Четверг, 02.05.2024, 07:59
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какое воздействие оказывает на природу и изменение климата Бурейская ГЭС?
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дуссе-Алинь

… Лето 1975-го. Вертолет кружит над перевалом. Корреспондент газеты "Правда"  машет рукой, приглашает к иллюминатору: «Смотрите! Тоннель!..» Вертолет снижается. У западного портала – огромный язык льда. И это в июле, когда жара под тридцать.
По разрушенной узкоколейке, по ветхому дощатому настилу идем в тоннель. Вот здесь был бетонный узел, вот лестница на сопку – к баракам, вот заржавленная тачка, а это какие-то странные, похожие на строительные козлы – опоры.
- Их ставили от сопок, где брали грунт, до насыпи – по болоту, марям. Сверху – доски.  Землю возили в тачках, - поясняет Иван Федорович Урецкий, офицер подразделения воинов-железнодорожников. – Когда мы высадились десантом, кое-где встречали эти сооружения.
Ось тоннеля. Из тесной глубины несет холодом и сыростью. С глухим стуком падают сверху капли воды. Потемневший бетон и лед, лед, лед… Свет в конце тоннеля мы не видим. Пробуем на ощупь, топаем ботинками – старый прочный лед, как броня. Как же случилось, что целое инженерное сооружение пришло в негодность?
Тоннель был построен в 1952 году. Год спустя стройку законсервировали. Сторожить тоннель остались пожилые люди. Каждое утро старик разводил огромный костер у восточного портала. Потом шел к западному. 1807 метров. Он, в буквальном смысле, отапливал Дуссе-Алиньский тоннель. Потом старик умер, а жена его переехала то ли в Ургал, то ли в Чегдомын. Некому стало зажигать костры. По капельке, по капельке подпочвенная вода стала проникать в тоннель…
Новые костры запылали на Дуссе-Алине в 1975-м. В июле развернулись работы по очистке тоннеля. Предстояло извлечь свыше 30 тыс. кубометров льда. Как это сделать? Взвод саперов вышел к Дусе-Алиню.  Начали со взрыва. Открылся западный портал. Самосвалы, вагонетки, ручные, шахтные погрузчики – все пошло в ход. Но скорость очистки не удовлетворяла ни командиров, ни саперов. Военные инженеры Ж. Исаакян, А. Ковальчук, Г. Грошев, И. Кукса предложили не взрывать – растопить лед.
Работали в три смены. К концу августа триста метров полностью очистили ото льда. Но ледовый монолит приготовил коварную опасность – водяную линзу. Когда рванул водяной вал, ефрейтор Васил Минуллин, парень из Татарии, бросился к промоине, телом закрыл пролом, приник ко льду. Он выиграл драгоценные секунды, спасая людей. Вода в тоннеле поднялась на два метра и бурлящим потоком ринулась на волю. Потом  «потекла» крыша тоннеля. Оказалось, что излишнее тепло подогрело вечную мерзлоту.  Специалисты Ургальского шахтоуправления предложили улучшенный вариант реконструкции дренажных систем. Потом стали глохнуть  теплогенераторы: подошли уже к середине тоннеля, машине не хватало кислорода. А людям?
И все-таки через четыре месяца тоннель был очищен ото льда – 32 тысячи кубометров. Следующий этап – расчистка штольни, заполненной грунтовыми водами и льдом. Продвигались почти ползком, метр за метром. Лед долбили отбойными молотками, выносили на поверхность в брезентовых мешках. Вот-вот должна была хлынуть вода. Случай в тоннеле помнили, риск в штольне возрастал, поскольку ни спрятаться, ни убежать – узкий, тесный коридор. Пробку решили взорвать небольшими зарядами.
11 апреля 1976 года из вертикального колодца ударил фонтан. Солдаты подставляли руки, хохотали, брызгались, как малые дети.

Источник:
БАМ: земля комсомольская. Панорама Всенародной стройки- 1980. Выпуск седьмой. – Хабаровское кн. изд-во: Амурское отделение Благовещенск. – 1980. – С. 209-210