Воскресенье, 29.12.2024, 01:25
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 173
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Как появились посёлки


К моменту образования Верхнебуреинского района на его огромной территории в 363,3 тысячи квадратных километров был единственный поселок с оседлым образом жизни населения — Чекунда. Она стала первым районным центром. Здесь размещались все органы тогдашней советской и партийной власти, небольшой сельский клуб, школа-интернат, радиоузел с единственной на весь район рацией. Ни радио, ни телевидения (о таком и не знали) не было. Все сводки, сообщения получали «с большой земли» по рации. По ней же узнали о начале Великой Отечественной войны.
Когда в 1932 году геолог Дальневосточного геологического управления (находилось во Владивостоке) Василий Захарович Скороход обнаружил в Буреинской впадине каменный уголь, и образовался «Бурейшахтстрой», его снабжение оборудованием, продовольствием, пополнение людскими резервами также шло через Чекунду, ибо только до нее могли подниматься по единственной тогда «дороге жизни» района - Бурее - небольшие колесные пароходики.
Шахтерский трест обосновался в среднем течении реки Ургал, где бурились первые поисковые скважины, пробивались первые шурфы, по которым горняки добирались к подземным кладовым «солнечного камня». Здесь первоначально стояли поисково-разведочные партии геологов Алабушева и Михайлова. Их-то и «потеснил» расправлявший свои плечи трест. Ведь именно партия Виктора Васильевича Михайлова заложила в горе две штольни, вскрыла несколько мощных угольных пластов, которые назвали «Сивак», «Средний Сивак», «Чалонык», «Эльга». Пробитые горизонтальные штольни перестроили в шахту, которая до сих пор выдает на-гора уголь.
Геологи свое дело сделали, слово осталось за шахтерами. И они старались. Строились шахты, вокруг здания треста разрастался поселок, возникла электростанция, жилые дома, сначала барачного типа, а затем и квартирные, школа, мастерские, склады и другие сооружения. Так родился еще один поселок в районе – Средний Ургал, который в 1943 году примет от Чекунды статус районного центра и будет таковым до 1954 года.
Промежуточным, как перевалочная база, остается поселок Усть-Ургал.
Геологи-поисковики нашли, шахтеры стали добывать «черное золото». Его нужно было вывозить за пределы района. За дело берутся железнодорожники. Прокладывается железная ветка от станции Известковая, что на Транссибирской магистрали. По ней должны побежать паровозы. Их нужно обслуживать, ремонтировать. Строится локомотивное депо, рядом – мощная электростанция, вокзал. Привлекаются тысячи людей. Их надо кормить, лечить, детей учить. Формируются соответствующие службы, сооружаются необходимые объекты. Рождается поселок железнодорожников – Тырма.
 О ней мне хочется сказать особенно, она заслуживает этого хотя бы тем, что мы о ней мало что знаем. 
Первым облюбовал себе место для поселения на берегу бурливой и коварной реки Тырма (в переводе на русский язык - ведьма) старовер из деревни Холустай богатый крестьянин Дмитрий Караванов. Поставил дом, надворные постройки, открыл лавку и начал торговать оружием, боеприпасами, спиртом, чем и привлекал кочевавших в округе эвенков, якутов. У них скупал пушнину, рыбу, ягоду, грибы. Все это зимой на лошадях (их у купца было десять) вывозил два раза за сезон в город Благовещенск, где часть товаров продавал, дикоросы сдавал в рестораны. Богато жил, обдирал туземцев не стесняясь. Нанимал рабочую силу, эксплуатировал, за что один из батраков и убил Караванова. Не выдержал мужик оскорблений, унижений богатейшего купчишки.
 В 1928-29 годах по среднему течению Тырмы поселились и другие староверы в основном из деревни Куликовка, так называемые переселенцы. Селились хуторами на расстоянии 15-20 километров друг от друга. Это Селины, Поздеевы, Беляевы, Горшенины, Ленские и другие. Заводили по 2-3 лошади, коров, занимались охотой, сбором даров природы. Нашли в этом районе и уголь, но его запасы оказались значительно меньше, чем на Ургале. Таким было начало Тырмы, будущего поселка железнодорожников.
Первый БАМ, как известно, строили сталинские заключенные. В 1945 году, после победы над Японией, к ним присоединились и японские военнопленные. Задача одна: строительство поселка, возведение насыпи, укладка рельс. Так вот именно в Тырме стоял самый большой лагерь заключенных. (Японцы располагались отдельно).
Развивалась промышленность района: угольная, лесная, местная (кирпичный, колбасный заводы, райпищекомбинат) строились объекты соцкультбыта. Рамки районного центра поселку Средний Ургал стали тесными, и его переводят в Чегдомын (1954 г). Здесь уже ожидало специально построенное здание райкома партии, через улицу, в двухэтажном деревянном расположился райисполком. Нашлось помещение для районной типографии и местной газеты. Устроились и остальные службы. Поселок зажил новой жизнью. Взметнулись ввысь высокие трубы котельных сначала на 26-ом, затем и на 29-ом квартале. Выросли пятиэтажные жилые дома с благоустроенными квартирами для шахтеров, строителей, медицинских работников, автомобилистов и прочих жителей поселка. Он приобрел современный вид, каким и видим мы его сегодня.
Четверть века тому назад началось сооружение всемирно известного БАМа. Из 3200 его километров 390 пролегло по территории нашего района. Отсыпали полотно, укладывали рельсы воины-железнодорожники. Поселки вдоль трассы строили посланцы союзных республик бывшего Советского Союза: Новый Ургал - украинцы, Солони - таджики, Сулук - дальневосточники, Алонку - молдаване. Появились и другие точки на карте района: Герби, Джамку, Постышево, Этыркэн. Они также детища стройки века.


А. СЛЕПЦОВ, 
газета «Рабочее слово», 2002 г.

Источник:

Слепцов, А. Как появились посёлки / А. Слепцов // Рабочее Слово. – 2017. – 6 апреля. – С. 6-7