Квашук Дмитрий Павлович
Во время Великой Отечественной войны были созданы военизированные спецформирования министерства путей сообщения, задачей которых было восстанавливать разрушенные немцами железные дороги.
Дмитрий Павлович Квашук родился в Приморском крае в г. Партизанске (Сучан) 15 октября 1925 года. Здесь он окончил школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) и был направлен на станцию Арсеньево, где работал путевым рабочим на 2-й дистанции службы пути.
В 1942 году Дмитрий добровольцем записался в военизированное спецформирование № 34 и с тех пор всю войну провел на колесах. Формировался эшелон из вагонов-теплушек и платформ, и был отправлен в Уссурийск. Всем рабочим выдали автоматы американского образца «Томсон», провели подготовку по военному делу. Получили необходимые инструменты и механизмы, погрузили на платформы и из Уссурийска через всю страну поехали по южной дороге в Белоруссию. Прибыли в г. Калинковичи. У станции Калиновка попали под бомбежку вражеской авиации. Это было первое боевое крещение, первые жертвы.
Спецформирование № 34, где служил Дмитрий Павлович, входило в состав 1-го Белорусского фронта. Железнодорожники обеспечивали в короткий срок ремонт путей, для бесперебойного снабжения фронта боеприпасами, горючим, военной техникой, продовольствием. Восстановительный поезд двигался вслед за наступающими войсками. Часто приходилось работать под бомбежкой и обстрелом вражеской авиации, теряя товарищей. Но задания командования всегда выполнялись в установленный срок. Работали, не считаясь со временем, спать приходилось по четыре часа в сутки. Никто не роптал, каждый выполнял свой долг перед Родиной. «Был такой случай под городом Жлобиным, - вспоминает Д. П. Квашук, - кто-то пустил ракету в нашу сторону. Через несколько минут появились немецкий самолеты, сбросили осветительные бомбы. Стал светло, как днем. И тут началось… В течение 2,5 часов эшелон бомбили, земля гудела от разрывов, мы понесли тогда большие потери».
29 июня – 4 июля 1944 года 1-й Белорусский фронт совместно со 2-м и 3-м Белорусскими фронтами и партизанами провели операцию, завершившуюся освобождением г. Минска. Следуя за войсками, через города Рогачев, Жлобин, Барановичи, Люблин, восстановительный поезд доехал до Бреста.
В феврале 1945 года эшелон с путейцами отправился в Москву. Остановились на станции Лосино-Островская, простояли девять суток. И был дан приказ – двигаться на Дальний Восток. Прибыли в г. Уссурийск. Здесь Дмитрий Павлович встретил день Победы над Германией.
Перед войной с Японией эшелон был переброшен в пос. Гродеково. С началом боевых действий путейцы на территории Маньчжурии переделывали железнодорожную колею под наши вагоны, она была там уже. Затем были переброшены на Хасанскую ветку Барабашенского района. Здесь Д. П. Квашук встретил день Победы над Японией.
3 ноября 1945 года уволился и приехал к родителям в г. Сучан. Поступил в Сучанский горный техникум на факультет горная электромеханика. После окончания был направлен в г. Хабаровск на комбинат «Хабаровскуголь», а при распределении выбрал шахту Ургала. Работал механиком на участке «Сивак» шахтоуправления «Ургальское».
В 1954 году Дмитрий Павлович был направлен от шахты на высшие инженерные курсы в Томский политехнический институт. После окончания ему была присвоена квалификация горного инженера-электромеханика. Работал в отделе главного механика и до пенсии занимал должность главного энергетика шахтоуправления «Ургальское»
За работу в военизированном спецформировании № 34 Дмитрию Павловичу «21 июня 1944 года объявлена благодарностью военным советом 1-го Белорусского фронта, за успешное выполнение задания командования фронта, приказ маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского». Он награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За победу над Японией», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Шахтерская слава» III степени, «Почетный ветеран ОАО «Ургалуголь». Сын Станислав пошел по стопам отца. Он окончил Московский горный институт и работает начальником отдела труда и заработной платы ОАО «Ургалуголь».
Источник:
Греков, А. На стальных дорогах войны» /А. Греков // Рабочее слово. – 2005. – 19 февраля.