Так начиналась новостройка
Трест "Бурейшахтострой" был организован в марте 1934 года. Вначале он находился на пристани Бурея (нынче Новобурейск). Там были основные склады технического и продовольственного снабжения, автобаза, административные помещения и т.д. На Среднем Ургале, в Тырме и Чекунде располагались подразделения треста, которые всю свою работу строили на разведке угля.
Завоз всех грузов в названные пункты производился в основном зимой автомашинами ЗИС-5, мало приспособленных для работы на трассе 300-400 километров при морозах в 40-60 градусов. Каждую машину обслуживало два человека. Всем им выдавали тулупы, ватные костюмы и валенки. И, несмотря на это, никому не удавалось преодолеть такое расстояние.
Для обогрева и отдыха шоферов были оборудованы зимовья в Пайкане, Чеугде, Чекунде. А на буровой площадке Усть-Тырмы имелись две комнаты отдыха и центральная перевалочная база технических, продовольственных грузов и нефтепродуктов.
До Усть-Ургала автомобили ходили по реке Бурея, преодолевая все ее капризы с заносами и наледями. Бывали часто случаи, когда машина, попав вечером в наледь, утром оказывалась залитой до крыши кабины, когда шоферы, спасая ценный груз, выносили его на берег по ледяной воде.
Бывали случаи, когда в конце зимней навигации нужно было срочно завезти грузы на центральную перевалочную базу. Тогда в рейс отправлялись самые отважные, смелые ребята, хорошо знающие фарватер реки, ее коварный нрав. Так, весной 1938 года поставщик задержал поставку бурового станка, крайне необходимого на Среднем Ургале. Начальник автобазы тов. Смирнова и главный инженер треста А.М. Гуськов дали мне задание (я работал начальником эксплуатации транспортного управления треста) отобрать 2-3 автомашины с лучшими водителями и доставить станок во что бы то ни стало до Усть - Ургала. 31 марта шоферы комсомолец М. Гордиенко и В. Кожемяко выехали с пристани Бурея. До Усть-Ургала мы добирались четверо суток (в зимнее время этот путь автомашины преодолевали 18-20 часов). Заведующий базой М.А. Виардо быстро организовал разгрузку и 4 апреля мы отправились в путь.
Зная хорошо реку, мы возвращались со скоростью 5-10 километров в час. Во многих местах впереди машины шел человек и палкой простукивал лед, указывая путь. До места оставалось километров 50 как на нашим пути встретилась зимняя наледь. Справа - забереги, слева - рыхлый лед. Решили ехать через наледь. Вскоре машина Кожемяко проваливается колесами под лед. Не успели мы связать трос и подвести бревно поперек провала, как машина скрылась подо льдом. Оглянувшись назад, мы увидели, что и под остальными двумя машинами лед прогнулся. Пришлось скорее убираться на основной лед реки и на полной скорости, какую могли развить ЗИСы, выпрыгивать на берег, и уже грунтовой дорогой добираться до станции Бурея.
В летнее время по Бурее ходили пароходы, катера и два глиссера. Катера в среднюю воду доходили до Усть-Ургала, а в малую - только до буровой площадки (три километра ниже Чекунды). Глиссеры перевозили только пассажиров и почту до Среднего Ургала и Тырмы. Много раз они опрокидывались на порогах р. Тырма и заломах р.Ургал. Жертвой катастрофы с глиссером стал начальник Ургальскогоразведрайона В.С.Царенко.
Трудовой славой тех дней покрыли себя шоферы комсомолец Алексей Черутов, первый получивший на Ургале правительственную награду - орден "Знак Почета", Сергей Чуренков, Иван Рифат, Сергей Рамис, Василий Кожемяко, Саша Циберкин, Иван Спасителев, братья Михаил и Степан Гордиенко и многие другие.
Все грузы, которые накапливались на Усть-ургальской перевалочной базе, частично весной перевозились тракторами по зимнику на Средний Ургал, а большая часть доставлялась летом на лодках.
В то время была организована специальная бригада лодочников, которые на своих "долбленках" с помощью шестов и бичевой по реке Ургал перевозили груз на Средний Ургал. Таким способом в 1939 году были перевезены 500 семей, прибывших на новостройку.
Ф.Дорошенко, член ВЛКСМ с 1932 года
Источник: Дорошенко, Ф. Так начиналась новостройка /Ф. Дорошенко // Рабочее слово. – 1971. – 17 июня.