Воскресенье, 21.04.2024, 00:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Линия Известковая-Ургал

В 1933 г. СНК СССР  принял решение по развертыванию крупного шахтного строительства в Верхнебуреинском каменноугольном бассейне. Наркомат путей сообщения, выполняя правительственные директивы, готовит техническую документацию, чтобы в 1934 г. приступить к строительству железнодорожной линии Усть-Ниман – ст. Известковая  Уссурийской железной дороги  со сроком ввода ее в эксплуатацию в начале 1937 г. В феврале 1934 г. контора Мэтизжелдор сформировала Ургальскую экспедицию и отправила на изыскания этой линии 6 изыскательных партий. Руководителем экспедиции – главным инженером проекта – был назначен Петр Константинович Татаринцев. Начальниками партий стали  В. В. Леонидов, И. Г, Ефимов, В. А. Комаров, Н. Г. Рыжев, Н. Ф. Гейко, А. В. Володин. Начальниками отрядов работали инженеры В. Р. Лукьяненко, Е. Д. Сапожников, А. Д. Жиган, А. В. Юровский, Р. И. Гудловский, И. Тоцкий, А. В. Куртинов, В. Н. Ильинский, Савицкий.
Экспедиции были даны невероятно короткие сроки. Преодолев большие трудности в походах по тайге и сопкам, по глубоким снегам и наледям, в борьбе с ледоходом и гололедом, по топким болотам и марям, изыскатели в июне 1934 г. предоставили исходные данные к проектному заданию, а в конце года – данные к техническому проекту. Но неоднократные изменения заданий и технических условий вынуждали коллектив экспедиции проводить все новые и новые изыскания.
К этому времени БАМстрой развернул в 1934 г. подготовку к строительству линии. Было создано 12 стройучастков, они дробились на дистанции в 30 км длиной и числом работающих 800 человек. На подготовительных и других работах было задействовано свыше 10 тыс. человек. Не имея проектно-технической документации трассы, БАМстрой вынужден был  прекратить подготовительные работы на трассе и отложил их, с разрешения ОГПУ при СНК СССР, до 1938 г. Вся рабочая сила была отправлена на сооружение вторых путей Транссиба.
Во второй половине 1934 г. технические требования к проектированию  дороги по Верхнебуреинскому району осложнялись необходимостью учитывать подпор вод будущих гидроэлектростанций на р. Бурее и ее притоках. В конце предварительных изысканий в 1934 г. метка подпора воды в будущих водохранилищах была понижена с 80 до 50 м, а в 1935 г. Госплан предложил проектировать дорогу без учета строительства в будущем гидроэлектростанций на р. Тырме и Бурее. В связи с чем в 1935 г-1936 гг. проводились повторные изыскания и переработка проекта. В 1937 г. Госплан включил эту железнодорожную линию в титульные списки строящихся предприятий. Экспедиции было предложено закончить перекладку трассы, восстановить ее в натуре и передать проект к 1 июня 1938 г. строителям.
С 1935 по 1938 г. на трассе трудились комплексные партии под руководством инженеров А. П. Захребеткова, А. Д. Жигина, В. А. Комарова, Б. Н. Максина, Н. Г. Куликова, А. П. Кузнецова, Н. В. Веницковского, геологические партии  - В. К. Попова, Э. Э. Шарф, Р. М. Белкина, Н. Ф. Кириллова. Всего на Ургальской экспедиции работало 400 изыскателей, геологов, проектировщиков и рабочих. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 3 июля 1938 г. предусматривало сдачу в эксплуатацию линии Ургал - Известковая в третьей пятилетке.
БАМтранспроект зимой 1937-38 гг. посылает на изыскательные работы Ургальскую экспедицию во главе с П. К. Татаринцевым. Изыскательские партии возглавил А. Д. Жигин, А. П. Кузнецов, Н. В. Венцковский, геологические партии – В. К. Попов, Р. М. Белкин, Н. Ф. Кириллов, Э. Э. Шарф, Я. М. Белкин. Гидрометрическое дообследование было выполнено отрядами Сташевского, Добкевича, Гонионского.
Вновь работникам экспедиции пришлось преодолевать невероятные трудности. Начальник БАМтранспроекта Ф. А. Гвоздецкий в годовом отчете за 1938 г. так охарактеризовал работу коллектива экспедиции: «Люди в партиях Ургальской экспедиции проявляли образцы подлинного энтузиазма, стахановских методов труда, волю, изобретательность, а порой и героизм. В крайне напряженной обстановке люди горели желанием любой ценой выполнить задание. Выполнение  норм достигало 300 процентов. В связи с чем строители были вовремя обеспечены рабочими чертежами.»
Еще в сентябре-октябре 1937 г. на трассе появились инженерно-технические работники и начальники  строительных отделений Буржелдорстроя. Возглавлял новое строительное управление опытный инженер Барабанов В. А.
Уже летом изыскатели начали по участкам передавать трассу строителям. Сверху закрепления и продольный профиль трассы первой передала партия А. П. Кузнецова, затем – А. Д. Жигина и другие партии, рабочие чертежи на искусственные сооружение и индивидуальные места  земляного полотна, на остальные сооружения начали передавать по мере готовности с сентября 1938 г.  В октябре трасса была принята строителями без замечаний, с оценкой «хорошо» и «отлично». Технический проект всей линии Ургал - Известковая был завершен в декабре 1938 г.  Отмечая трудовые достижения изыскателей экспедиции П. К. Татаринцева, газета «Гудок» 26 марта 1939 г. хорошо отозвалась о труде инженеров-изыскателей А. Д. Жигина, А. П. Кузнецова, А. П. Захребеткова. Отмечалась также работа командиров изыскательных отрядов И. Т. Ефимова, П. Н. Коваля, Я. Т. Драпака, В. Н. Ильинского, В. В. Степанок и др.
В марте 1939 г. Ургальская экспедиция была передислоцирована на изыскание железнодорожной линии Комсомольск-Советская гавань и стала именоваться Тумнинской. А на Ургальской линии оставалась группа рабочего проектирования под руководством главного инженера проекта А. П. Захребеткова.
В феврале на базе Буржелдорстроя был создан Буреинский лагерь  ЖДСУ ГУЛАГ НКВД на Дальнем Востоке. Возглавил лагерь Петр Тихонович Борисов, а Барабанов возглавил Восточной лагерь. В структуру Буреинского лагеря входило 5 отделений, 143 колонны. В управлении лагеря работали инженеры-строители Н. Л. Ефимов, И. А. Туполев. Начальниками отделений были назначены опытные строители: Известковым – С. С. Сретенский, Кульдурским – И. А. Лебедев, Тырминским – И. И. Орловский,  Ягдынским – В. В. Коваленко, Ургальским – В. В. Горячев. Строительными колоннами руководили П. П. Блажко, С. Ф. Ктаторов, С. Я. Овчаров, В. Р. Черников, Н. С. Лев, А. И. Иоффе, М. А. Рабцаум и др.
На строительстве трассы по-ударному работали женщины: из числа жен командного состава, вольнонаемные и заключенные. Одна из этих женщин – Мария Сергеевна Бархатная – прибыла на БАМ в 1935 г., работала в столовой, а в 1937 г. была назначена начальником строительной колонны.
По путевкам горкомов комсомола Крыма прибыли в феврале 1938 г. в Свободный 5 комсомольцев под командой члена горкома ВЛКСМ Селенковой Валентины. Их направили вместе  с прибывшими из других краев на северный участок линии Ургал - Известковая. Каждый комсомолец был обязан, помимо своей работы, лично построить 5 м дороги, т. е. уложить 50-100 кубометров грунта в насыпь. Работая бригадиром боеучастка на укладке пути, Валентина со своей бригадой укладывала до 4 км за смену (две нормы).
Вместе в Валентиной Селенковой работали хетагуровки с похожей судьбой: Мария Болдина, Анна Гришина, Еселева, Людмила Звягина, Анна Курилло, Т. И. Костина, А. П. Лукина, И. Д. Митина, А. В. Резникова, Л. В. Рубинова. Из аппарата управления строительства добровольно пошли работать на производство и стали прекрасными строителями, начальниками строительных колонн и боеучастков Пушкарева, Пищикова, Рукас, Нечаева, Потапова.
Начальниками строительных колонн, их помощниками по культурно-воспитательной, административной и хозяйственной части работали женщины Н. Е. Беккер, З.П. Петрова, Е. С. Котова, М. С. Пилина, М. Г. Любимова, З. М. Коптелина,  В. Ф. Сердечкина, Л. Ф. Нечаева, Е. И. Шелешко, Э. Х. Кусельман, А. Р. Абрамова, А. Г. Катаневская, М. И. Тюрина. Их подразделения были передовыми по выполнению производственных планов.
Добрую славу заслужили на трассе многие девушки-изыскатели. В марте 1930 г. в Хабаровск прибыла москвичка Катя Сурмина, техник-изыскатель Дальжелдорстроя, работала на реконструкции. Она в 1931 г. первой из женщин приняла участие в изысканиях БАМ – предложила теодолитный ход из района Советской Гавани в направлении на перевал Сихотэ-Алинь. Затем в 1934-1935 гг. работала старшим техником на изысканиях участка Усть-Ниман -  Известковая. Одной из первых Е. Н. Сурмина  в 1965 г. занесена в Книгу почета Мосгипротранса.
В изыскательных партиях на линии Известковая - Ургал работали техниками-изыскателями Наталья Домбровская, Вера Куриленко, Надежда Ремизова, Ольга Скворцова, Галина Орлова, Галина Елаго, Муза Кудрявцева, Зина Макарова.
В январе 1941 г., в связи с ликвидацией Амурского железнодорожного ИТЛ, начальником Буреинского лагеря стал генерал И. Г. Петренко. Он развернул энергичную работу по достройке железнодорожной линии Известковая - Ургал. Работы велись боевыми темпами. Укладку пути длиной 339 км закончили в октябре, а к 7 ноября 1941 г. было открыто сквозное движение и начата поставка ургальского угля и руд промышленным предприятиям оборонного значения.
В 1943 г. Буреинский лагерь был ликвидирован, а все его подразделения вошли в состав Нижне-Амурского лагеря. Стройка была временно законсервирована. В 1944 г. с линии сняли рельсы и мостовые пролётные строения, которые были использованы для строительства железнодорожной линии Комсомольск - Совгавань.
В августе 1945 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении железнодорожной линии Известковая - Ургал, а также о изыскании, проектировании и строительстве железной дороги Ургал - Чегдомын. Проектирование линии вела  экспедиция Желдорпроекта под руководством талантливого инженера А. Л. Фарафонтьева. Для выполнения работ по восстановлению железнодорожной линии Ургал - Известковая в конце 1945 г. в системе Нижне-Амурского ИТЛ и строительства № 500 было организовано Буреинское строительное управление, которым с1945 по 1951 г. руководили А. П. Ефимов, И. А. Туполев, С. Я. Овчаров.
Рабочее движение по линии от ст. Известковая до Ургала с ветвью на Угольные шахты было восстановлено к 7 ноября 1947 г.  А с 1 октября 1950 г. линия вместе с ветвью Ургал-Чегдомын, общей длиной 363 км, была сдана в постоянную эксплуатацию.
1 июля 1951 г.  было создано Ургальское отделение Дальневосточной железной дороги. В 1953-1959 гг. линия входила в состав Амурской железной дороги, а с 1960-по 1980 гг. – вновь в состав Дальневосточной железной дороги. С 1 января 1981 г. железнодорожная линия Известковая-Ургал-Чегдомын вошла в состав Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги.

Источник:
Бабий, В. И. Дальневосточной ожерелье   /В. И. Бабий, С. А. Шатохин, В. Ф. Зуев. – Комсомольск-на-Амуре: Приамурское Географическое общество, 1997. – 142 с.