  и ресурсов железнодорожного строительства переключились для работы на линию Ургал - Известковая.
С началом Великой Отечественной войны прекратили строительство рельсового пути от Ургала до Комсомольска. К моменту консервации здесь было выполнено свыше 443 тыс. кубометров земляных работ, уложено 123 км рельсовых путей, построена автошоссейная дорога, протянута телефонно-телеграфная линия связи от Комсомольска до Ургала. Было также возведено земляное полотно и сделаны искусственные сооружения от Ургала в сторону Комсомольска до перевального тоннеля на участке длиной 90 км. В 1942 г. уложенные на восточном участке рельсы были демонтированы и отгружены на строительство Волжской рокады под Сталинград.(см. дополнение)
В начале 1946 г. силами Амурской экспедиции под руководством Н. И. Маккавеева, а затем Н. Г. Григорьева были вновь организованы  проектно-изыскательные работы на линии Комсомольск - Ургал.
В августе 1946 г. Нижне-Амурский строительный ИТЛ развернул строительные работы по восстановлению линии на участке Комсомольск - Харпичан и дальнейшему сооружению линии до Ургала. С этой целью на ст. Хурмули вновь организуется строительное отделение с дислокацией на трассе 41 строительной колонны. Строительное отделение возглавили С. Ф. Ктаторов и А. П. Замахаев. С 1946 г по 1949 г. в строительстве дороги участвовали и японские военнопленные. Их колонны были расположены на ст. Горин, Харпичан, Катама, Эворон, Абкан, Мони, Дидон, Болен, Дуки.
Главные строительные работы развернулись на сооружении обходной открытой трассы через Монинский перевал, дренажной насыпи и искусственных сооружений через Амгуньские мари, двух больших  мостовых переходов, 1800-метрового тоннеля  через  хребет Дуссе-Алинь и 25-километрового Амгуньского прижима.
Четыре года продолжалось строительство Дуссе-Алиньского тоннеля, который вошел в эксплуатацию в 1951 г.  7 ноября 1951 г. был построен первый большой железнодорожный мост через р. Амгунь. В 1952 г. открылось сквозное движение на 205-километровом участке от Комсомольска до ст. Вели (ныне ст. Постышево), а на западном направлении – от ст. Ургал до перевальной ст. Дуссе-Алинь.Через год были возведены более 100 км насыпей через Амгуньские мари, опоры второго Амгуньского моста, полным ходом шли работы  по сооружению  Амгуньских прижимов. На всей стройке были созданы условия  для того, чтобы к 7 ноября 1953 г. закончить укладку пути и открыть сквозное движение поездов, а к началу 1955 г. – сдать в эксплуатацию МПС железную дорогу Комсомольск-Ургал. Но в июне 1953 г. Нижне-Амурское строительство восточного БАМа решением правительства передается МПС, а через месяц прекращается строительство БАМа и стройка консервируется.
В 1953 г. железнодорожная ветка Комсомольск-Березовка длиной 205 км передается в эксплуатацию Министерству лесной промышленности. С 1963 г. на базе этой ветки организовывается Комсомольское отделение КОХЖТ комбината «Комсомольск лес». Это ведомственное отделение в 1973 г. осуществляло транспортное обслуживание 3 леспромхозов, 2 лесхозов, 7 лесоучастков, 3 заводов, рыболовецкого колхоза и подсобного совхоза, более 10 строительных организаций, Кербинское рудоуправление и жителей более 20 поселков, расположенных на ветке. На линии имелось 9 станций, 11 остановочных пунктов, паровозно-вагонное депо на 5 стойл в кирпичном исполнении, 3 постоянных пункта водоснабжения и один временный. Общая протяженность главного пути составляла 205 км, станционных путей – 38 км, стрелочных переводов было 110 и 2148 искусственных сооружений.
24 марта 1967 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление об изысканиях и проектировании БАМа. Организация и проведение работ были возложены на Главтранспроект Минстроя. К работе на трассе были также привлечены проектные институты Ленинграда, Москвы, Томска, Новосибирска, Хабаровска и других городов Советского Союза.
Проектно-изыскательные работы на 504-километровом участке трассы от ст. Ургал до Березовки проводила комплексная изыскательная экспедиция Дальгидротранса, возглавляемая Павлом Филипповичем Рязанцевым, старым бамовцем, проводившим изыскания еще в 30-е гг. (Умер Рязанцев на трассе БАМ в 1974 г.). Главным инженером экспедиции работал В. И. Пруглов, а затем В. Н. Шерги. В разные годы начальниками изыскательных партий были А. С. Ганжа, С. Е. Коростылев, В. Г. Герасимов, Б. Л. Смолин, В. П. Кислов, В. П. Мокроусов, А. М. Савченко, Н. А. Воросцов. Инженерно-геологические партии возглавляли М. К. Михеенков, В. Н. Шергин, В. П. Кислов, В. П. Мокроусов, А. М. Савченко, Н. А. Воросцов. Инженерно-геологические  и проектные работы на участке Ургал - Комсомольск осуществлялись под руководством главного инженера проекта Б. И. Солодовникова. В начале 1973 г. автором проекта восточного БАМа стал Ю. А. Астафьев, его заместителем – В. Н. Егоров. В 1975 г. автором технического проекта стал А. Л. Смяловский.
Производство работ. Проводимых Дальгипротрансом на участке Ургал - Комсомольск, по степени интенсивности разбивается на два этапа: 1967-1974 гг. и 1975-1983 гг.
В первом периоде дальневосточные изыскатели выполнили объем изыскательных  и исследовательских работ. Были проработаны основные варианты трассы, изучен новый вариант  восточного участка БАМа – Зейско-Удский. Но за основу было взято старое направление трассы – Ургал - Березовка - Комсомольск. Одновременно на линии Ургал - Березовка проводились работы по подготовке данных для технического проекта переконструкции линии Березовка - Комсомольск.
В 1974 г. на полевых работах участка Ургал - Комсомольск трудилось 220 человек, из них 70 инженерно-технических работников. В короткий срок в тяжелых таежных условиях  дальневосточные изыскатели и проектировщики уложили 379 км трассы, выполнив 176 кв. км топографической съемки, пробурив 52 тыс. м скважин, разведав месторождения грунтов для отсыпки земляного полотна на 3, 4 млн. кубометров, песчано-гравийного балласта 2 млн. кубометров и строительного камня 1 млн. кубометров. Было рассмотрено 12  вариантов трассы и на основании технико-экономических расчетов выбран наиболее оптимальный.
Технический проект Ургал - Березовка был утвержден Советом Министров СССР 10 марта 1977 г., а технический проект Березовка - Комсомольск18 марта 1977 г.  Качество разработки технических проектов этих участков  признано отличным. В дальнейшем для обеспечения ввода в эксплуатацию линии Ургал - Комсомольск в 1980-1981 гг. были организованы оперативные группы Дальгипротранса на ст. Хурмули и Сулук.
Зимой 1974 г. воины-железнодорожники пробились сквозь мари, сапки и тайгу к местам будущих станций, начали работу с создания собственных баз. 5 февраля 1974 г в 8 час. 30 мин. по местному времени возле ст. Ургал рядовой Леонид Смирнов забил первый «серебряный» костыль в рельсовое звено главного пути. В этот день воины-путейцы под командованием Валерия Соболева уложили 125 м рельсов на восток, в сторону Комсомольска-на-Амуре. А на ст. Постышево рота капитана Петра Хитрова уложила первый километр  в железнодорожном тупике для приема грузов.
В июне 1975 г. воины-путейцы начали очистку ото льда тоннеля длиной 1800 м, пробитого еще в 1950 г. Работа была успешно завершена в 1977 г. Осенью этого же года мостовики сдали в эксплуатацию второй мостовой переход через р. Амгунь, а через год – третий.
В 1980 г. сдана в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Комсомольск - Березовка (Постышево), а в 1982 г. – линия Ургал - Березовка.
Железнодорожная линия Известковая - Ургал, Ургал - Постышево  -  Комсомольск-на-Амуре входят в состав Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги.

Источник:
Бабий, В. И. Дальневосточной ожерелье   /В. И. Бабий, С. А. Шатохин, В. Ф. Зуев. – Комсомольск-на-Амуре: Приамурское Географическое общество, 1997. – 142 с.