Женщина-охотник из рода Афанасьевых. Виктория Викторовна Бутакова
Все больше стирается грань между мужскими и женскими профессиями: среди прекрасной половины человечества есть врачи, водители, сварщики, геологи… Однако женщина-охотник в наше время – редкость.
Виктория Викторовна Бутакова родилась в 1959 году в селе Могды Верхнебуреинского района в многодетной семье Афанасьевых, где была пятым ребенком из девяти. Ее дед и бабушка кочевали вместе с оленьим стадом, насчитывающим 600 голов, перемещаясь по территории района, по болотам в тайге. В 50-60-е годы это были, вероятно, последние стада, ведь ранее численность поголовья доходила до полутора-двух тысяч.
Изначально в селе Могды стояли чумы, потом – палатки, в которых жили круглогодично, позже стали строить дома, бани: благоустраивать быт. В седле появился фельдшерский пункт и магазин (в настоящее время Могды – железнодорожный разъезд).
Отец, Виктор Прокопьевич, работал охотником, Агафья Гавриловна, мать, в детском саду няней. В 1968 году жителей села на самолете перевезли в Новую Умальту, где они занимались подсобным хозяйством, охотой и рыболовством (перед приездом эвенков семьи немцев, жившие здесь ранее, были переселены в Усть-Ургал).
Это село было расположено в шести километрах от Усть-Умальты, в долине реки, где можно было заниматься сельским хозяйством. На смену северным оленям пришли коровы, которых стали держать многие жители. С утратой подголовья оленей семьи стали жить оседло, численность населения была около 100 человек – это 15-20 семей.
После закрытия рудника, когда содержать Новую Умальту стало экономически невыгодно, поселение коренных народностей начали перевозить в Шахтинск. В 1970 году Афанасьевы тоже переехали. Наталья, которая старше Вики на 4 года, рассказывала, что их перевозили зимой на грузовиках в кузове.
В Шахтинске дома для переселенцев были недавно построены корейцами, их сразу пришлось утеплять и обживать, а еще заготавливать дрова для обогрева. В селе был детский садик, школьники же учились в интернате в п. ЦЭС. Домой они приезжали только на каникулы: в любое время года детей в интернат и обратно возили на грузовиках, это примерно три часа по бездорожью, а в распутиц – по ямам и ухабам еще дольше.
В советское время в Шахтинске заготавливали много дикоросов. Практически все лето тайга щедро одаривала людей: весной – папоротник, в июне – жимолость, потом голубика, грибы, брусника, орехи. Например, грибов в некоторые годы собирали до 10 тонн, все, от мала до велика, зарабатывали деньги. На них можно было купить снегоход, мотоцикл, хорошее ружье, японские куртки-«аляски», а дети на свои доходы одевались в школе.
Мужчины пилили дрова, заготавливали сено, ведь многие держали скот. Женщины работали в мастерской , где шили национальную одежду, рукавицы, норковые шапки, тапочки. В советское время в Хабаровске был магазин «Верхнебуреинский», в котором все это продавалось, товар пользовался спросом. Повсюду велись лесозаготовки, осваивали новые участки, геологи проводили изыскания, находили новые месторождения. Жизнь в поселке кипела.
После окончания школы Виктория поступила в училище в Хабаровске, выучилась на киномеханика. Вернувшись в Шахтинск, с 1977 по 1985 год она проработала секретарем сельского совета. В поселке встретила свою судьбу. Федор Бутаков родом из Челябинской области, работал охотником в коопзверпромхозе. Ему приглянулась кареглазая скромная девушка, в 1979 году они сыграли свадьбу и до сих пор вместе. Федор приехал в Шахтинск из Баргузинского заповедника, где работал лесником. В лесах Верхнебуреинского района водилось много зверя: и пушные и копытные, в сезон перелетов добывали водоплавающую дичь.
После работы в сельсовете Виктория устроилась учеником охотника, стала ходить на промысел вместе с мужем. Таежная наука давалась ей легко – многие поколения эвенков охотились. Ставить капканы так, чтоб зверек наверняка попался и не испортилась шкурка, по следам искать зверя, внимательно наблюдать за перемещением копытных и хищников, знать места кормежки и отдыха – всему научилась молодая женщина. Да и вдвоем в тайге намного легче.
По плану за сезон на двоих нужно добыть 20 соболей, но обычно в хорошие годы получалось и до шестидесяти-семидесяти, если популяция хищника была большая. Из копытных стреляли до трех лосей, изюбрей, оленей.
Через год в трудовой книжке Виктории появилась новая запись – она стала охотником-промысловиком. Уже одна могла обходить свой участок, проверяя капканы. Лес воспринимала как родной дом, чувствуя единение с природой. А новая работа стала привычной и обыденной, многие километры исходили они с мужем по таежным тропам.
Охота в советское время была хорошо организована: людей на дальние участки забрасывали на вертолетах, доставляли на вездеходах, помогали с амуницией, провизией, боеприпасами, было налажено хорошее снабжение (в те времена люди знали, что такое дефицит). В тайге следили за численностью копытных и хищников, иногда отстреливали волков. Леса, конечно, вырубались, но лесхоз регулярно производил лесопосадки с привлечением школьников.
Кроме копытных и пушных зверей среди трофеев Виктории – три медведя. Причём застрелены они по необходимости, когда другого выхода не было. У эвенков медведь считается хозяином тайги, но бывают случаи, когда они представляют угрозу. Вот тогда и приходилось убивать огромных зверей. Для мужчины-охотника медведь – знатный трофей, а уж для хрупкой женщины – тем более.
Она умеет снять и выделать шкуру, разделать тушу, наравне с мужем выносила добычу из леса, с нагруженным рюкзаком приходилось идти по нескольку километров. В семье всегда держат лаек, собаки работают в лесу вместе с хозяином. Воспитать хорошую рабочую лайку – большой труд. Их выращивают из щенков, добиваясь понимания с жеста, с полувзгляда. Такие собаки высоко ценятся, они умеют загнать пушного зверька на дерево и «держать» его до прихода хозяина, а копытным не дают убежать, пока не прозвучит роковой выстрел. Если происходит встреча с хищником, собаки "вяжут" его, кусают, отвлекают его, пока охотник не подоспеет. Несколько лет назад Бутаковы привезли щенков из Забайкалья, чтобы улучшить местную породу, «прилить» новую кровь. За ними сразу же образовалась очередь.
За свою биографию Виктория посвятила охоте более 30 лет. Также работала на метеостанции в Шахтинске техником-метеорологом, в Герби – на котельной. С 2002 по 2009 год была главой села Шахтинское, пользовалась уважением среди односельчан. Сейчас работает в сельском клубе в п. Герби. Пять лет назад купили там благоустроенную квартиру, чтобы быть поближе к лесу. Муж давно на пенсии, но продолжает охотиться. Виктория присоединяется к нему во время отпуска.
В поселке живет много родственников Афанасьевых, на праздники и семейные торжества собирается 20-25 человек. Старшая сестра Виктории Наталья Сайфутдинова работает заведующей клубом. Там организована музейная комната, где собирают экспонаты эвенкийской культуры. Виктория вместе с женщинами из их рода в мастерской создает вещи из меха и кожи, которые представляют на районных и краевых выставках декоративно-прикладного искусства.
Виктория считает себя счастливым человеком. Она помнит историю своего рода, помогает сестре собирать экспонаты для музея. очень любит малую родину, ведь на своих ногах с ружьем за плечами она исходила тысячи километров по буреинской тайге, которая является домом ее народа. Эта любовь в ее сердце навсегда.
Источник:
Шавирий, Н. Женщина-охотник из рода Афанасьевых /Н. Шавирий // Рабочее слово. – 2017 . – 16 ноября. – С. 6