Дуссе-Алиньский тоннель – ворота Восточного участка БАМа
2 июля 1977 года через тоннель
прошел первый рабочий поезд
В июле 2017 года исполнилось 40 лет со дня открытия рабочего движения грузовых поездов через тоннель Дуссе-Алинь.
Этот железнодорожный тоннель проходит по Байкало-Амурской магистрали, на участке Ургал-Комсомольск-Сортировочный и пересекает Буреинский хребет (точнее, хребет Дуссе-Алинь).
Длина - 1852 м.
На его протяжении имеются две шахты для вытяжки выхлопов локомотивов проходящих поездов.
Дуссе-Алиньский тоннель называют воротами Восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Его начали строить в 1939 году, а закончили (уложили рельсы и прошел первый поезд) - в 1977 году.
К 1974 году Дуссе-Алиньский тоннель промерз ровно настолько, что проще и экономически целесообразнее казалось прорубать рядом новый. На это бросили железнодорожные войска Дуссе-Алиньской воинской части. Ей предстояло разморозить и расширить тоннель, так как невозможно было сделать железнодорожные пути, которые бы огибали хребет Дуссе-Алинь. Это бы привело к пустой трате сил рабочих, времени, материалов и денежных средств.
Очистка была поручена бригаде полковника К. Д. Курочкина (он возглавлял бригаду, которая получила наименование СУ-№ 935, ставшее генподрядчиком по сооружению участка от станции Ургал до разъезда Уркальту).
К этому времени дренажные устройства пришли в негодность, смотровые колодцы были завалены породой, тоннель чуть ли не весь был забит льдом.
Чтобы его очистить, надо было выбросить 32 тысячи кубических метров льда.
Автором проекта восстановления был генерал Ж. Исаакян (он служил на Восточном БАМе заместителем командира корпуса по строительству искусственных сооружений), предложивший использовать для растопки теплый воздух.
Установили два мощных авиационных вентилятора и два теплогенератора.
В тоннель забросили длинные рукава и по ним пустили воздух.
Вот как об этом пишет сам Ж. Исаакян: «Несколько дней все шло хорошо. Тоннель очищался кубов на 250 — З00. Но вот теплый воздух перестал проникать в глубину из-за образовавшейся там сплошной ледяной пробки. Если бы удалось ее вытолкнуть, теплый сквозняк сразу стал бы нашим помощником.
Среди проходчиков был отчаянный парень - младший сержант Марийченко.
«Бери добровольцев», - сказали ему, - и ползите, сколько можно с отбойными молотками». Добровольцы из взвода лейтенанта Б. Соловьева - Ю. Михеев, В. Мишулин, Р. Карпов, Р. Голеев - с большим трудом добрались до ледяной стены. Застучали молотками. Отколовшиеся куски льда сами уползали вниз. Последний ледяной брус словно бы вытолкнули с той стороны, и сразу же из отверстия рванулась вода. Обратно солдаты, можно сказать, выплыли» (В. Ф. Зуев «Организация строительства БАМа». Сборник «Ургальский характер»).
Было очень трудно, но воины-железнодорожники - трудились не жалея ни сил, ни времени. «85 кубометров за смену!» — было девизом каждого, кто работал на очистке тоннеля.
Выбрано более 30 тонн кубометров спрессованной годами ледяной массы. На 150-170 процентов выполняли сменные задания буровики.
Воины-железнодорожники очистили тоннель всего за три месяца, сэкономив время - три четверти года, и сотни тысяч рублей.
Сразу после очистки укладывали рельсовый путь.
Воинам-железнодорожникам, суждено было войти со своим подвигом в историю, и они это сделали.
2 июля 1977 года через тоннель прошел первый рабочий поезд, поэтому случаю состоялся многолюдный митинг.
В церемонии открытия приняли участие первый секретарь Верхнебуреинского райкома КПСС Владимир Иванович Луночкин; секретарь Хабаровского краевого комитета партии Александр Михайлович Латышев; секретарь Хабаровского крайкома ВЛКСМ Анатолий Михайлович Новоселов; командир отличного взвода лейтенант Петушков; бурильщик Валентин Дмитриевич Мороз; генеральный директор объединения «Ургаллес» Григорий Иннокентьевич Ташлыков.
В архивный сектор администрации Верхнебуреинского муниципального района поступило 12 фотодокументов о проведении митинга, посвященного открытию рабочего движения грузовых поездов через тоннель Дуссе-Алинь. На фотографиях запечатлены встреча первого рабочего поезда, воины-железнодорожники, которые восстановили тоннель, построенный в 1947-1950 годы.
В полную эксплуатацию тоннель был введён 4 ноября 1982 года.
Строительство БАМа и тоннеля как его составляющей решило задачи общенационального уровня: был открыт доступ к природным ресурсам дальневосточного региона; были обеспечены транзитные перевозки, создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-3апад, проходящий 10 000 км по российским железным дорогам.
В 2004 году в районе станции Дуссе-Алинь были установлены два знака: памятная плита строителям Дуссе-Алиньского тоннельного перехода 1974-1984 гг. и крест, не имеющий надписи, но воспринимаемый всеми как памятник строителям 30-х годов.
Источник:
Голобокова, О. Дуссе-Алиньский тоннель – ворота Восточного участка БАМа / О. Голобокова // Рабочее слово. – 2017. – 20 июля. – С. 7