Бруснику собирали у больницы.
Когда я приехала в наш район (август 1953 года), райцентр размещался в п. Средний Ургал. Это был большой, но густонаселенный поселок со столовой, магазином, школой, маленьким домиком – гостиницей и двухэтажным зданием райкома и райисполкомом.
Железная дорога была проведена только до ст. Ургал, а сама станция была конечной остановкой. Чтобы попасть в Чегдомын, надо было добираться на попутных машинах.
Не таким уж большим был и посёлок нижний Чегдомын. Автобусы не ходили. А если и ходили, то не более одного – двух. Рабочих - шахтёров возили специально оборудованные машины.
Условия в шахте были тяжёлые. Уголь добывали вручную, загружали лопатами в вагонетки. Обогатительной фабрики ещё не было. Очень часто случались обвалы, когда крепёжные стойки не выдерживали в лаве пласты земли…
Много тогда работало крепких шахтёров всяких национальностей. Среди них были: Лопатин, Лялько, Бородин, Порохня, Герей, Цигельников и многие другие. Жаль, что память стареет и забываются фамилии, имена, отчества людей, которые, несмотря на все трудности, вырастили целые династии новых шахтёров, а сами уже умерли или находятся на заслуженном отдыхе. Многие из них погибли или получили увечья на всю жизнь…
Так вот, в 1953 году верхний Чегдомын был новостройкой. Ехали люди со всех концов страны всякие специалисты, чтобы построить для шахтёров и всех живущих здесь людей прекрасный посёлок городского типа. Так он сейчас и выглядит: многоэтажные дома, парк, аптека, библиотека, магазины, больница. Но на этом ещё не закончена работа, впереди много новых проблем… И вот тогда, в далеких 1953 - 56 годах, когда люди на верхний Чегдомын, вокзал, 5-ю зону ходили пешком.
А на пути, недалеко от дороги, стоял электропоезд, который вырабатывал электроэнергию, отапливаясь углём. Копоть и сажа летели прямо в глаза прохожим, но надо было идти и протирать глаза, что сделаешь? Такова была жизнь. На городке (так называли верхний Чегдомын) строились жилые деревянные дома, кинотеатр «Ургал», столовая (где сейчас гостиница), магазины продуктовые (их было не более четырёх-пяти), промтоварные (ещё меньше) и другое.
А где строилось инфекционное отделение больницы, там можно было ещё собрать немного брусники, а к кирпичному заводу ходили за грибами.
В пионерский лагерь «Мечта» автобусы никакие не ходили, часто приходилось добираться пешком. Только, где-то после 1956 года была проложена железная дорога до Чегдомына, а потом и прямо к шахте. Поезд ходил через день. И вот, чтобы попасть в какой- либо посёлок, надо было сидеть и ждать два дня на вокзале или у знакомых.
Сейчас всё изменилось. Регулярно ходят автобусы и поезда, выросли новые посёлки-красавицы, расстраивается и Чегдомын, много появилось новых жителей. Но историю района должны знать все.
Источник: Бородина, Н. Бруснику собирали у больницы / Н. Бородина // Рабочее слово. - 1990. - 2 ноября.