Тяжела была жизнь рабочих на прииске, особенно в летний период времени. Их рабочий день начинался в 5 часов утра и продолжался до 14-15 ч в сутки. Для отдыха и жилья предназначались убогие землянки или бараки с железными печами. На десятки километров по ключам и раскопкам растянулись цепи жалких лачуг. Не осталось следа от них, но бывалые люди помнят их по названиям: «Весёлая горка», «Сахалинка».
Промышленные грузы и продукты питания завозились на прииск, в основном зимой по льду реки Буреи и её притоку Умальты на лошадях.Многие крестьяне Приамурья кормились за счёт извоза. Главный же транспорт был в руках богатых купцов.
Братья Ланкины, например, держали 200 верблюдов, из них – 100 ходили на Софийск. Метёлкин имел 80 верблюдов и 50 лошадей. Косицын – 60 лошадей и, кроме них, каждую зиму гнал в Софийск до 50 быков. На Бурее каждые 20-30 километров стояли «станки» - избушки для отдыха ямщиков.
Как только реки покрывались льдом, с пристани Бурея выходили многочисленные обозы по 100 и более лошадей и верблюдов.
В летний период грузы завозились на лодках-долбленках из тополя, до 12 метров длиной, груза брали до 1,5 тонны. Лодочники толкали шестами, а на перекатах тянули их бичевой.
Приход первых обозов в Софийск для старателей был настоящим праздником. В магазинах появлялись свежие продукты, промышленные товары и, конечно, спирт. С помощью его почти даром скупалось золото.
Заработки были скудные: платили за каждый золотник (4 грамма 260 миллиграмм) по 1 рублю 92 копейки. А хозяин прииска сдавал золото в банк по 4 рубля 92 копейки, на каждом золотнике имея чистую прибыль в 3 рубля.
Условия труда старателей его не интересовали, поэтому не было на приисках настоящей больницы (имелся лишь небольшой фельдшерский пункт). Фельдшер лечил пациентов за золото. Что касается духовной стороны, на приисках имелось 2 церкви.
В 1900 году школу для детей эвенков и алеутов открыл и содержал за собственный счёт золотопромышленник Жирков Афанасий Никитович. В содержание учеников входило: питание, одежда и проживание. Но школа эта недолго имела своё существование, владелец разорился и больше не мог её содержать.
Некоторое время Софийск переживал период золотой лихорадки, но позднее основные месторождения были отработаны. Вся Ниманская золотоносная система была наполнена старыми отработками. В период первой мировой и гражданской войны (1914-1922г), а также до 30-х годов золото добывалось в сравнительно небольшом объёме. Число рабочих насчитывало 300 человек. Последний представитель частной компании Орлов бежал из Софийска в 1928 году, пытаясь увезти с собой некоторое количество золота, за что и был схвачен и убит.
Советская власть застала в Софийске бесконечные отвалы промытой породы и полуразрушенные строения.
На руинах старого Софийска стал расти новый посёлок. Появилась столовая, больница, школа, клуб, библиотека. Разработка месторождений продолжалась. Параллельно работали геологи, определяя запасы золота, что и решило судьбу прииска. С 1956 года он стал снова оживать, но уже на базе новой техники.
Посёлок Софийск до 1940 года по административному делению относился к Селемджино-Буреинскому району. По количеству населения Софийск в те годы был самым крупным населённым пунктом на территории нашего района в теперешних границах. Среди заведений имели своё существование школа семилетнего образования, больница, клуб. Средняя же школа находилась в районном центре Экимчане. Что касается транспортных средств, то по пути через хребет Эзоп можно было доехать на лошади или пройти пешим ходом.
В 1941 г в Софийске проживало 870 жителей, в том числе работающих было 291 чел. Прииск насчитывал 96 жилых домов. Работали телеграф, телефон, почта. Радио не было.
Следующая страница «Истории Софийского прииска» посвящена предприимчивым якутским купцам.
«Сбытом пушнины, снабжением продуктами питания, одеждой, боеприпасами и оружием занимались в то время якутские купцы. Всё необходимое они доставляли на оленьих стадах, численность которых доходила до 1500 голов.
Дорога от Усть-Умальты до прииска была крайне тяжёлой. Шла она по тайге и болотистым местам. В 1900 году, добравшись до Якутска до села Амги на лошадях, я отправился дальше с одним из таких торговых обозов.
Груз, в основном мясо, топленое масло, охотничьи боеприпасы, спирт, чай, свечи, шелк и ряд других товаров, доставлялся на оленях. Каждое животное несло на себе по два пуда груза, а всего в стаде было пятьсот голов.
Такие стада, принадлежавшие богатым якутским купцам, доходили до Зейских, Селемджинских, Амгуньских приисков, где происходила продажа как груза, так и оленей. В Якутске олень стоил 10-12 рублей, а на приисках их цена вырастала до 25-30 рублей. В зимний день такое стадо проходило по 25-30 километров.
Наш путь проходил через селение Чекунда, о времени возникновения которого я затрудняюсь что-либо утверждать. В 1900 году на одном из двух существовавших кладбищ мы видели много памятников кочевникам, на которых были вырезаны фамилии, имена, отчества и годы смерти. Самые ранние из них относились к 1860-70 годам, то есть ещё задолго до открытия приисков Софийска здесь уже жили люди. К сожалению, позднее, с 1951 по 1954 год, все эти песчаные памятники были разбиты. Не сохранилось и второе кладбище, которое было перепахано организованным впоследствии колхозом «Красный охотник».
От старожилов-эвенков я узнал, что до постройки церкви в Чекунде была старая ветхая часовня. А церковь построили в 1895-1898 годах, но и она не достояла до наших дней, так как была снесена наводнением 1917 года.
Недолго побыв в селении, мы двинулись дальше. Жизнь пошла по привычному распорядку. Рано утром, до рассвета пастухи пригоняли оленей, завьючивали их, и мы отправлялись в дальнейший путь. На ночлег останавливались в темноте (зимний день – короткий), ставили палатки. Можно было только подивиться, с какой быстротой люди очищали место от снега, ошкуривали шесты для установки палатки, устанавливали в ней печь и заготавливали дрова на ночь.
Двигаясь таким образом, до Софийска мы добрались за полтора месяца».
Источник:
Дмитриева, В. «Деловые люди» из Якутска /В. Дмитриева // Рабочее слово. – 1994. – 8 сентября.