Понедельник, 29.04.2024, 16:32
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 Из БИОГРАФИИ Ларисы Чемодановой

- «Фиктивный брак» состоялся 12 ноября 1872 года (150-летие в 2022 г.)
-Священнослужителем Ухтымской церкви был в то время Василий Афанасьевич Чемоданов - отец Ларисы 
Василий Николаевич Чемоданов – священник Ухтымской церкви составил словарь местного говора крестьян ухтымского прихода, напечатанный в Памятной книжке – календаре Вятской губернии на 1880 год.

В январе 1873 года супруги в качестве учителей отправляются 
в Губин Угол Тверской Губернии (ныне Кимрский район)

   Одной из старейших на Богородской земле является Ухтымская библиотека, открытая в феврале 1897 года. Первым библиотекарем была младшая сестра Ларисы Васильевны Чемодановой – народницы-революционерки — Серафима Васильевна Чемоданова. Все, кто был грамотным в окрестностях Ухтыма, устремились туда, за год записалось 600 читателей. По отчёту Глазовского уездного земства за 1902 год Ухтымская библиотека вышла на первое место в уезде.

- Сопровождала мужа на каторгу и в ссылку. 
- Драматична судьба у многих ее детей.
- одна из организаторов Красного Креста для помощи заключенным.

                            Дочь попа – революционерка

 

    Я вырвалась в жизнь. Я свободна, мой милый
    Сильна и бороться с судьбою хочу –
    Наружу дать выход живому ключу
    Моей молодой и нетронутой силы.
    Всю жизнь за народное счастье и волю
    С врагами народа, с невежеством, тьмой
    Я буду бороться!…

Очень яркая биография у старшей дочери священника Василия Чемоданова Ларисы Чемодановой. 

   Как только девочке исполнилось 10 лет, она поступила в Вятское Епархиальное училище. Учеба там была строгая, но сквозь толщу стен пробивались ростки вольнолюбивых идей. Большую роль в формировании взглядов юной ученицы сыграла Анна Дмитриевна Кувшинская. Лариса очень сблизилась с ней. Они решают после окончания Ларисой училища вместе ехать продолжать учебу в Петербурге. Но у отца Ларисы были другие планы, и все их надежды разом рухнули. Девушку посадили под домашний арест, а Кувшинская уехала в Санкт-Петербург. Но теплая дружба продолжалась через письма, в которых Лариса высказывала всю горечь своего положения. Кувшинская в Петербурге вступила в организацию «Народная воля», и члены этой организации решают вызволить Ларису из-под родительского плена с помощью фиктивного брака. Для этого задания выбрали человека красивого, умного – Сергея Силыча Синегуба. Весь замысел был так хорошо разыгран, что родители Ларисы не заподозрили никакого подвоха. 12 ноября 1872 г. состоялась свадьба в с. Ухтым. В конце ноября Лариса Васильевна была уже в Петербурге.

   С декабря 1872 по январь Лариса занялась самообразованием. Читала с упоением и в короткий срок прочитала все книги, какие были в библиотеке «чайковцев». Она начала помогать деятельности народников, хотя формально девушка еще не была принята в члены кружка. Лариса часто вспоминала очень чуткого умного и интересного юношу, ее спасителя. Аналогичные мысли посещали и Сергея. Поэтому в 1873 г. Сергей Силыч Синегуб отправляется в Тверскую губернию. При содействии земских чиновников, Сергей Силыч определился на работу учителем в открывшуюся школу в селе Губин Угол Корчевского уезда. В школу записалось 80 детей, и молодому учителю пришлось просить о помощнике. В Петербурге решили, что лучшей помощницей может стать Лариса Васильевна. И в начале февраля 1873 г. Лариса Васильевна Синегуб приехала в село Губин Угол. Молодые учителя со страстью взялись за работу. Успехи были поразительные, через месяц читали почти все ученики. Молодые учителя, понимая свою основную цель, начинали проводить громкие читки книг по воскресеньям после церковной службы. Постепенно легальные читки заменились нелегальными, рассказывающими о тяжелой доле крестьян. Слушатели, очень скоро почувствовав доверие к учителям, начали рассказывать о «черных» делах купца Мартынова. С губинцами у молодых учителей установились хорошие отношения. Но были у них и недоброжелатели. Одним из таких был попечитель школы Горшков. Он то и рассказал Мартынову, что не тому учители учат ребятишек. Купец тут же разыграл безобразную сцену. Явившись в школу в пьяном виде, он учинил скандал. Синегубам пришлось отпустить детей по домам. Вечером учителей вызвал в дом к купцу Мартынову. Там их поджидал пристав. Сергея Силыча Синегуба обвиняли в том, что он самовольно прекратил заниматься в школе. Ему предложили подписать протокол. Он подписал, но на другом листе бумаги изложил причину, по которой он закрыл школу. Взбесившись, Мартынов изорвал все бумаги и предложил мировую. Нехотя учителя согласились, ведь надо было заканчивать начатую работу. Доработав до окончания учебного года, Лариса Васильевна и Сергей Силыч уехали из Губина Угла. 
   В июне 1873 г. после возвращения из Губина Угла Сергей Силыч и Лариса Васильевна снова приступили к «рабочему делу» - к пропагандистской работе среди рабочих. На этот раз они свою работу развернули за Невской заставой – в районе наибольшего сосредоточения рабочих. Для большей близости они переселились из Клочков на Шлиссельбургское шоссе в Смоленский поселок, дом № 33. Местом занятий они сделали свою квартиру. Желающих учиться было так много, что ежедневное посещение квартиры, составляло от 20 до 40 рабочих. Справиться двоим, особенно Ларисе Васильевне, которая учила русскому языку, математике, географии рабочих разных по уровню грамотности было невозможно. На помощь Синегубам пришли Тихомиров и Стахановский. Здесь также, как раньше на Выборгской стороне, общеобразовательные занятия переплелись с революционной пропагандой. 

   За свою нелегальную деятельность многие революционеры были осуждены, среди них оказался С.С.Синегуб. Лариса Васильевна вытребовала у власти разрешения ехать вместе с ним на каторгу. Приехав на Нижнекарийскую каторгу, мужчины были заперты в тюрьмы. Лариса Чемоданова получила для жилья отремонтированную баню ссыльного Воскресенского. Устроившись работать воспитательницей в Карийский детский приют, она получала 10 руб. жалования. В 1879 г. С.С.Синегуб получил вольную команду и поселился в домике Ларисы. Оба они стали работать воспитателями в детском приюте учителями.
   Затем из Карийска они переехали в Читу, где занимались писательской деятельностью, работали с некоторым газетами, встречались с людьми их круга. В то время у Ларисы Васильевны и Сергея Силыча было 10 детей. 
   После Читы они переезжают нелегально в г. Томск. Но в 1906 г. за революционные статьи, напечатанные в «Сибирской газете», Синегуба арестовали. В 1907 г. он вернулся в Томск, но вскоре умер от разрыва сердца.
   В феврале 1908 г. за участие в заговоре на убийство царя и министра юстиции, четвертый сын Ларисы Васильевны, студент Лев Сергеевич Синегуб был арестован и повешен. Один за другим при окончании гимназии застрелились первый сын Сергей, а за ним и дочь Наталья. В войну 1904-1905 гг России с Японией погиб второй сын Анатолий, скончалась дочь Александра. Стойко Лариса Васильевна перенесла все удары судьбы. 

   Будучи 60-летней в январе-феврале 1917 г. вновь взялась за перо. Она сотрудничала с газетой «Искра», журналами «Будильник», «Современный мир» и многими другими изданиями. 
   Лариса Васильевна Чемоданова – Синегуб скончалась 23 февраля 1922 г на 67 году жизни от воспаления легких. 
   Сестры Ларисы Васильевны Чемоданова – Синегуб и Любовь Васильевна Чемоданова, говоря словами В.И. Ленина «принадлежали к блестящей плеяде революционеров 70-х гг. XIX в.»

                   

                               Карийская каторга


Карийская каторга действовала с 1830-х до 1898 года. Её возникновение связывают с открытием богатых месторождений золота в 1838 году. Изначально в Карийскую каторгу отправляли только уголовных преступников, затем с 1873 года — и политических осуждённых.
   Тюрьмы располагались на протяжении 35 км вдоль реки, при впадении рек Усть-Кара, Нижняя Кара, Средняя Кара, Верхняя Кара, Амур. Всего их было семь, из них одна, построенная в 1881 году, предназначалась для политических заключённых. Каторжане работали на золотых приисках.
Это место - река Кара – находится ниже города Сретенска ( северо-восточнее).

Усть-Карск — посёлок городского типа в Сретенском районе Забайкальского края России. 
Население — 1724 чел. (2017).
Расположен на левом берегу Шилки вблизи устья реки Кара в 90 км к северо-востоку от Сретенска (123 км по автодорогам), в 370 км к востоку от Читы и в 70 км к юго-востоку от Урюма (ж.-д. станция на линии Чита — Сковородино).
Основан после открытия в этих местах в 1838 году золотоносных россыпей поисковой партией под руководством горного инженера А. А. Павлуцкого. Современное название отражает географическое положение посёлка в устье реки Кары. Местные жители посёлок также называют Усть-Кара.
 До наводнения 1958 года посёлок являлся центром Усть-Карского района (упразднён).

                              
Синегубы…


……После 4,5 лет заключения в Петропавловской крепости и в Доме предварительного заключения С. С. Синегуб был сослан на каторжные работы, которые отбывал в Нижнекарийской тюрьме. В 1881 г. ему разрешили выйти на поселение. 
     Еще до ареста С. С. Синегуб был довольно известным поэтом. Его стихотворения «Дума ткача», «Барка», «Разговор царя с народом» и др. использовались революционерами для пропаганды социалистических идей. Кроме того, им были уже написаны две поэмы: «Илья Муромец» и «Атаман Сидорка». В заключении, в Петропавловской крепости, он продолжал писать стихи.
 В 1889 г. С. С. Синегуб с семьей живет в Чите, а в следующем году едет в Амурский край, где в течение двух лет работает на золотых приисках Ниманской компании по найму в качестве служащего и занимается литературной работой. На страницах сибирской и дальневосточной печати — в «Сибирской газете» и в газете «Владивосток» — появлялись его стихи, рассказы, корреспонденции. После возвращения с приисков Ниманской компании С. С. Синегуб живет несколько лет в Чите, а в конце 1895 г. переезжает в Благовещенск.
   Он и его жена, Лариса Васильевна Синегуб, становятся активными сотрудниками «Амурской газеты», а затем и газеты «Амурский край». Здесь публиковались стихотворения, рассказы, публицистические статьи, а также фельетоны С. С. Синегуба и рассказы, очерки, статьи, журнальные обозрения, библиографические заметки Л. В. Синегуб. В Благовещенске Синегубы прожили до 1900 г., затем переехали в Томск. Здесь они сотрудничают в газете «Сибирская жизнь». 
384 
В 1906 в Ростове-на-Дону был издан сборник С. С. Синегуба «Стихотворения 1905 г.» с подзаголовком «Из старых тюремных тетрадей». Ранее, в 1877 г., некоторые тюремные стихотворения были тайно переданы на волю и опубликованы в сборнике «Из-за решетки», изданном в Женеве. 
Они прожили нелегкую жизнь: тюрьмы, каторга, ссылка, постоянная материальная необеспеченность. Они пережили смерть четырех детей из десяти: в возрасте 17 лет застрелился старший сын Сергей, спустя несколько лет покончила с собой 16-летняя дочь Наталья, умерла четырехлетняя дочь Шура, пропал без вести в русско-японскую войну сын Анатолий. Уже после смерти С. С. Синегуба погибли ещё двое сыновей: Лев, который был казнен в 1908 г. за участие в неудавшемся покушении на министра юстиции И. Г. Щегловитова, и Владимир, который погиб на фронте.

                                    

             «И сердце просило свободы, свободы!..»
          (О Ларисе Чемодановой и Сергее Синегубе)

14.04.2012 
Маленькая Удмуртия в большом кино, Удмуртия в судьбах
        На телеканале «Культура» время от времени показывают художественный фильм «Нас венчали не в церкви» (Мосфильм, 1982; режиссер Борис Токарев, авторы сценария Александр Свободин и Натан Эйдельман, оператор Николай Немоляев, в главных ролях — актеры Наталья Вавилова и Александр Галибин). 
     Семейная история революционеров-народников Ларисы Чемодановой (1855—1923) и Сергея Синегуба (1851—1907), овеянная ореолом романтики (фиктивный брак по конспиративным соображениям, а после — глубокая взаимная любовь), отражена в нем вдумчиво и тонко.

     Контрастно отснятый фон играет в фильме особую смысловую роль. Первый фон — Санкт-Петербург. Но неповторимая — воздушная — городская среда блистательной столицы Российской империи отсутствует в киноповествовании. Рядом существовал иной Петербург: темные, с опущенными шторами, с тусклыми лампами конспиративные квартиры, наподобие той, какую изобразил художник-передвижник Владимир Маковский в знаменитой многофигурной картине «Вечеринка» (1875—1897).

В таких квартирах представителей революционно настроенной интеллигенции собирались нелегальные кружки политического самообразования — с целью подготовки кадров для революционной борьбы и просветительской работы среди неграмотных. Петербургский кружок «Большое общество пропаганды», в который в 1873 году вступила, вырвавшись из родительского плена, дочь священника и выпускница Вятского епархиального женского училища Лариса Васильевна Чемоданова, и показан в кинокартине.

Другой фон — живописная провинциальная Россия. В объективе кинокамеры — красота русского пейзажа: цветение садов, первые летние грозы, бескрайнее поле в духе шишкинских полотен¹. Место действия — большое село, куда и прибыл под видом «жениха» потомственный дворянин, сын помещика Екатеринославской губернии, студент Санкт-Петербургского технологического института, поэт и активный член нелегального кружка «Большое общество пропаганды» Сергей Силыч Синегуб.

Прообразом художественного пространства местности, где жила «невеста» Лариса Чемоданова, является село Ухтым Глазовского уезда Вятской губернии. «Название происходит от татарского слова “утым” (значит “любимое”), слово “утым” созвучно удмуртскому “утын” (“граница”). Речка Ухтымка в XVII в. была границей между удмуртскими и русскими селениями»². 
В настоящее время село Ухтым входит в состав Богородского района Кировской области.

Образ родной местности и дома своей возлюбленной Сергей Синегуб запечатлел в стихотворении «Ты знаешь ли, милый, до встречи с тобою...», впервые опубликованном в 1877 году в журнале «Из-за решетки», издававшемся в Женеве. В нем передано мироощущение серьезной и мечтательной «тургеневской девушки»:

...
Нависли на небе свинцовые тучи,
Соседняя роща печально шумит,
А в поле открытом свирепо царит,
Порывисто мечется ветер могучий.
...
Но тучи промчатся; расстаться так жаль
Мне с молнией, с ветром, с ударами грома,
Чтоб снова под кровлей постылого дома
Встречать лишь обыденной жизни печаль.
А отчий мой дом, как тюремные своды,
Давил мою душу... Работал мой ум,
Роилось в нем много пленительных дум,
И сердце просило свободы, свободы!
На подвиг рвалась моя сила, как рвется
Измученный узник из душной тюрьмы
В открытое поле, из тягостной тьмы —
Под чистое небо, где солнце смеется!..³

   Лариса Чемоданова с детства мечтала полностью отдать себя борьбе за народное счастье. «Уже тогда ей запомнились курные крестьянские избы, крытые соломой, с маленькими оконцами, затянутые наполовину тряпками. Особенно поражал и даже пугал девочку вид крестьян-удмуртов, одетых как нищие, с красными от трахомы глазами»4.

   В юности красивая, высокая, статная девушка была членом нелегального кружка при Вятском епархиальном женском училище. Большую роль в становлении личности Ларисы сыграла педагог училища и классная дама Анна Дмитриевна Кувшинская (1851—1909), впоследствии вошедшая в петербургский кружок «Большое общество пропаганды». По ее инициативе и была придумана встреча «жениха» и «невесты», которые до этого не знали друг друга.

А.Д. Кувшинская была женой вятского революционера-народника, издателя, библиографа-краеведа Николая Аполлоновича Чарушина (1851—1937), старшего брата вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862—1945), автора проектов Свято-Михайловского собора и Успенской церкви в городе Ижевске. Николай Чарушин, будучи студентом Технологического института, также был активным членом «Большого общества пропаганды». Этот народнический кружок, в который входили супруги Синегубы и супруги Чарушины, носил и другое название — «чайковцы» — по фамилии политического деятеля, уроженца Вятки Николая Васильевича Чайковского (1850—1926).

...В Сибири, в семье каторжан, а затем вольных поселенцев Ларисы и Сергея Синегубов выросло десять детей: 5 сыновей и 5 дочерей. «Любопытно, что в ней оказались представители чуть ли не всех сословий России. Старший сын Сергей, родившийся еще до лишения Сергея Силыча “всех прав и званий”, числился по метрическим записям как сын дворянина. Анатолий и Евгений оказались записанными как дети ссыльного каторжного, Наталья — дочерью ссыльного поселенца, Лев и Владимир — сыновьями крестьянина, так как после отбывания срока каторги Синегуба зачислили в это сословие, позднее он перешел в разряд мещан, и дочери Лидия, Лариса, Мария и Александра числились детьми мещанина. Сама Лариса Васильевна, как дочь священника, относилась к духовному званию. Друзья в шутку говорили Синегубам, что в их семье недостает только купца»6.

   Супружеской чете вместе пришлось пережить смерть четверых детей: ушли из жизни 17-летний Сергей, 15-летняя Наталья, 4-летняя Сашенька. В 1904 году в Русско-японской войне погиб второй сын Анатолий.

Трагическая участь четвертого сына, выпускника Петербургского университета Льва Синегуба, состоявшего в боевом «летучем» отряде эсеров-максималистов, отражена в «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева, написанном в 1908 году — по следам смертной казни 17 февраля 1908 года. Лариса Васильевна стойко перенесла и этот удар судьбы — после недавней кончины мужа осенью 1907 года.

Сергей Силыч Синегуб и Лариса Васильевна Чемоданова-Синегуб 
были похоронены в Томске, оставив по себе добрую память в Сибири, Вятке, Твери, Санкт-Петербурге, Москве.

                                            
«Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019
Сергей Глезеров

                                Операция «Жених и невеста». 
               Фиктивный брак как путь к семейному счастью

 

Смена эпох, как правило, сопровождается ломкой традиционных семейных отношений. Происходила она и полтора века назад во времена реформ Александра II. В ту пору весьма популярными были фиктивные браки, порой служившие для девушек из провинции единственным спасением. Они мечтали учиться и стремились в столицы, а родители их не пускали. Впрочем, иногда подобные браки оказывались вполне благополучными...

Ларисе Чемодановой, дочери сельского батюшки Покровской церкви села Ухтым Вятской губернии (ныне Кировской области), не было еще и семнадцати. Она окончила местное епархиальное женское училище, где под влиянием классной дамы Анны Кувшинской увлеклась революционными идеями и мечтала «служить народу». Девушка пыталась бежать из родительского дома, чтобы учиться в Петербурге, но была возвращена отцом. Он грозился «сгноить ее, но не допустить, чтобы она стала развратной стриженой девкой». На помощь пришла Кувшинская, задумав вызволить свою ученицу путем фиктивного брака.

В роли жениха выступил революционер-народник Сергей Синегуб, который девушку совершенно не знал. Сын помещика Екатеринославской губернии, во время учебы в Петербургском технологическом институте он сблизился с участниками кружка Николая Чайковского, участвовал в подготовке «хождения в народ», стал одним из первых организаторов рабочих кружков в столице.

«Операция» была продумана до мелочей: Лариса заранее готовила родителей к появлению «суженого». Молодые люди разыграли свои роли как по нотам. Девушка бросилась в объятия молодого человека, а тот поведал остолбеневшему отцу Василию про небывалый роман с его дочерью, заверив, что они поклялись друг другу в вечной любви. Молодой человек рассказал, что все его братья на службе по разным ведомствам, а он пока учится в технологическом институте, но готов, женившись, ехать к отцу в деревню заниматься имением. «Приданого мне никакого не надо, мне нужна только Лариса, без которой мне жизнь не в жизнь», - уверял он отца Василия.

Правда, озадаченный батюшка все-таки усомнился: «Хорошо, если все это правда! Я, знаете, ужасно боюсь, не фиктивный ли это брак затевается?»... Пришлось приложить немало сил, чтобы убедить родителей девушки, что все «по-настоящему».

12 ноября 1872 года состоялось венчание, а затем свадьба. И хотя, по воспоминаниям Синегуба, он еще в первый вечер знакомства не мог налюбоваться своей «невестой», до того красивой она оказалась, обязательства были превыше всего. В первую брачную ночь он ее и пальцем не тронул: она расположилась на широкой кровати, утопая в перинах, а он свернулся калачиком на сундуке в углу...

В конце ноября супруги приехали в Петербург. «Жених» сдал «невесту» на руки Анне Кувшинской. Казалось бы, все договоренности исполнены, однако... «Моя фиктивная жена совершила весьма основательную брешь в моем сердце, - признавался Синегуб. - Но показать это ей было бы преступлением. Как-нибудь я должен был залатать эту брешь во что бы то ни стало. В этом могла помочь мне моя общественная забота. Надо в нее погрузиться, и никакие глупости не будут иметь места!»

В конце концов Лариса сама призналась Сергею в любви. Но счастье длилось недолго: уже в ноябре 1873 года Синегуб был арестован, приговорен к девяти годам каторги и поселению. Лариса поехала за мужем в Сибирь.

Там в их семье каторжан, а затем вольных поселенцев родились пять сыновей и пять дочерей. Правда, едва ли жизнь была счастливой. Трое детей умерли, в 1904 году на Русско-японской войне погиб сын Анатолий. В 1908-м в Лисьем Носу под Петербургом был казнен сын Лев - за участие в боевом «летучем» отряде эсеров-максималистов... Годом ранее ушел из жизни глава семейства: скончался от разрыва сердца.

Что же касается Ларисы, то она пережила мужа на шестнадцать лет. Занималась литературной деятельностью, вела журнальное обозрение в «Сибирской жизни», работала в «Амурской газете», была одним из организаторов Красного Креста для помощи заключенным.

Материал опубликован 
в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019 
под заголовком «Операция «Жених и невеста»».

                                        Х Х Х 

Настоятелем  Ухтымской церкви  долгие годы был священник Василий Афанасьевич Чемоданов. 
Это был человек с сильным характером, красивый, высокий, худощавый. Он был большой любитель пения и музыки, прекрасно играл на гуслях и фортепиано. Известно, что Чемоданов имел большую семью и отличался суровостью в воспитании детей.
 
Василий Чемоданов был действительным членом Статистического Комитета священников. Он вел дневниковые записи, печатал свои заметки в в «Календаре Вятских губернских Ведомостей». Особого внимания заслуживает его монография «Особенности русского наречия в Ухтымском приходе и смежных местностях», 1879 г.
 
Дом священника находился в 200 метрах от церкви, на возвышенном месте, на правом берег у реки Ухтымки. В 1900 году дом сгорел, и семья Чемодановых переехала в другую область (Приложения № 3, 10,11,12).

События, связанные с жизнью ухтымской церкви 
Венчание Ларисы Чемодановой

  В 1872 году Покровская церковь села Ухтым стала местом фиктивного брака  революционерки – народницы Ларисы Васильевны Чемодановой с поэтом – народником Сергеем Силычем Синегуб.
 Лариса родилась в 1856 году. В 1873 году вступила в кружок «Чайковцев». Отец воспротивился решению дочери и запер девушку в доме. Петербургский кружок «народников» решил вызволить Ларису из домашней неволи. Сделать это было решено с помощью фиктивного брака. В Ухтым отправился в качестве жениха Сергей Синегуб – вятский народник. Священнослужителем Ухтымской церкви был в то время Василий Афонасьевич Чемоданов /отец Ларисы. 12 ноября 1872 года состоялось венчание и свадьба. 
    (Приложение № 4: «Выписка из метрической книги о бракосочетавшихся в Покровской церкви с. Ухтым от 12 ноября 1872 года, стр.150») 
    15 ноября супруги Синегуб выехали в Петербург. Лариса продолжила работу в кружке. А.Д. Кувшинской. В январе 1873 года супруги в качестве учителей отправляются в Губин Угол Тверской Губернии, где  прожили долгую и счастливую жизнь. У них было 10 детей (Приложение № 12).
    
23 февраля 1922 года на 67 году жизни в Сибири от воспаления легких скончалась Лариса Чемоданова. 

Ее четверо детей:
 сын Евгений и дочери – Лидия, Лариса и Мария 
переехали в Московскую область. (?)
    Жизни Ларисы и Сергея Синегуб посвящен художественный фильм «Нас венчали не в церкви».
20 сентября 1903 года состоялось празднование 200-летия села Ухтым (Приложение № 5 ).

                                         Х  Х  Х 

ИЗ Автобиографии  
Шулепова Николая Петровича (22.12.1912 - ? ) -  
учителя истории, краеведа, члена Союза журналистов СССР, 
автора книги о Л.Чемодановой:

«….. Написана рукопись книги о революционерке-народнице Ларисе Васильевна Чемодановой - уроженке села Ухтым. В разные годы в газете "Заря", "Кировская правда" и других газетах о ней написано 18 статей. Рукопись о Чемодановой находится в Кировском издательстве, ждет своей очереди…»

Н.П.Шулепов
20 июня 1985.

                                                  Х Х Х 

Предки (отец, дед…) Ларисы Чемодановой получили фамилию от этой деревни ??

Деревня Чемодановы 
располагалась в одном километре от села Круглыжи и реки Ветлуга и примерно в километре от реки Матюг.
Прежнее название — починок Поповской.
Стоял на колодцах.
Относился к Вятской губернии Котельническому уезду (стан 2) Круглыжской волости Мулинскому обществу.
В 1859 — 1873 годах состоял из одного двора, в котором проживало 7 мужчин и 10 женщин. Всего жителей 17 человек.
Починок Поповской относился к приходу села Балахнинское (Ильинское) к Ильинской церкви.
Основными промыслами или занятиями являлись следующие: Торговец (купец) и приказчик.
Основная и единственная фамилия — Чемодановы.
В 1891 году было 3 семьи. 28 жителей.
На 1926 год в деревне Чемодановы Круглыжского сельского Совета было 5 крестьянских хозяйств. Жителей 33 человека, в том числе 16 мужчин и 17 женщин.
С 1939 года деревня Чемодановы вошла в Свечинский район Круглыжского сельсовета.

После войны деревни не стало.
По одной из версии купцы Чемодановы после революции 1917 года покинули Россию, выехав в восточном направлении в Среднюю Азию. На сколько правдива данная версия никому на данный момент не известно. После их исчезновения на данном месте появилась деревня.
Когда деревня распалась в купеческом доме долгое время был интернат где жили дети с окрестных деревень учась в Круглыжской школе.
В 80-х — 90-х годах купеческий дом горел дважды.
На данный момент остались только стены из красного кирпича, который население не может разобрать по сей день. Так как кладка была сделана на извести и куриных яиц. Когда дом строился население всех деревень было обязано в виде налога платить данный оброк яйцами. Да и все церкви были построены именно так.
Примерно около километра от усадьбы было кладбище, которое в последствии, когда проводилась мелиорация было погребено под землей. На данный момент остался не большой уголок от него, но и памятники и плиты были перетащены с места на место. Сохранились только отдельные надгробья из известняка, на которых сложно что-то прочесть, так как вода постепенно сточила надписи, лишь только на отдельных плитах можно что-то прочитать.
(Список населенных мест Вятской губернии 1859 — 1873 годов).
(«Книга Вятских родов» В. А. Старостина, 1891 год).
(Список населенных мест Вятской губернии по переписи населения 1926 года).
(Список населенных пунктов Кировской области 1939 года)