БАМ в миниатюре
«Малый» Восточный участок (Хабаровский участок БАМа) определен от ст. Этыркэн до ст. Советская Гавань
ЭТЫРКЭН
Первыми в район будущей станции прибыли воины-строители из в/ч 51128 - 97-го отдельного путевого железнодорожного батальона.
17 апреля 1977 года, в день ленинского субботника, на разъезде Этыркэн воинами-железнодорожниками произведена стыковка автомобильной дороги Февральск-Ургал.
5 октября 1980 года воины-железнодорожники уложили последнее звено БАМа на территории Хабаровского края в районе посёлка Этыркэн.
2 октября 1981 года, в районе будущей станции, высадился десант первостроителей из Куйбышевской области в составе Куйбышев- БАМстрой и СамараБАМстрой.
С этого момента Куйбышевская область взяла шефство над поселком Этыркэн.
Генеральный план посёлка разработан институтом Куйбышевгражданпроект.
В Этыркэн, из Куйбышевской области, привозили конструкции домов для их возведения.
В сентябре 1985 года на ст. Этыркэн прибыли строители из Оренбургской области.
В 1995 году СамараБАМстрой, выполнив свою задачу, покинул поселок.
АЛОНКА
Первыми в район будущего посёлка, в августе 1974 года, прибыли подразделения 1-й бригады ЖДВ (в/ч 06430 или СУ № 310) для рекогносцировки военного городка.
11 августа 1975 года на строительство поселка Алонка прибыли более 300 строителей из Молдавии в составе специализированного СМП «МолдавстройБАМ» (начальник А.Н. Панов), сформированного на базе треста Кишинёвстрой.
Проектирование станции и посёлка производил институт Молдгипрострой.
22 апреля 1975 года завершено строительство временного совмещенного моста через реку Бурея длиной 611.2 метра. Его особенность в том, что здесь применены металлические неразрезные сквозные фермы с ездой по низу.
Строительство вели - 37 отдельный мостовой полк, 132 мостовой батальон и МО-51 треста Мосгосстрой-10.
Мост сдан в эксплуатацию 5 сентября 1983 года.
Военные «мостовики» дислоцировались близ Алонки в посёлке Воспорухан, а основная строительная база МО-51 располагалась в Новом Ургале.
13 января 1976 года является официальной датой рождения Алонки, когда началось строительство постоянного поселка.
7 декабря 1978 года в Алонку пришел первый рабочий поезд: 60-километровый участок соединил поселок со станцией Новый Ургал.
На центральной площади, в 1981 году, перед школой, студенты Молдавии установили памятник земляку С.Г. Лазо, отлитый из бронзы на средства, собранные во время трудовых семестров, проведённых на стройках БАМа.
30 июня 1983 года завершено сооружение станционного поселка Алонка.
СМП «МолдавстройБАМ» уехал на строительство посёлка Дугда.
Из книги «Энциклопедия БАМа в миниатюрах».
Автор С.А. Коробов, 2014 г.
Источник:
Коробов, С.А. БАМ в миниатюре./С.А. Коробов// Рабочее слово. - 2017. - 6 апреля. - с.7