Д. Герей. Трудная дорога в таежный край
Как добирались к нам люди в давние времена? Известно, что еще в начале века золотопромышленники завозили необходимые грузы в Софийск зимой санным путем, с трудом пробиваясь сквозь нагромождения торосов. В летнее же время до бывшего районного центра с. Чекунда ходили пароходы, а дальше грузы доставлялись на лодках, которые тянули четыре человека на длинной бечеве, как бурлаки.
С начала 30-х годов началась разведка Ургальского месторождения каменного угля, и всевозможные грузы доставлялись таким же образом. Когда уровень воды в реке Бурее был нормальным, пароходы и катера доходили до Усть-Ургала, где была перевалочная база «Бурейшахтостроя», а до Среднего Ургала добирались на лодках. В зимнее время на Бурее шли один за другим обозы. Обоз состоял из 20-30 подвод с колокольчиками под дугами. Их мелодичный звон далеко был слышен в морозном воздухе. Морозы доходили до минус 60 градусов. По берегам реки через 15-20 километров стояли зимовья, на которых жили по две-три семьи. В их обязанность входило содержание в тепле помещений для ночлега обозников, устройство коновязи и заготовка дров для пароходов, так как их котлы отапливались дровами.
Последние такие обозы у нас проходили зимой с 1935 на 1936 год. С этого времени стали от Новобурейска после ледостава протягивать тракторами «клин», разрушающий торосы, и по этой дороге стало ходить много автомашин и до Умальты, и до Среднего Ургала. Но в летнее время все еще использовались лодки.
Ургал – река коварная. Ее крутые изгибы, бурные перекаты, множество заломов представляют определенную опасность. Лодку приходилось тащить «за уши», бредя по ледяной воде. Нередко груз топили. Вылавливали, что успевали, раскладывали на косе для сушки, а сами возвращались на базу догружаться.
Летом 1936 года на строительство шахты стали прибывать люди с семьями по организационному набору из западных районов страны. С Усть-Ургала они пешком добирались до будущего Чегдомына.
Неласково их встретило это бывшее диким место. Кругом тайга, мари и болота, тучи комаров. Переселенцы ставили палатки и сразу же брались за сооружение жилья. К концу года были заложены две штольни. Железную дорогу до Чегдомына довели к концу 1941 года. Но началась война, строители ушли на фронт, шахту пришлось законсервировать. Часть людей отправили на шахту «Кивда» Амурской области.
Начали снимать рельсы до Кульдура для нужд фронта (см.примечание).
Вскоре после окончания войны началось восстановление железной дороги, и с этого же времени шахтеры приступили к расконсервировке шахтных выработок. К концу 1949 года вновь до Чегдомына дошла железнодорожная колея., началась добыча и отгрузка угля.
Из тех людей, прибывших в 1939 году в Чегдомын, многих навечно забрала война, некоторые уже ушли из жизни по возрасту, а вот бывшие дети тех лет живут в Чегдомыне, хотя и достигли пенсионного возраста.
Вот имена некоторых старожилов: Н. Ушаков, А. Пекшев, В. Савенков, Д. Бондаренко, Ф. Лештаев, И. Литвинцев, П. Зоркальцев. А братья Правые в наш район прибыли в 1928 году – почти сразу же в год образования района. Филипп Синюшкин с братом Алексеем, Беляниновы Иван, Владимир, Петр и Павел, Аркадий Никифоров жили здесь с 1935 года. Д. Герей - с лета 1934 года.
Поселков в то время были единицы. Менее десятка мелких приисков, разбросанных по тайге на десятки, а то и сотни километров друг от друга. С десяток лесозаготовительных пунктов вдоль Буреи, где люди вручную пилили лес, вывозили его на лошадях к берегу реки, а летом плотами сплавляли до пристани Бурея – ныне Новобурейск.
В 1935-1936 гг. в нашем районе работало несколько экспедиций из Ленинграда и Москвы по изучению и определению трассы БАМа. По таежным дебрям пробирались они, используя в виде транспорта летом лодки, зимой оленей, заимствованных у местных охотников-эвенков. Проводниками в экспедициях также были местные эвенки, знавшие тайгу, как свой дом.
Источник: Герей, Д. Трудная дорога в таежный край /Д. Герей // Рабочее слово. – 1990. – 13 июля.